Владимир Абрамов. Кузьма Абрамов и его время

 

Почти каждый образованный человек может написать книгу, выразить в ней свой способ мышления и свое отношение к миру. Многие, даже интересные, писатели всю жизнь под разными названиями пишут части одной и той же книги. И только большой писатель, каким был Кузьма Григорьевич Абрамов, может написать много книг, в которых отражаются уникальные миры многих героев, разнообразных по исторической эпохе, социальному положению, интеллектуальному и нравственному уровню.

Главный герой его книг – всегда уроженец мордовской земли, впитавший в себя ее соки, возросший на ее плодах, получивший от ее природы, истории и культуры те особые качества, которые составляют неповторимый национальный характер. Понимание этих качеств дается не только природным умом, облагороженным образованием, не только наследственным сенсориумом, отточенным богатой событиями жизнью, но и способностью накапливать и использовать опыт прошлых поколений.

Своей фамилией род Абрамовых обязан пращуру Обрану Надежкину, переселившемуся в конце XVIII века из присурского, тогда мокшанского, села Кочелай в эрзянское село Найман. Несколько поколений потомки Обрана женились на эрзянках. Мать писателя, Анастасия Максимовна, в девичестве Лугаськова, была родом из соседнего села Русские Найманы.

Дед писателя, Степан Константинович, самостоятельно выучился грамоте. В молодости работал на сибирских Нерчинских шахтах, строил Транссибирскую магистраль в Забайкалье между станциями Хилок и Могзон, потом крестьянствовал. Отец, Григорий Степанович, учился в земской школе, трудился плотником, возводил Владивостокский и Мурманский порты. На румынском фронте Первой мировой войны стал большевиком, затем был председателем Пичеурского и Большеберезниковского волисполкомов Симбирской губернии, с конца двадцатых годов работал учителем в различных школах Мордовии.

К.Г.Абрамов родился 30 октября (12 ноября по новому стилю) 1914 года в селе Найман (по-русски – Старые Найманы), тогда Медаевской волости Ардатовского уезда Симбирской губернии, ныне Большеберезниковского района Республики Мордовия. В 1920 году семья переехала в расположенный неподалеку поселок Молния, где Григорий Степанович организовал коммуну, одну из первых в Мордовии. Через несколько лет коммуна распалась, но Абрамовы остались жить в поселке.

Девяти лет от роду будущий писатель поступил в начальную Найманскую школу. После ее окончания хотел продолжить учебу, но в округе тогда не было средних школ, и только в 1932 году ему удалось закончить семь классов в Ичалковской девятилетке. Летом того же года он поехал на Дальний Восток. Однако туда не добрался и до глубокой осени по вербовке трудился ремонтным рабочим на забайкальской станции Зилово. В 1933 году Абрамов учился на подготовительном отделении Мордовского педагогического института, был переведен на первый курс, но оставил его и поступил в мордовский театр артистом. С 1935 года стал работать учителем эрзянского языка в сельских школах Мордовии.

Все эти годы, начиная с шестилетнего возраста, он много читал, сначала бессистемно, затем по мере взросления всё более отдавая дань русской и мировой классике, книгам по истории, философии, искусству. Чтение и собирание прекрасных книг на всю жизнь стало пламенной страстью писателя, основой его образования. Пробовал писать и сам.

После сталинских репрессий 1937–1938 годов культурная жизнь Мордовии была полностью дезорганизована. Почти все писатели, редакторы издательства и журналов, сотрудники НИИ Мордовской культуры, многие преподаватели вузов были арестованы, многие расстреляны, остальные отправлены в лагеря. Для восстановления культурной инфраструктуры в автономную республику из Москвы приехал А.Я.Дорогойченко, мордвин по национальности, в годы гражданской войны – заместитель председателя исполкома Самарской губернии, в 1920–1930-е гг. – известный писатель и один из руководителей Союза писателей России. Он стал собирать по селам талантливую молодежь, успевшую опубликовать свои произведения на страницах национальных газет и журналов и миновавшую мясорубку репрессий. Среди представителей такой молодежи оказались двое найманских друзей: К.Г.Абрамов и В.М.Коломасов. Первое время, пока не сняли жилье, они даже проживали на квартире А.Я.Дорогойченко.

Алексей Яковлевич с одобрением отнесся к первым литературным опытам Кузьмы Абрамова и рекомендовал его на работу в редакцию Мордовского книжного издательства. Рекомендация такого маститого писателя и работа в художественной редакции укрепили его молодого собрата по перу в решении продолжать занятия литературой. К 1940 году К.Абрамов публикует несколько стихотворений, рассказ и отдельным изданием небольшой сборник стихов. С этим сборником начинающий литератор связывает свои надежды на вступление в Союз писателей, однако их перечеркивает вскоре начавшаяся война. Осенью 1939 года он призывается в армию и через несколько месяцев службы на польской территории поступает учиться в военно-пехотное училище в городе Славута, переведенное затем в Тамбов. С июля 1941 года лейтенант, затем старший лейтенант Абрамов на Западном фронте: командует минометным взводом, ротой. Отступление в первые месяцы сражений, тяжелое ранение в висок, госпиталь, победа под Москвой, новое наступление, окружение и плен, фашистский концлагерь и, наконец, освобождение в разрушенном до основания Нюрнберге – таков его военный путь. За участие в войне он был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени и медалью «За победу над Германией».

В 1954 году он экстерном оканчивает Мордовский педагогический институт и работает учителем русского языка и литературы. С этого времени и до конца жизни ему сопутствовали нормальные жизненные условия и многочисленные творческие удачи.

Талант писателя оценивается по лучшему из созданного им. Романы Народного писателя, Почетного гражданина Республики Мордовия К.Г.Абрамова стали классикой мордовской литературы. Они вывели мордовскую литературу на всероссийский уровень, привлекли серьезного читателя.

Написанные живым народным языком, первая трилогия, первые историко-биографические («Сын Эрзянский», «Степан Эрьзя») и исторические («Пургаз», «За волю») романы стали важнейшими этапами ее становления. Первый «многоплановый эпопейный роман» о поволжской деревне 1920–1950-х годов («Найман»), одна из первых удачных попыток преодолеть узкосоциальные рамки «городских» и «деревенских» произведений («Своя ноша не в тягость», «Девушка из села») составляют заметный вклад писателя и в общероссийский литературный процесс. Современники дали творчеству К.Г.Абрамова высокую оценку. Он удостоен персональных статей во всех главных энциклопедиях СССР и Российской Федерации, ряде зарубежных энциклопедий. Но самую высокую оценку дал ему читатель. Его произведения не залеживались на полках книжных магазинов и библиотек.

С конца XX века роль литературы в общественном сознании нашей страны претерпела значительные изменения. В условиях «гласности» повысилось информационное и общественно-политическое значение прессы. Существенно возросла роль телевидения. Расширилась сфера практической деятельности людей, возросло значение материальных благ и, соответственно, упало значение духовных факторов. Всё это понизило общественный статус серьезной российской, и в частности мордовской, литературы.

Но и в наше время, когда рушатся многие прежние идеалы, а новые еще не поднялись из
хаоса политических и духовных катаклизмов, когда, кажется, не до чтения отнюдь не развлекательной литературы, произведения Кузьмы Григорьевича Абрамова по-прежнему находят своего читателя. А это значит – по-прежнему «затрагивают нравственные струны».

 

Владимир Абрамов

 

В этом году со дня рождения К.Г.Абрамова исполняется 100 лет. После смерти писателя в его архиве было обнаружено несколько произведений, которые ранее не печатались. Предлагаем читателю один из таких рассказов, написанный в 1953 году.