Этническое вдохновение Татьяны Пониматкиной

Мила МЕЛЬНИКОВА

 

Торбеевский танцевальный ансамбль «Интеграл» громко «выстрелил» лет пятнадцать назад на гала-концерте республиканского фестиваля народного творчества «Шумбрат, Мордовия!». Юные девушки в национальных костюмах даже не плясали. Они скорее совершали некий этнический обряд, отбивая ритм ногами и аккомпанируя себе хлопками ладоней. Зрители просто ахнули. «Надо же, так придумать!» – не скрывали восхищения профессионалы. «Не иначе в Торбеево появился супер-хореограф», – мелькнула у меня догадка.

А «выстрел» получился совсем не одиночным. С тех пор торбеевский коллектив с математическим названием «Интеграл» не перестаёт удивлять, ежегодно выдавая нечто эдакое. То у них «Шокшанская игровая», то «Потешки с собиранием хвороста» и громадными деревянными колёсами, которыми ловко «жонглируют», перекатывая их по сцене, хрупкие девчонки. То «Вечерние зазывы» под кричалки-скороговорки. То на сцене ожил колоритный обряд «Проводы лета», то старинная традиция «Беления холста». То мудрёное, с философским смыслом «Хождение спиной».

Признаюсь, меня разбирало любопытство, кто сочиняет такие оригинальные постановки и как они вообще возникают? Разыскать автора оказалось совсем несложно. Татьяна Пониматкина трудится в Доме культуры Торбеевского района. А ещё поёт в вокальном ансамбле «Васедема» при местном клубе «Аллегро».

Случайный выбор

Интересно, что хореографом она стала почти случайно. Таня выросла в многодетной семье, она младшая из шести братьев и сестёр. Сценическим творчеством из близких никто не увлекался. А Таня в родном Дракино просто занималась в школьной самодеятельности, где, как многие её сельские ровесники, читала стихи, немного танцевала, а больше пела. Тем не менее, окончив школу, поехала поступать в Институт национальный культуры на отделение, готовившее руководителей вокальной самодеятельности. Барышня, принимавшая у абитуриентов документы, откровенно скептически оценила Танины перспективы. Мол, из села, без базовой музыкальной подготовки. И Таня неожиданно для себя почему-то отдала документы на специальность «хореограф».

Признаётся, что учиться в вузе ей было непросто. Тем более, профессиональных основ по танцу у неё тоже не имелось. Тогда как среди однокурсников были выпускники Республиканской хореографической школы, девочки, занимавшиеся в различных городских танцевальных студиях.

– Мне повезло с вузовскими наставниками, – вспоминает Татьяна. – Наталья Атитанова, Наталья Мельник, Александр Бурнаев много дали в профессиональном плане. Нам преподавали и классику, и жанровый танец, но особый акцент делался именно на народное направление. Но меня поначалу тянуло в модерн. И Александр Гаврилович снисходительно разрешал: «Пусть ставит, что получается».

Хотя Наталья Мельник говорит, что уже в студенческую пору Таня выделялась своей
дотошностью. Прежде чем взяться за постановку, она досконально изучала материал и каждую свою композицию не просто выстраивала пластически, но вкладывала в неё драматургический смысл.

Под аккомпанемент печных заслонок

А народная тема возникла, когда Татьяна вернулась в родной район. Вернее, там она тоже ставила эстрадные композиции в стиле модерн. Но возникла внутренняя потребность найти нечто-то такое, что никто не делал. Вот в её родном Дракино, к примеру, никто не помнит национальных танцев.

– Даже мелодий, под которые они исполнялись, теперь не отыскать. А использовать любую другую музыку – уже не получится, – размышляет хореограф.

Поэтому она и начала искать любую информацию про этнические традиции шокши. Кое-что откопала в библиотеке, какие-то сведения нашла в интернете. Перелопатила горы различной литературы. Но основой вдохновения оказались рассказы мамы, Раисы Александровны, которая подробно описала, как девчонкой вместе с подружками собирала хворост, как трудились в поле, как в молодости отмечали праздники и т.д. В голове Татьяны мамины воспоминания сами собой превращались в сценический рисунок с последовательными переходами от действия к действию. Так сюжеты из народной жизни она переводит на «язык танца», понятный зрителям на уровне подсознания, эмоционального восприятия.

Поначалу средств на костюмы самодеятельному коллективу не выделялось.

– Поэтому, – вспоминает хореограф, – собирали шокшанские наряды по сёлам: рубахи, жилетки, подъюбочники, бусы и т.д. Кроме того, требовалось научить девочек носить такую одежу, обматывать ноги онучами, ходить в лаптях. Когда в 2019 году на «Шумбрат, Мордовия!» за творческие успехи нам вручили сертификат на 300 тысяч рублей, мы наконец пошили собственные сценические костюмы и закупили специальную танцевальную обувь трёх видов.

Для музыкального «сопровождения» Татьяна Пониматкина приспособила «шумовые инструменты», в качестве которых использовались...цинковые вёдра, печные заслонки и другие вещи сельского обихода. Но не ради эффектной экзотики, они как раз очень даже созвучны стилистике этнической народной культуры.

На зависть профессионалам

Творческие находки торбеевского хореографа давно оценили специалисты самого высокого ранга. Многие её постановки заслужили награды не только республиканских, но и международных фестивалей, конкурсов. На одном из танцевальных чемпионатов мира по народному танцу (ещё до пресловутой коронапандемии) мордовскому «Интегралу» за победу вручили путёвку в Германию. Но у самодеятельных торбеевских артистов возникли проволочки с оформлением
заграничных виз. И в качестве альтернативы районное руководство командировало их на фестиваль... в Керчь.

Маститые столичные искусствоведы считают, что собранный Пониматкиной народный материал можно смело оформить как кандидатское исследование: «По сути, она подняла целый пласт почти утерянного национального искусства».

– Её постановки нужно брать в репертуар профессиональных коллективов, – уверена наставница Татьяны, саранский балетмейстер Наталья Атитанова.

– Таня отличается исключительным вкусом во всём. В подборе костюмов, построении композиции. Её работам присуща сценическая эстетика, – отмечает директор Мордовской республиканской хореографической школы Наталья Мельник. – Она сама на редкость трудоспособная, в творчестве для неё не существует мелочей. И в коллективе у неё безупречная дисциплина. Без всего этого добиться весомых результатов не получится.

Только непосвященные считают: «Подумаешь, танцы, чего там сложного?» А участницы первого призыва «Интеграла» репетировали ежедневно по три часа. За беспричинные пропуски и иные нарушения провинившихся без лишних разговоров исключали из коллектива.

Зато фестивальные победы и зрительский успех лучше всего остального стимулировали самодеятельных ар-
тистов на серьёзную, кропотливую работу. Кстати, из первого состава Татьяниного коллектива три девушки тоже решили посвятить себя профессии хореографа, поступили Институт национальной культуры. А Аня Уткина уже работает вместе с наставницей в Торбеевском РДК.

«Генералы игрушек»

– Теперь дети настолько загружены уроками и занятиями с репетиторами, что на внешкольные занятия у них времени не остаётся, – вдыхает Пониматкина. – Понятно, что в приоритете, конечно, знания. Поэтому для репетиций у нас, в лучшем случае, лишь пару часов в выходной...

Тем не менее, выпустив очередной призыв повзрослевших артистов, в 2021 году Татьяна набрала новый состав. Немного. Пока десять человек. Бывшие участницы «Интеграла» сейчас приводят к Пониматкиной уже собственных сыновей и дочек. Двоих ребят родители привозят даже из Спасска соседней Пензенской области.

– На малышей ставить сложные композиции рано, – объясняет хореограф. – Сначала я предлагаю им игровые танцы.

К примеру, в январе Татьяна взялась репетировать с новичками шуточную композицию «Генералы игрушек».

– Я сама выросла среди мальчишек, потому отлично знаю разные «казаки-разбойники», запросто могу смастерить из деревяшки автомат. Говорю ребятам: «А тут нужно спрятаться под стол». А они смотрят растерянно: «Как это?» И пришлось мне, взрослой тёте, вставать на четвереньки и учить их, как на карачках ползать под столом, – смеёт-
ся Пониматкина.

Смех смехом. Однако видеозапись торбеевских «Генералов...» набрала с соцсетях рекордное число просмотров и несколько тысяч «лайков». А на международном конкурсе «Start fest-2021» дебютный танец новобранцев «Интеграла» завоевал гран-при. И это лишь ещё одно начало в творческой биографии талантливого хореографа из торбеевской глубинки.