Победный Олимп Вячеслава Зобкова.

Мила МЕЛЬНИКОВА

 

Жюри прошедшего летом 2014 года в Греции Международного музыкального конкурса «Золотой Олимп» абсолютным победителем единогласно выбрало саранского студента Вячеслава Зобкова. Он выступал на родине легендарных богов в составе творческой команды Института национальной культуры Мордовского госуниверситета им.Н.П.Огарёва. Судей покорил его красивый сильный баритон, неподдельный артистизм и поразительное благородство, с каким Зобков исполнил хит Муслима Магомаева «Синяя вечность».

Ценители вокала даже внимания не обратили, что Вячеслав вообще-то третьекурсник-заочник непрофильной специальности «библиотечная и информационная деятельность». Впрочем, об этом не подозревают и многие саранские и не только зрители, видевшие и слышавшие Зобкова на сцене – и в роли ведущего филармонических концертов, и как солиста. Сразу обращает на себя внимание его элегантность и деликатность манер. Да и в репертуаре у Зобкова в основном нестареющие хиты советской эстрады – песни Александы Пахмутовой, Арно Бабажданяна и др., берущие за душу своей душевностью.

Подпасок из Рождествено

Любопытно, но и на эстраду Слава попал почти случайно. О сценической карьере он не то что не грезил, но и долгое время понятия не имел о такой профессии – артист.

Все его предки, коренные сельчане, никак не связаны с творческими профессиями. Правда, дед по отцовской линии, Алексей Михайлович, трудившийся товароведом на оптовой базе, мастерски играл на гармошке и даже деревенскую ребятню обучал премудростям игры на трёхрядке. А дедушка по маминой линии, Анатолий Николаевич Латаев, всю жизнь работал шофёром, но отличался какой-то врождённой статью и поразительным умением красиво носить одежду. За что односельчане в шутку его называли «буржуем». Откуда у обычного крестьянского парня взялся такой лоск – Бог ведает. Однако вещи он выбирал пусть не слишком дорогие, но добротные, и любое обычное пальто или пиджак сидели на нём как стильный наряд. Забегая вперёд, скажем, что это дедово чувство стиля и изысканность манер передались и внуку.

Хотя Славкины родители тоже профессионально не связаны ни с музыкой, ни со сценой. Папа Николай Алексеевич трудился сварщиком, мама Алевтина Анатольевна – бухгалтером в местной налоговой службе. А для Славы, родившегося в ичалковском селе Рождествено, окруженного дивными природными пейзажами, реальная сказка начиналась прямо за задворками огорода. Там неохватной изумрудной ширью разбегались вдаль заливные луга, встречаясь у горизонта с бездонно небесной лазурью, ароматы летнего разнотравья наполнялись стрекотом кузнечиков, жужжанием шмелей, руладами жаворонков и соловьиной трелью на заре. Он и космонавтом, в отличие от большинства мальчишек, никогда не мечтал стать. В детстве вершиной его мечтаний была работа... пастуха. Славик с восторгом смотрел на деревенских мужиков в брезентовых плащах, высоченных сапогах, с заткнутыми за голенища кнутами: как они рано утром собирают коров от дворов, как им подчиняется многоголовое стадо, как в сумерках возвращают «рогатое войско» назад домой. И маленький Славка, на удивление взрослых, поднимался ни свет ни заря, чтобы «работать пастухом», хотя его родители тогда и коровы-то не держали. Но папа, уважая желание сына, смастерил ему мини-хлыст. И Зобков-младший с удовольствием и взаправду играл в подпаска.

Актёрское «наследство»

Актёрскими талантами ещё в школьную пору блистал его старший брат Алексей, с которого младший, естественно, во многом брал пример. Под влиянием брата Слава пристрастился к биологии, географии, истории и решил, что, наверное, хочет связать свою жизнь с природой, одно время думал стать егерем.

Кстати, Алексею, занимавшемуся в школьной театральной студии, бывшие премьеры Республиканского музыкального театра Вадим и Нина Медведские, руководившие самодеятельным сельским театром, настойчиво рекомендовали поступать на актёрский факультет. Но Лёша категорически заявил, мол, артист – это не профессия, после общеобразовательной школы закончил Нижегородскую сельскохозяйственную академию и дипломированным агрономом вернулся в родной район.

Славу в студию к Медведским сосватали одноклассники. Школьники готовили очередную концертную программу и, по сценарию, для чтения героической поэзии требовался юноша. Вот девчонки и присоветовали Зобкова, благо у того память хорошая. Не сказать, чтобы он уж особо любил уроки литературы, но стихи запоминал без труда. А главное – есть в нём завидное чувство ответственности: коли чего поручили, выполнит «от» и «до».

На широкой публике Слава дебютировал со стихотворением Константина Симонова. Перед выходом на сцену он жутко волновался, боялся забыть текст. Но прочёл так, что слушателей пробрало аж до мурашек.

– Славочка, тебе непременно следует учиться на актёрском, – продолжали настаивать Медведские, разглядев в Зобкове-младшем незаурядные сценические способности.

Сам Слава сомневался. Но тут свою роль сыграла поддержка мамы. И он поступил в Республиканский колледж культуры и искусств. Правда, сельский паренёк, прежде не знавший городского уклада, поначалу сильно скучал по дому, родителям. Учиться ему, в принципе, было интересно. Но иногда от тоски и занятия прогуливал, просто часами смотрел в окно студенческого общежития или бродил по мокрым улицам между серых холодных многоэтажек, мыслями улетая в любимое Рождествено, к бескрайним изумрудным лугам, к бездонному лазоревому небосводу.

Однако тут веское слово сказали родные: коли решил учиться – учись, отступать не годится!

Вокальный экспромт

А спасение от тоски Зобков нашёл в... работе. Голос у парня хорошо поставлен и, как человеку добросовестному, ему поручили роль ведущего республиканского фестиваля «Шумбрат, Мордовия!». Для тех, кто не в курсе, поясним: фестивальные концерты разные районы показывают в Саранске по выходным на протяжении двух месяцев. То есть, когда другие студенты отдыхали, Вячеслав набирался сценической практики, бодрым голосом представляя самодеятельных артистов и коллективы.

Вокальный талант Вячеслава тоже раскрылся неожиданно. Музыкальную школу он не посещал, да и певческих дарований в себе не обнаруживал. Слышал, будто дед Алексей Николаевич здорово играл на гармони, а бабушка Мария Петровна неплохо пела. Наверное, желание петь возникло у Славы как раз тогда, когда, оказавшись вдали от дома, в его душе звучала мелодия пахмутовской «Надежды»:

 

Светит незнакомая звезда.

Снова мы оторваны от дома.

Снова между нами города...

Ты поверь, что здесь издалека

Многое теряется из виду,

Тают грозовые облака,

Кажутся нелепыми обиды.

Надо только выучиться ждать,

Надо быть спокойным и упрямым,

Чтоб порой от жизни получать

Радости скупые телеграммы.

 

Просто так, для себя он записал на диск «минусовку» этой песни.

Как-то весной в Пушкинском парке в разгар масленичных гуляний на «летней эстраде» давался концерт. Зобков быстренько сбегал в общежитие – благо оно по соседству, за диском, набрался смелости и попросил: «А можно я тоже спою?»

Боялся – откажут. Но Светлана Баулина, тогда возглавлявшая городское управление культуры, добродушно кивнула: «Почему же нельзя». Мало того, после такого вокального экспромта Зобкову тут же предложили поработать в городском Центре культуры. Пусть небольшой оклад, но всё же. Чтобы не быть финансовой обузой родителям, Вячеслав согласился. И учёбе такая работа не в ущерб.

Поднабравшись на занятиях актёрского мастерства, Зобков некоторое время послужил ещё и в республиканской Русской драме. До этого он настоящих театральных постановок живьём не видел. «Из местного репертуара, – признаётся Вячеслав, – самое сильное впечатление на меня тогда произвёл спектакль «Порог» по пьесе Дудорова. Наверное, потому что там говорится о простых деревенских людях, о том, что мне близко».

А тут режиссёр Андрей Ермолин (он же преподавал в колледже) доверил ему играть в своих постановках. Слава выходил в массовках, в сатирической дра-
ме Эрдмана «Мандат» в ансамбле с маститыми актёрами 18-летний Зобков изображал старика. Но, честно отработав в театре сезон, он понял: «Рано мне на большую сцену: либо надо основательно набираться мастерства, либо искать другую профессию...»

«А удача – награда за смелость»

Разобраться в себе помогла армия. Получив диплом об окончании колледжа, Вячеслав отслужил положенный год в Таманской ракетной дивизии. Возвращаясь домой, демобилизованный старший сержант Зобков решил-таки штурмовать столичные театральные институты. Но сначала пошел вкалывать разнорабочим на стройку – чтобы заработать на поездку в Москву и, между делом, подготовиться к вступительным экзаменам.

Москва виделась парню почти недосягаемым космосом. До 22 лет ему ни разу не случалось там бывать. Однако в экзаменационной суете разглядеть столицу страны ему тоже толком не удалось. Документы он подавал одновременно в несколько вузов – Щукинское, Школу-студию МХТ, ГИТИС. Отдельной трудностью для Зобкова обернулось его уже полученное... профильное образование. Московские мэтры очень уж не любят «дипломированных актёров», грешащих привитыми ранее штампами. И всякий раз Вячеславу, не привыкшему лукавить, приходилось выкручиваться перед экзаменационной комиссией, оправдывая свой «престарелый» абитуриентский возраст службой в армии и работой на стройке. Да маститых профессоров провести сложно. Зобкова выручало ещё и то, что, в отличие от подавляющего большинства «зелёных» абитуриентов, на всех отборочных турах читавших один и тот же вызубренный репертуар, он всякий раз показывал разные стихи. Мало того, на одном из прослушиваний Слава рискнул прочесть асадовское «Любовь, измена и колдун», хотя опытные студенты участливо предупредили, дескать, председатель экзаменационной комиссии терпеть не может поэзию Асадова.

В общем, в основной состав студентов-бюджетников нашего земляка не приняли, но сильно предлагали поучиться в коммерческой группе. « 90 тысяч рублей в год, зато Вы сможете сниматься в кино, рекламе, в разных телешоу за оплату», – уговаривали педагоги-коммерсанты, названивая Зобкову домой в Оброчное.

Но Вячеслав уже точно понял: реализовать себя нужно в родной республике. Другой вопрос: как сочетать регламентированное студенческое расписание с рабочим графиком? Сидеть на шее у родителей Зобков категорически не желал. В городском Центре культуры его приняли с распростёртыми объятьями. И ответственную роль ведущего различных республиканских торжеств нередко доверяли молодому Зобкову.

А поёт Слава скорее по зову души, по подсказке сердца выбирая нужную интонацию, глубину звука:

 

...В небе незнакомая звезда

Светит, словно памятник надежде.

Надежда – мой компас земной,

А удача – награда за смелость.

А песни довольно одной,

Чтоб только о доме в ней пелось.

 

Победу на «Золотом Олимпе» он не считает своей главной вершиной. К слову, в копилке его наград – лауреатство международных конкурсов: вокального искусства «Golden voice» и военно-патриотической песни «Наследники победы», республиканских фестивалей «Афганское эхо», «Шумбрат, Мордовия!».

При всём при том Вячеслав прекрасно осознаёт, что и в творческой профессии, как в любой другой, требуется прочная основа, школа. Признаётся, что ощущает, насколько ему не хватает музыкальной базовой подготовки, и серьёзно настроен – поучиться вокальному мастерству.