Не хочу учиться, а хочу...

 

Юлия АРТАМОНОВА

 

 

Рисунок автораРаннему браку, равно как и браку «по залету», сегодня удивляться не принято. Другое дело, что основной причиной таких скоропалительных свадеб является беременность невесты. Но и тут виновных не сыскать – родители за всем уследить просто не в состоянии и справедливо полагают, что раз их дети дошли до сексуальных отношений, то должны в полной мере представлять, что за последствия их могут ожидать. Только великовозрастные чада тоже на уступки не идут и все свои действия объясняют и выгораживают любовью – «ну мы же так любим друг друга!» Чуточку романтики, цветов и невестиных истерик – и юные пары уже видят себя настоящими Ромео и Джульеттой, очень часто забывая конец пьесы. Увы! Но по подсчетам американских психологов девять из десяти ранних браков кончаются разводом в течение пяти лет. Эта цифра не кажется такой уж преувеличенной, если сформулировать мотивы, движущие молодыми людьми.

Довольно часто парень или девушка рвутся в брак, потому что не уверены в прочности своих отношений и пытаются таким образом их «заморозить». Вот, мол, поженимся, а дальше уж все само как-нибудь... Заблуждение здесь в том, что брак не является средством, изменяющим человека. Никто – ни алкоголик, ни наркоман, ни лентяй, ни эгоист – не меняется только потому что женится или выходит замуж. И это обязательно следует учитывать отдельным сердобольным личностям, которые сначала воображают из себя мать Терезу и чуть ли не стелются перед всякими приглянувшимися им аферистами, а затем бьют себя в грудь и стонут, что пригрели змею.

Еще одна крайность – вступление в брак, чтобы почувствовать себя взрослыми. Между прочим, по этой же причине некоторые подростки начинают выпивать или употреблять наркотики, но ни это, ни заявление в загсе еще никому автоматически не принесло аттестата зрелости.

Многие молодые пары прельщаются также надеждой получить бОльшую свободу и наконец-то уйти от родителей. Ирония судьбы заключается здесь в том, что получают они не свободу, а ответственность, которую налагает брак, ну а высокие цены на жилье просто вынуждают жить первые несколько лет в родительском доме. Отсюда вытекает еще одна серьезная проблема, разрушающая браки, - финансовая. Молодые люди почему-то лишь после свадьбы осознают, что все стоит денег и причем немалых. Заработок во время каникул или стипендия кажутся существенными, пока их тратишь только на одежду, компакт-диски или походы в кафе. Но стоит произвести расчет и выяснить, что стипендии может не хватить даже на оплату жилья (при этом позабудьте о еде и новых шмотках), как само собой приходит отрезвление, судорожно протягиваются руки и раздается сиплый шепот «сами мы не местные...»

Смех смехом, но нехватка денег очень часто ставит под удар все вопросы о браке, а «рай в шалаше» для всех молодоженов видится не иначе как в окружении ванной, музыкального центра и мягкой мебели.

Впрочем, даже комфортная квартира не является залогом прочности брачных уз (если только это не брак по расчету), и частенько обеспеченные всем молодые пары просто не могут ужиться вместе. Говорят, что не сошлись характерами, и при этом муж с женой винят друг друга, тыча пальцем на то, что до свадьбы «ты был(-а) не таким(-ой)». Объяснить же все можно тем, что молодые люди так поспешили со свадьбой, что просто не успели побольше узнать друг друга.

К шестнадцати–восемнадцати годам новые ощущения сменяют друг друга быстро и беспорядочно, школа позади, и подростку кажется, что он переполнен «знаниями о жизни». Ему просто не терпится поскорее попробовать все, о чем он слышал или догадывался. Но единственное средство для проверки своей самостоятельности – время.

Вот почему психологи советуют ни при каких обстоятельствах не торопиться с браком, а если есть хоть какие-то сомнения, то выяснять их необходимо до свадьбы, а не после, потому что брак – это не просто «естественное завершение» взаимоотношений двух людей и не решение существующих проблем. По сути, брак – это та высшая ступень, на которую переходят ваши взаимоотношения, если они уже достаточно зрелые.

Ну а как быть при затруднительных ситуациях, когда молодые люди колеблются в тех или иных житейских вопросах, но расставаться не хотят? Среди наиболее подходящих вариантов психологи считают совместное проживание до вступления в официальный брак. К счастью, подобные отношения уже не несут на себе общественного клейма, как в прошлом, и вряд ли кто сейчас станет осуждать юных за «жизнь в грехе». С другой стороны, это может прийтись не по душе родителям, но лучше уж пусть их дети узнают, подходят ли они друг другу, до того, как идти к алтарю, чем потом страдают из-за развода.

Эту ситуацию вполне могут проиллюстрировать две истории, случившиеся с моими знакомыми около семи лет назад.

Семнадцатилетний Константин, учащийся техникума, увидел Аню на чьем-то дне рождения, и ему так приглянулась эта веселая, разговорчивая и начитанная девушка, что он стал искать повода для встречи с ней чуть ли не каждый день. Ане же только-только исполнилось пятнадцать, она закончила девятый класс и собиралась поступать в музыкальное училище. С Константином она, несмотря на его «техническое» образование, легко нашла общий язык; они как бы стремились дополнить друг друга – он, твердо стоящий на ногах и уверенный в своей мужской силе, помогла Ане своей решительностью, напором, а она, одухотворенная, разбирающаяся в музыке и ценящая искусство, учила и Константина замечать в обычном прекрасное, радоваться не только каким-то материальным благам, но и хорошей погоде, прогулке в лесу.

Вскоре Аня и Костя просто не могли представить жизни друг без друга. Но родители обоих были отнюдь не в восторге от такой ранней любви. Взрослые благоразумно считали, что для начала их дети должны выучиться, получить хоть какую-то специальность, найти приличную работу, да и Аня, несмотря на свою рассудительность, зрелость в отношениях с Константином, была еще совсем девочкой. Однако и разлучать так крепко сошедшихся людей значило бы ломать им обоим жизнь. Родители решили не строить из себя тиранов и деспотов, а просто предложили встречаться молодым людям еще год до шестнадцатилетия Ани и при этом «не делать глупостей». Константин и Аня сразу же согласились на эти условия, а всю свою энергию переключили на поиски подходящей работы и будущего жилья. Вслед за получением паспорта и сдачей вступительных экзаменов в «музыкалку» Аня примерила и обручальное кольцо. И вот уже исполнилось пять лет их старшей с Константином дочери и три годика сыну. Самой Ане – 21 год и она мечтает о консерватории, а Константин, искренне восхищающийся своей женой и такой молодой мамой, делает успехи в бизнесе. Наиболее важны в своей жизни они называют именно тот «испытательный год», который помог им выяснить, кто из них чего действительно стоит, смогут ли их романтические отношения удержаться в семейном быту.

- Нам не обязателен был штамп в паспорте, - объяснил Константин. – Мы же уже знали, что так или иначе у нас с Аней все будет хорошо, и с женить боя в нашей повседневной жизни ничего особо не изменилось. Но мы почувствовали, что между нами возникло еще и нечто очень высокое, почти священное, и это священное надо беречь.

Вторая история о «раннем браке» произошла с моей одноклассницей.

Ольге тогда едва исполнилось пятнадцать, она училась в девятом классе, но неожиданно из примерной «хорошистки» ушла в разряд «троечников». Учителя терялись в догадках, родители ограничивались руганью дочери, и только ее близкая подруга пролила свет на происходящее: Ольга влюбилась! На дискотеке она познакомилась с парнем на год старше ее, из богатой семьи, и привлекла его внимание. Но парня этого родители готовили к поступлению в университет и считали все увлечения сына пустыми, детскими выходками. Леше уже была приготовлена для его будущей карьеры отдельная квартира и машина. А Ольга жила с родителями и двумя младшими сестрами в старом частном доме. Из-за этого она долгое время не разрешала Леше провожать себя до дома, а несколько раз «для конспирации» уходила в подъезд чужой пятиэтажки. Раскрывшийся позднее обман не смутил уже охваченного любовной лихорадкой Лешу, он то и дело покупал Ольге разные подвески и колечки, а она прятала их от родителей. Тем не менее члены обеих семей вскоре были поставлены перед вопросом о взаимоотношениях своих чад, но и та, и другая семья восприняли их в штыки. Для Лешиных родителей Ольга выглядела нищенкой, желающей урвать кусок получше, Ольгиным родителям Алексей казался богатеньким хлыщом. Разразившаяся война «а ля Ромео и Джульетта» только подстегнула чувства молодых людей, в результате чего они все же поженились, но только после того, как Ольга достигла совершеннолетия, причем будучи уже на пятом месяце беременности.

Сейчас у Ольги два сына, сама она домохозяйка по причине так и не полученного образования, и по этой же причине она очень боится потерять Лешу, который содержит ее и детей. Любовь Алексея тоже давно сошла на нет, и отношения стали сугубо официальными, дойдя до дежурного поцелуя утром и вечером. Вместе Ольгу и Лешу удерживают дети и привычка сопротивляться родителям, которые так и ждут, что их чада разведутся.

Вывод из этих историй довольно прост: «Юные влюбленные! Не спешите!»

Свои отношения надо проверять временем. А если произошел разрыв, то не стоит рвать волосы и убеждать всех и себя, что как же так, ведь это была «любовь на всю жизнь». Если бы это была настоящая любовь, она бы не кончилась. Она бы выдержала все испытания. Не стоит жениться только потому, что стали сподвижниками в борьбе с родителями, выступающими против ваших чувств. Не стремитесь доказать всему свету, что ваша любовь самая большая, самая настоящая, это нужно доказывать не окружающим, а друг другу.

 

При подготовке использованы материалы книги Ди Снайдера «Практическая психология для подростков».