Александр Пронин
Конь в жизни средневековой мордвы. Археологический ракурс
...И конь стоит, как рыцарь на часах,
Играет ветер в легких волосах,
Глаза горят, как два огромных мира,
И грива стелется, как царская порфира...
Николай З а б о л о ц к и й
Конь – не просто существо, прирученное в стародавние времена человеком, а то животное, без которого еще недавно невозможно было обойтись. До появления механизированного транспорта конь – это безотказный помощник крестьянина (по меткому замечанию поэта Заболоцкого: «...и лошадь в клетке из оглобель... глядит покорными глазами»), и – незаменимый друг воина. Со многих живописных полотен XVIII – XIX веков на нас смотрят дворяне, браво восседающие на боевых конях. А сколько стихов посвящено этому трогательно-верному животному – Языков, Пушкин, Лермонтов – все писали о лошадях так, будто они – тоже являются полноправными героями произведений. И хоть сегодня кони, вследствие технического прогресса, менее востребованы как рабочая сила, но всё же их значимость в жизни человека утратилась не полностью.
До сих пор у многих любителей этих замечательных животных, замирает сердце, когда конь «косит на них лиловым глазом». Современные поэты, в том числе и наши земляки, вдохновляются образами коней. Так, Камиль Тангалычев даже сравнивает жизнь поэта – с жеребенком, отбившимся от стаи. В интернете легко отыщутся сайты для «лошадников», где есть и выразительные фотографии, и зарифмованные признания почитателей. Недавно появилась информация, что в новом фильме знаменитый Стивен Спилберг решил «посмотреть» на мир людей глазами коня. Но что нам говорить о Голливуде, если у нас в ином крестьянском хозяйстве конь до сих пор остается верным помощником. Вероятно, поэтому следует вернуться к истории «дружбы» с конем, когда трудовая лошадка занимала важнейшее место в животноводстве многих финно-угорских народов, в том числе и мордвы, а также была незаменимой в бою. При этом стоит обратить внимание на интересные факты присутствия коня в жизни мордвы, на которые можно посмотреть с археологического ракурса.
Культ коня возник в эпоху производящего хозяйства, когда возросло хозяйственное значение коневодства у скотоводческо-земледельческих племен лесной зоны.
В эпоху раннего железного века в Волго-Окском междуречье, на Верхней Оке, в Верхнем Поволжье и Прикамье конь занимал уже ведущее место. С появлением и развитием пашенного земледелия роль коня не уменьшилась, а возросла. Поэтому и в позднейшее время, когда аграрный культ вытеснил промысловые культы (оленя, лося, медведя), культ коня не утратил своего значения и сохранился дольше других1 (Голубева Л.А. Зооморфные украшения финно-угров / Л.А. Голубева. - Москва, 1979. - С.6)
В мордовских легендах преданный конь служит человеку, часто выручает героя, соревнуется и побеждает в скорости хищную птицу-сокола, предстает в виде метафор: «конь – птица». Конь часто обладает вещими свойствами, он даже может похоронить и оплакать своего погибшего хозяина. В народной традиции и языческой религии конь (алаша) – объект поклонения, особо почитаемое и жертвенное животное, символ тепла, весны2 (Девяткина Т.П. Мифология мордвы: энцикл. / Т.П. Девяткина. - Саранск, 2006. - С.90). Н.Г.Юрченкова, изучавшая мифологию мордовского этноса, в разделе «реконструкция мифов» выделяет отдельную главу под названием «Конь»: «Летит по степи конь вороной, быстрый, как ветер, грива на ветру развивается, всадник на коне лихой»3 (Юрченкова Н.Г. Мифология мордовского этноса: генезис и трансформация / Н.Г. Юрченкова. - Саранск, 2010. - С.360). И в бою, и в походе конь и воин неразделимы. Неудивительно, что мужчину-воина часто хоронили вместе со своим конем. Вывод из этих строк напрашивается сам: «...во всех делах мордвину конь помощник – и в беде, и в радости с ним и даже в загробном мире его не оставляет»4 (Там же, С.360).
Среди пословиц русского народа, собранных Владимиром Ивановичем Далем, также встречается немало мудрых изречений о конях, свидетельствующих о важности их присутствия, прежде всего, в хозяйстве и в жизни военного человека: «Лошадь человеку – крылья. Возит воду, возит и воеводу» или «На лошадь не плеть покупают, а овес». По внешнему виду лошади определяли, насколько щедр и широк душой ее хозяин: «Конь тощой – хозяин скупой» или «Казак голоден, а конь его сыт»1(Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т.: Т.2. / В.И. Даль. - М.: Художественная литература, 1984. - С. 355) Подобные пословицы есть и у мордвы. О трудолюбивом человеке и заботливом хозяине говорили: «У хорошего конюха лошади пляшут». Крестьяне ценили лошадей по заслугам: «Не столяр, не плотник, в деревне хороший работник». Существовали и приметы, связанные с конем. Например, если лошадь по земле катается – погода изменится2 (Юрченкова Н.Г. Указ.соч. - С.361). В честь лошадей проводился праздник с ритуально-магическими обрядами – «алашань озкс». Три выбранных старца совершали молян и просили языческих божеств – покровителей лошадей предохранить их от зла 3(Девяткина Т.П. Указ.соч. - С. 94).
У мордвы, как и у коми, карелов, удмуртов, марийцев, жертвоприношения коней, освященные древней традицией, были обычным явлением. Обряд принесения мордвой в жертву лошадей описан венецианским путешественником XV века Иосафатом Барбаро. По его словам, в определенное время убивали приобретенную сообща лошадь. Из ее шкуры делали чучело, которое водружали на дерево. Сюда приносили дары и здесь же совершались моления. О существовании обычая принесения в жертву домашних животных докладывал уездный землемер Милькович в 1783 г. Он говорил об обычае принесения в високосный год в жертву белой лошади, также приобретенной сообща, и о закалывании коня в честь некоего бога жеребцов. У английского путешественника XVI века Д.Флетчера мы находим следующее: «Если у кого из них умрет его приятель, то он убивает своего лучшего коня и, содрав с него шкуру, несет ее на длинном шесте впереди покойника, на кладбище. Это они делают (как сказывают русские) для того, чтобы у приятеля был добрый конь, на котором бы он мог доехать на небо, но вероятнее в знак любви, которую оставшийся в живых питает к своему умершему другу, желая, чтобы вместе с ним умерло самое дорогое для него животное...» 4(Флетчер Д. О государстве русском, пер. М.А. Оболенского. - М., 2002г. - С.111).
У мордвы встречаются погребения, где конь захоронен вместе с человеком, а есть и одиночные погребения коня. Например, в могильнике Заречное II из ста пятидесяти погребений 8 являются конскими 5(Мартьянов В.Н. Арзамасская мордва в I - начале II тысячелетия н.э. / В.Н. Мартьянов. - Арзамас, 2001. - С.33). В погребении 12 – мужчина и конь, в 3-м погребении – женщина и конь. В погребении 109 – в ногах мужчины два черепа коней. На сегодняшний день в мордовских могильниках обнаружено более сорока конских погребений.
Некоторые конские погребения X – XIII веков содержат полный набор снаряжения верхового коня, включавшего седло, узду, стремена, односоставные или двусоставные удила. Очевидно, что этим животным отводилась роль не просто жертвы, которая должна умилостивить богов и символизировать уважение к предкам. Конь в потустороннем мире должен быть именно верховым 1(Алихова А.Е. Из истории мордвы конца I - начала II тысячелетия н.э. // Из древней и средневековой истории Мордовского народа. Саранск, 1959. - С.23). Конские погребения данного периода – распространенное явление не только у финно-угров. В большинстве погребений тюркских кочевников кости коня лежат слева от покойника. Это обстоятельство следует связывать с обычаем класть повод коня, предназначенного покойнику, именно с представлением, что на том свете левая рука станет правой 2(Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. Археологические памятники - М.: Наука, 1966. - С.128).
Захоронения коней помещались обычно в простые прямоугольные, или, значительно реже, овальные ямы с отвесными стенками и ровным дном. Однако можно отметить их особенности для эрзянских и мокшанских могильников. У эрзи чаще всего выкапывались ямы такие же, как и для человеческих погребений, – узкие и длинные. У мокши могильные ямы коней по длине равны человеческим, но значительно шире 3(Вихляев В.И. Возникновение обычая конских погребений у средневековой мордвы //Гуманитарные науки и образование. Материалы I Сафаргалиевских научных чтений. - Саранск, 1997. - С.115)
В.И.Вихляев в статье «Возникновение обычая конских погребений у средневековой мордвы» анализирует детали обряда и делает выводы относительно причин возникновения данной традиции. Одной из причин возникновения обряда конских захоронений у мордвы ученый называет социальный фактор. В XI – XIII веках мордва достигла такого уровня общественного развития, когда у нее стала формироваться конная профессиональная дружина. Из летописей известно, что войско мордвы начало одерживать победы даже над древнерусскими княжескими дружинами. В среде мордовских дружинников мог и оформиться культ коня, возникнуть обычай погребения с воином его боевого соратника 1(Вихляев В.И. Указ. соч. - С. 116).
Другой возможной причиной появления захоронений коней у мордвы, по мнению В.И.Вихляева, могло быть иноплеменное влияние. Среди соседей мордвы наиболее древний устойчивый обычай погребения коней на родоплеменных могильниках есть лишь у муромы на Нижней Оке. Конские погребения здесь известны с VI века. При этом у муромы имеются все виды конских погребений, известные у мордвы. Распространение конских погребений, характерных для муромы, у мордвы является весомым свидетельством внедрения с X века в ее среду муромского населения. При этом волна муромских переселенцев достигла не только земель их ближайших соседей – эрзи, но и более отдаленных районов расселения мокши 2(Там же. - С. 116).
Итак, мы видим, что с древности кони играли существенную роль в жизни народов, в том числе и мордовского. В народном творчестве, в мифологии сохранились тому подтверждения – кони являются героями мифов, сказок, пословиц и даже примет. Также известно, что существовали обычаи приносить коней в жертву. Им посвящались празднования с ритуально-магическими обрядами, где кони возводились в ранг священных животных. Всё это неудивительно, ведь конь был главным помощником в хозяйстве. Захоронения коней у мордвы появились позже, самое древнее, известное на сегодняшний день, относится к Х – ХI векам. Среди причин их появления выделяют несколько основных версий – это иноплеменное влияние и социальный фактор, когда конь стал неотделимой частью от жизни хозяина-воина. Но поскольку сегодня еще не все памятники мордвы изучены, можно предположить, что подтверждения этим выводам и новые версии еще впереди.