Алёна Таинкина. О том как "Поиск 13 Регион" ищет пропавших людей

Алена Таинкина

 

«Интуиция, время, удача»,

или

О том, как «ПОИСК 13 РЕГИОН» ищет пропавших людей

14 февраля 2022 года, листая ленту соцсети, наткнулась на местный новостной репортаж – «История счастливого спасения» без вести пропавшего мужчины.

– Ого! – воскликнула я, обращаясь к супругу. – Ребята-добровольцы нашли и буквально вытащили с того света мужчину. Оказывается, и у нас в республике эта проблема актуальна.

После просмотра истории со счастливым концом решили вступить в ряды волонтеров «ПОИСК 13 РЕГИОН». Сразу же написали основателю отряда Наталии Романчевой, заполнили анкету, и вот мы уже в строю! Нас добавили в чат – ребята-поисковики оказались очень приветливыми и дружными, настоящей сплочённой командой – несмотря на то, что многие живут в разных уголках Мордовии.

Одна из задач поисковика после вступление в отряд – придумать себе позывной, пока это за тебя не сделали соотрядники. Немало времени мы с мужем на это потратили. Были варианты – Бони и Клайд, Чип и Дейл, Том и Джерри, но в итоге остановились на Тайге и Тайсоне – производных от нашей фамилии.

Так и возникло новое хобби у нашей семьи, которое не только по душе нам, но и на пользу другим.

В темниковском дремучем лесу

Вера... надежда... недоумение... настороженность... спешка... беспокойство... жалость... ожидание... тревога... энтузиазм... драйв... забота... поддержка... замешательство... сомнение... испуг... неуверенность... оцепенение... паника... бессилие... благодарность... смех... счастье... радость... ликование...

Я испытала все эти эмоции 22 июня, после того как в рабочий чат «Поисково-спасательного отряда «ПОИСК 13 РЕГИОН» поступило сообщение – в Темникове пропал дедушка 87 лет, страдающий деменцией.

Выезжаем, дорога не близкая, до заката 4 часа. На место уже съехались наши коллеги-поисковики, некоторые – из соседних регионов, кинологи, полиция. Далее – как обычно – распределение задач, делимся на группы по тройкам и выдвигаемся на отработку. Зона поиска – природная среда. Уже смеркается. Жути нагоняют обитающие в этих краях дикие животные. Но страх не уместен, ведь где-то нас ждёт человек, который совсем один и не может найти дорогу домой уже вторые сутки.

Тайга и ТайсонПо дороге до места отработки территории обращаешь внимание на любую мелочь, которая может поспособствовать поискам. Очень порадовало, что почти каждый проезжающий водитель не остался равнодушным и предлагал помощь. Добрались до своего квадрата, когда совсем стемнело. Зацепок мало, пытаемся работать на отклик, безуспешно, у бедного «потеряшки» плохой слух. Вздрагиваем от каждого шороха, хруста веток, натыкаясь на ямки от клыков кабанов, следы парнокопытных, в зарослях мерещатся любопытные глаза зверюшек, ещё и фонарики по очереди начинают разряжаться, а результата всё нет. Рассвет близится, по рации начинают поступать сообщения об отработке задач. Вот уже показалось солнце из-за горизонта, наша тройка закрыла свою территорию, намотали почти по 19 км, держим обратный путь на точку сбора, к сожалению, ни с чем. На общей карте закрыт огромный участок, сложно даже сосчитать, сколько прошагали совместно участники поиска – 200, 300, а может, и 500 км. Все группы снимаются с поиска. Настроения нет, на душе пустота, много вопросов без ответов.

Дорога в сторону дома была почти безмолвной, тишину нарушали лишь подбадривающие реплики водителя и звенящие будильники – пора собираться на работу. В чат полетели сообщения, что все дома. Все участники поиска дома, кроме одного дедушки... Весь день тишина, новых свидетельств нет, о плохом думать не хочется. Планируется ещё один выезд. И тут прилетает сообщение – «НАЙДЕН, ЖИВ!» На глаза наворачиваются слёзы радости, с облегчением выдыхаем. Где два дня бродил дедушка – до сих пор остаётся загадкой. Сам он, к сожалению, ответить на этот вопрос не смог. Но главное – благополучно вернулся домой!

Про бабушку, которая пошла
выбросить мусор

18 августа в 18:00 в отряд поступила заявка на поиск.

Первая информация дала нам понять, что времени – минимум. Бабушка, 73 года, альцгеймер, деменция, ушла из дома в районе обеда и так и не вернулась... Самостоятельные поиски родных результата не принесли.

«Угроза жизни» – в отряде эта фраза произвела эффект молнии. Экстренный сбор – и первый экипаж уже выехал в район. Когда мы прибыли на точку, полиция, родственники и местные жители отработали большую территорию, но, увы, безрезультатно.

Собрав всю информацию и определив приоритетные направления, разделились на группы и разошлись по задачам. Порой объяснить причину поступков людей, страдающих потерей памяти или деменцией, найти логику в их действиях – абсолютно невозможно. Интуиция, ресурс времени и удача – вот три слагаемых, которые и привели нашу группу к потерявшейся бабуле. Видимо, она пошла в сторону своего прежнего дома, по дороге заплутала, запуталась в бурьяне и самостоятельно выбраться из него не смогла. Так и сидела на земле в кромешной тьме, напуганная, маленькая, непонимающая, что происходит. В руках ее был пакетик, скорее всего, из-под мусора, который она изначально пошла выкидывать. «Нашли!
ЖИВА! Вызывайте скорую!» – в 22:45 взволнованно передал по рации Джокер!

Вскоре прибыла машина скорой помощи, родственники, местные жители, полиция, поисковые группы – можно выдохнуть всем, успели-нашли!

А внутри растекается чёткое осознание того, что всё не зря – ни поздний выезд, ни ночной поиск, ни оставленные дома дела – мы успели!

Концерт для кабана

...В один из выходных команда отряда ПСО «ПОИСК 13 РЕГИОН» собралась на берегу реки Авгура. И в этот раз поводом был не очередной «потеряшка», а стремление к новым знаниям и опыту.

После тщательной подготовки, немыслимого количества сообщений и звонков, разъездов по городу, переживаний «ничего ли не забыли» – наш экипаж прибыл на точку сбора, где нас встретил символ отряда – лиса. Преспокойно закончив трапезу, зверь удалился из поля зрения. Мы сочли это за хороший знак.

Расположились на самой солнечной лужайке. Остальные экипажи потихоньку подтягивались, вокруг царила приятная суета. Наконец-то собираемся за завтраком, в процессе знакомимся, с кем раньше не довелось. Обучение началось с вводного слова руководителя и дальше по сценарию: инструктаж и практика доврачебной помощи, азы ориентирования с использованием всевозможных средств и способов, информация об оборудовании и программах, а также намётки на будущее с перерывом на вкуснющую шурпу.

Ближе к вечеру выяснилось, что у нас потеряха. Оказывается, ещё вчера молодой человек по имени Владислав ушёл за грибами и до сих пор не вернулся. Также известно, что он очень везучий, потому что зашёл в лес, расположенный прямо позади нашего лагеря.

На экипирование нам потребовалось пять минут. Разделившись на группы, выдвигаемся на учебный поиск.
Отрабатываем линейные ориентиры, находим предполагаемые артефакты, работаем на отклик, которого всё нет и нет. От штаба отдаляемся, связь по рации становится всё менее актуальна, потому что перестаёт ловить. Уже смеркается, и вот – где-то из глубины леса слышится долгожданное «Помогите!», которое сопровождается периодичным стуком палки по дереву. Другая группа тоже это слышит. Скорость передвижения групп значительно увеличивается. В этот момент, охваченная азартом, я даже забыла свои страхи в отношении леса и его обитателей. Как вдруг из кустов выпрыгивает что-то чёрное и большое и несётся с бешеной скоростью мимо, ломая ветки. Первой реакцией было истошное «Аааааа!» А дальше – начался импровизированный концерт для зверя, ведь известно, что животные боятся шума. Исполнили «Катюшу», что-то про берёзку и даже про Новый год, отбивая ритм палками по деревьям. И – конечно, из уважения к хрюше – спиной к тем кустам, за которыми она скрылась, мы не поворачивались. В это время другая группа уже оказывала первую помощь нашему «потеряшке», готовя его к эвакуации и прерываясь на ржач над нами и нашими песнопениями. Ну ничего – главное, всё хорошо кончилось.

А в лагере нас ждала ароматная греча с мясом и уютные посиделки у костра.

Правда, вскоре из кустов опять донесся подозрительный шорох. Вооружившись палками, пошли на разведку –
а там ёжик. Как говорится – у страха глаза велики.

* * * 

Проблема пропавших без вести людей актуальна во все времена в любом регионе. И, конечно, к огромному сожалению, не все истории поисков заканчиваются позитивно. Но! В наших силах сделать этот процент меньше. Ведь даже в век цифровых технологий основным ресурсом для нахождения человека по-прежнему остаются люди: и те, кто непосредственно участвует в поисках, и те, кто случайно увидел на улице «потеряшку», своевременно сообщив об этом, и те, кто сделал репост. Всё это очень важно, потому что время – одновременно и наш главный союзник, и враг! Честно говоря, энтузиастов не хватает. Поэтому в наших рядах поисковиков мы всегда рады видеть новых добровольцев. Лично мы с супругом в отряде обрели новых друзей, багаж знаний, полезных не только в нашем деле, но и в обыденной жизни. А сколько порой новых впечатлений и эмоций на поисках, особенно в ночном лесу! Присоединяйтесь!

 

Немного статистики

 

Анализ пропавших из количества заявок, поступивших в отряд в 2021 году:

5 чел. – несовершеннолетние до 18 лет, самовольный уход из дома/детского дома, живы.

9 чел. – смерть по состоянию здоровья (с 22 лет).

14 чел. – потеря памяти,
дезориентация, люди с психическим отклонением.

11 чел. – с 18 лет, потеря связи с родными по собственному желанию.

17 чел. – исчезновение в состоянии алкогольного опьянения.

3 чел. – утеря связи на заработках.

3 чел. – суицид.

5 чел. – заблудились в лесу.

Из них 4 чел. – не найдено (на январь 2022 года).