Лечение чтением

Мария Сакович

 

Идея развернуто писать о книгах возникла у меня в период первого карантина, когда появилось время, почти неограниченное, на поглощение литературы в комфортных условиях (а не в вагонах метро) и как следствие – подробные развернутые рассказы о прочитанном. А поскольку ситуация была напрямую связана с заболеванием и медициной, книги о медицине показались самыми логичными для прочтения. Собственно, о них и пойдет речь ниже – ведь в наше нелегкое пандемийное время врачи стали главными героями слишком многих историй. Предлагаю получше узнать их мир, такой разный, такой загадочный и при этом такой близкий – всего-то и нужно набрать три цифры на телефоне, чтобы в него попасть... Берегите себя и своих близких, дорогие читатели!

Подпись на обложке книги Андрея Шляхова «Доктор Данилов в роддоме, или Мужикам тут не место» обещала мне гомерический смех и мороз по коже. Не случилось ни того, ни другого, однако о потраченном времени я не жалею. И вот почему.

Книга рассказывает о Владимире Данилове, анестезиологе, который после «Скорой помощи» устроился на работу в роддом и надеялся на спокойную жизнь. Как бы не так! Врачи и спокойная жизнь – понятия несовместимые, даже патологоанатому покой только снится (это я начала читать «Пир плоти» Кита Маккарти о патологоанатоме Джоне Айзенменгере, который активно участвует в расследовании всяческих правонарушений, и уже нахожусь под впечатлением). В роддоме же покой может быть только приемным, особенно если есть платное отделение, а в нем – пациентки, требующие повышенного внимания. Хотя и обычные мамочки задают жару! Ну и, конечно, где люди – там взаимоотношения и их выяснение, разделение полномочий, жажда власти и тому подобные прелести социума. Поэтому доктор Данилов после службы в «003» попадает отнюдь не в рай, хотя, конечно, разница очевидна. На фоне дружб «за» и «против» и рабочих отношений проходит и семейная жизнь доктора – гражданская жена Елена и ее сын от первого брака, подчас сложные, но такие необходимые обязанности – и всё это должно выстраиваться в систему, по возможности гармоничную, однако удается это отнюдь не всегда.

Книга вызвала печаль и сочувствие врачам, как все книги, написанные изнутри – из-за кулис тех жизни и работы, бо1льшей части которых мы не видим, не знаем или не замечаем. Даже в роддомах люди не всегда рождаются – иногда и умирают. Причем как мамы, так и младенцы, и далеко не всегда по вине врача.

Очень страшная история о женщине, которая задерживала роды, чтобы попасть с дачи (вплоть до схваток досидела за городом) в определенную больницу в Москве, и не поехала в районный роддом, как ей неоднократно и настойчиво советовали врачи «Скорой» – и в результате убила ребенка, он просто задохнулся... Как жить с этим дальше? Как мужу, который ждал этого ребенка, продолжать любить эту женщину, которая уже возненавидела и саму себя? Нет ответа...

Не менее жуткая история о самоубийстве – найденная на улице молодая, вполне здоровая женщина неопределенного рода занятий и места жительства родила ребенка и выпрыгнула из окна... На ком вина? На врачах... А женщину не вернуть. Какая боль кроется за этим последним шагом с подоконника, уже не узнает никто...

Но есть и позитивные истории, их, конечно же, больше. Много смешных и очень добрых моментов. А вообще после
прочтения хочется сказать – низкий поклон вам, дорогие медицинские работники! А всем неравнодушным читателям – читайте о приключениях доктора Данилова, это здорово во всех смыслах!

По форме книга разделена на главы, каждая со своими названием и историей. Все же главы объединены общим сюжетом, который в целом описывает ситуации, происходящие с доктором Даниловым в рамках его работы. Это очень помогает выныривать из сложных историй и перезагружаться, подпитываясь юмором и добром из других. Никаких оценок в книге нет, просто как бы взгляд со стороны, причем стороны профессиональной, автор сам был врачом и знает, о чем пишет.

Кстати, это целая серия книг. Есть «Доктор Данилов в дурдоме» и даже «Доктор Данилов в морге» (что делает в морге анестезиолог, для меня загадка). Если найду – прочту обязательно! И вам советую.

 

Медицина присутствует в нашей жизни всегда, а сейчас ее присутствие и даже вмешательство ощущается как никогда остро. На волне всеобщей нервотрепки прочитала книгу Генри Марша «Не навреди», впечатлениями от которой и хочу и не могу не поделиться.

Генри Томас Марш (англ. Henry Thomas Marsh; р. 5 марта 1950) – ведущий британский нейрохирург, активно помогающий развитию нейрохирургии на Украине. Автор бестселлеров «Не навреди: Истории о жизни, смерти и нейрохирургии» (англ. Do No Harm: Stories of Life, Death and Brain Surge) и «Призвание». Свой путь он выбрал, будучи уже не юношей – учился в подготовительной Dragon School (Оксфорд) и в Вестминстерской школе в Лондоне. Впоследствии изучал политологию, философию и экономику в Университетском колледже (Оксфорд) и Оксфордском университете. Получил награду Королевской медицинской школы. Выбор был более чем сознательным и неслучайным и поэтому единственно правильным.

Открывается книга известными словами, приписываемыми Гиппократу, а помимо них цитатой из книги Рене Лериша «Философия хирургии»: «Каждый хирург несет в себе небольшое кладбище, на которое время от времени ходит помолиться, – средоточие горечи и сожалений, где ему следует искать причины своих неудач». И это многое объясняет, ведь путь любого врача – это дорога ошибок и побед, слез радости и искреннего горя, путь сожалений и надежд. Каждый пациент – это не только поле боя, не только вызов, который человек бросает смерти – это испытание воли, сил, умений и разума. Это огромное напряжение нервов и ума. Это почти магия, почти волшебство, за которыми прячутся годы опыта и труда.

Книга учит не считать врачей богами и видеть в них людей, которые тоже могут ошибаться, но очень стараются этого не допустить. Книга учит врачей видеть в пациентах таких же людей, какими являются члены их семей – со своими жизненными трудностями. Книга учит верить, но не безусловно, чувствовать, но не сентиментальничать, экспериментировать, но не показывать фокусы. И всегда, после каждой победы, сохранять трезвость ума, а после каждого поражения – подниматься и находить в себе силы идти дальше.

Прочитайте ее. Потратьте время и найдите несколько часов. Каждая история, грустная или радостная, – это маленькая жизнь. Жизнь врача и пациента. Жизнь того, кто хочет спастись, и того, кто спасает. И нам всем важно понимать – в этой борьбе с болью и смертью мы с врачами по одну сторону баррикад.

И вот еще о главном: оказывается, в Великобритании у врачей ровно те же проблемы, что и у нас! Реформы, отсутствие средств и мест в больницах, страшная дороговизна многих лекарств и операций и сознательный вред врачей пациентам за дополнительную плату! Удивительно, ведь мы привыкли думать, что уж ТАМ-ТО всё идеально...

 

Книга «Загадка доктора Хауса – человека и сериала» стала для меня находкой по многим причинам. Во-первых, в букинисте такие книги, как правило, редкость, поэтому она была жадно выхвачена мной с полки и уволочена с урчанием довольного добычей зверя в логово читателя. Во-вторых, книга полна сведений, которые обыватель вряд ли сможет получить самостоя-
тельно, по крайней мере, одномоментно и в таком объеме. В-третьих, читать ее – истинное наслаждение для поклонников вышеупомянутого сериала. Ну и в-четвертых, «Загадка доктора Хауса» – это самое настоящее исследование популярности сериала и образа Грегори Хауса – гениального диагноста, наркомана и социопата, мизантропа и инвалида. На нем и остановимся.

Главы книги – это самостоятельные статьи самых разных специалистов – сценаристов, психологов, писателей, журналистов. Все они так или иначе известны в широких кругах (кто-то пишет книги из серии «Звездные войны» для «Лукасфилм», кто-то – соавтор серий книг «Флирт с гордостью и предубеждением» и «Добро пожаловать на Вистерия-лэйн» (кто знает, тот поймет), ну а кто-то пишет детективные истории, где убийства расследует искусственный интеллект). Объединяет этих уникумов одно – они увлечены «Доктором Хаусом» и пытаются понять его феномен – как сериала и как личности, и охотно рассуждают
на эти темы.

Главная же сюжетная мысль книги – постараться дать максимально исчерпывающий ответ на вопрос, кто же такой доктор Хаус – герой или антигерой, великий врач и учитель или просто грубиян и эгоист?

Все специалисты сходятся в одном – безусловно, Хаус энциклопедически образован, его логика стремительна, ходы в области решения загадок мгновенны и неожиданны. Да, с ним сложно в быту и работе, потому что он постоянно сталкивает больных и врачей лбами, не заботясь об интересах больницы. Его задача – спасти жизнь, и цель оправдывает любые средства. Заботят ли его личности пациентов? Только в том смысле, что их исследования могут помочь в разгадывании очередной тайны и постановке диагноза и как следствие – назначения правильного лечения. Для этого Хаус с упорством вскрывает тщательно запечатанные «сюрпризы»: семейные тайны, ложь и интриги, он не гнушается обманывать сам и даже рискует ставить жестокие эксперименты, потому что уверен, что в результате окажется прав. Чаще всего так и получается (справедливости ради, иногда ошибается и он, поэтому ему не дает покоя смерть пациентки Эстер 12 лет назад и он до сих пор ищет ответ на вопрос, что он сделал не так, и пытается искупить ошибку, расследуя истории болезней других пациентов). С другой стороны, можно сказать определенно: сами пациенты его не интересуют. Они для него – сложные задачи, не более. Как таковых людей он не видит, точнее, они ему даже мешают – своей ложью, попытками казаться не теми, кто они есть.

Хотели бы вы оказаться на попечении такого вот доктора Хауса? Про себя могу сказать однозначно: я выбираю гениальность, даже если она дополнительно несет с собой грубость и кажущееся отсутствие заботы о пациенте. Так же думают и соавторы книги. Приведу цитату из главы «Браво, Хаус!» Нэнси Фрэнклин, доцента кафедры психологии университета «Стоуни Брук», которая специализируется на вопросах человеческого мышления и памяти: «Многие из нас выше ценят таких врачей, которые искренне желают, чтобы мы поправились, но если они будут нам только сочувствовать, они вряд ли сумеют определить, в чем причина недомогания. Понятно, что иметь врача, который проявит заботу, когда уже разгадана загадка нашей болезни и ясно, как нас надо лечить, совсем неплохо. Но лучше дайте мне грубого и хорошего диагноста, чем заботливого врача со средними умственными способностями. Для меня важно, если оставить вопрос диагностики в стороне, чтобы врач думал, как меня лечить, а не тратил время на проявление сочувствия».

Чему учит сериал? Отвечу опять же цитатой всё той же Нэнси Фрэнклин: «Нам следует порадоваться, что следующее поколение телевизионных врачей пройдет школу доктора Хауса. Он показывает, что не только мыслит, но игнорирует, спит, оскорбляет, разрушает, заражает, роется в чужих вещах, глотает таблетки – и всё это помогает ему разгадывать сложные загадки. Конечно, важно иметь соответствующую медицинскую подготовку и обладать научным мышлением. Но сложные задачи и считаются сложными, потому что обычным способом их не решить. Когда они возникают, вся штука в том, чтобы использовать знания творчески». Проще говоря, врачи должны научиться мыслить нетривиально, обладая при этом, конечно, должным уровнем подготовки и ответственности. Они должны выходить за рамки стереотипных решений в случаях, когда есть хоть малейшее основание полагать, что причина симптомов пациента отличается от обычной. С другой стороны, мы как потенциальные пациенты должны учиться понимать и принимать тот факт, что врачи – не боги, они обычные люди и склонны попадать в те же ловушки мышления и когнитивной психологии, что и мы с вами. Давайте делать на это скидку – а врачи будут стремиться становиться лучше, и тогда больницы станут не местом печали, а хотя бы прибежищем для тех, кто ищет спасения.

Книгу я очень рекомендую любителям анализа популярных явлений, так как она объясняет почти всё – кроме, пожалуй, той самой магии кино и таланта сценаристов и актеров. Нельзя ничем объяснить, почему Хью Лори гениален, или почему Дэвид Шор делает Грегори Хауса врачебной копией Шерлока Холмса. Хотя второе, пожалуй, более объяснимо – Холмс один из любимейших героев зрителей и читателей, и аналогии с ним делают Хауса понятнее, логичнее и симпатичнее. В любом случае вы найдете в книге не только ответы на вопросы, но и массу интереснейших идей, касающихся массмедиа, кино, сериалов и загадок успеха тех или иных персонажей. Будет интересно!