"Важней всего написать так, чтобы не было стыдно..."

 

(Интервью с драматургом Н.М.Птушкиной)


Для каждого театрала имя Надежды Михайловны Птушкиной – это бальзам на сердце. Современная, оперирующая деталями нашей повседневной жизни, при этом соблюдая классические каноны, способная иронизировать и быть серьезной, она – самый «ставимый» драматург в России. Ее пьесы, коих набирается как минимум 70 штук, есть в репертуаре театров большинства городов нашей страны (в том числе ставились и в Саранске), а также в Белоруссии, Украине, Казахстане и... Японии.

Надежда Птушкина родом из Ленинграда, закончила факультет режиссуры Школы-студии при МХАТ. Как признается сама Надежда Михайловна, первая постановка ее пьесы «Скомороший царь» Ташкентским русским ТЮЗом стала для нее полной неожиданностью. А дальше – пошло-поехало-завертелось... Многочисленные театральные постановки, съемки фильмов... Но обо всём по порядку.

 

– Надежда Михайловна, вы – автор почти 70-ти пьес, которые ставятся во многих театрах России и за ее пределами. Отслеживаете ли вы судьбу своих произведений? Знаете ли, например, о том, что театр из Молдовы привозил в Саранск на фестиваль «Соотечественники» спектакль по вашей пьесе «Ненормальная», а также, что в Саранске в Русском драмтеатре шел спектакль «Пока она умирала»?

– Нет, я не отслеживаю судьбы своих пьес. Думаю, тот, кто на такое решится, обречен на инфаркт. Если, конечно, он человек ранимый. А я ранимый и потому не нарываюсь.

– У вас – режиссерское образование. Как вообще возникла идея писать пьесы? И предполагали ли вы, что они будут так успешны в будущем?

– Ну, если бы в связи с режиссерским образованием у меня возникла идея лететь в космос, об этом стоило бы поговорить. А для драматурга неплохо «режиссерское образование». Впрочем, любое образование неплохо. И не только для драматурга. Пьесы я пыталась писать лет с семи. И никогда не сомневалась в их успехе. Но дело не в вере в себя и уж тем более не в самомнении. Просто на свете не бывает неуспешных драматургов. Иначе они просто не драматурги.

– В одном из ваших интервью вы сказали, что в кино попали случайно. Верите ли в такие «неслучайные» случайности?

– Кино и театр – очень разные пространства. Талантливому человеку несравнимо легче сделать карьеру в театре, чем в кино. Бездарному человеку гораздо легче сделать имя в кино, чем просто «просочиться» в театр. В театре экзамен каждый день. Каждый день зрители – друзья и судьи. В кино круговая порука. Режиссер «прикрывает» сценариста. Артисты «спасают» режиссера. И тому подобное. Трудно определить, кого «благодарить» за успех, и трудно «вычислить» виновника провала. И, кроме того, кино – это большие деньги без должного присмотра, потому что в кино много наивных людей. А значит, в кино устремляется больше воров, дураков, бездарей и авантюри-
стов. Я пишу пьесу. Ее ставят много театров. И везде почти она имеет успех. И изредка провал. И отсюда следует, что моя пьеса хорошая. И мне начинают доверять. А, допустим, я пишу сценарий. Его снимают один раз. И я попадаю на тупого продюсера (а их большинство) и на бездарного режиссера (а таких сейчас подавляющее большинство). Потом я пишу еще сценарии, и снова мне не везет. А поскольку критика умерла, то заступиться некому. И вот, пожалуйста, я – плохой сценарист. И в кино больше не позовут. Это про сценариста. А как в кино попадают режиссеры, я вообще не знаю. И почему, в основном, бездарные, тоже не знаю. Меня просто пригласили снять фильмы – один, второй, третий, четвертый... Это не типично. Потому я и говорю, что «случайно».

– Один из моих любимых новогодних фильмов «Приходи на меня посмотреть» снят по вашей пьесе «Пока она умирала». Какова была ваша роль в съемочном процессе, учитывались ли пожелания автора или вы увидели уже готовый результат? Вообще, стоит ли сценаристу участвовать в съемочном процессе?

– Лучше, если сценарист участвует в съемочном процессе. По многим причинам. Я не участвовала. И это был не мой выбор. К тому же в фильме не оказалось режиссера. Получился милый, но дилетантский операторски-актерский фильм. И это немало по нашим временам, но я, естественно, не удовлетворена, потому что мой сценарий не реализован процентов на 80.

– Судя по вышесказонному, я поняла, что вы по разным причинам недовольны практически всеми фильмами, снятыми по вашим пьесам. Так ли это?

– К сожалению, так. Общий развал кино коснулся и меня. Этого следовало ожидать. Сейчас я отношусь к кино осторожней.

– Что вам важнее на сегодняшний момент: когда ставится ваша новая пьеса в театре или когда снимается фильм по вашему сценарию?

– Важней всего написать так, чтобы не было стыдно. Сейчас я пишу два романа.

– В качестве режиссера вы сами сняли несколько фильмов. Что вас на это сподвигло и остались ли вы довольны этими работами?

– Я с детства мечтала стать кинорежиссером. Я довольна, что это случилось. О результатах судить не мне. Но я недовольна судьбой своих фильмов. Я слишком поздно поняла, что продюсеру наплевать, что будет с этими фильмами. У нас ненормальная ситуация в кино. Продюсеры зарабатывают не на продаже и конкуренции фильмов, а на их производстве.

– Чем сегодня заняты ваши будни и праздники? На что тратите время с удовольствием?

– С удовольствием я пишу. Путешествую. Дважды в год я выбираю какую-то страну, снимаю там квартиру или останавливаюсь в отеле и пишу в одиночестве один или два месяца. Я писала дважды на Украине, раз десять в Египте, в Германии, в Бельгии, в Голландии, в Австрии, во Франции, в Италии, в Эстонии... Всего не перечислишь. А путешествую я с семьей (с теми, кто сейчас имеет возможность). Так я объездила Японию, Швейцарию, Италию, Францию, Монако, Египет, Индию, скандинавские страны... В автомобиле, на поездах, пешком... Еще люблю кататься на горных лыжах. И еще люблю своих собак и люблю проводить с ними время и просто обниматься.

– Кто ваш первый слушатель, зритель, главный критик свежеиспеченных произведений?

– Раньше были подруги. И они очень поддержали меня. Потом мои трое детей и младший брат. Они абсолютно верили в меня. А сейчас я просто помещаю новую пьесу на сайт. И кто-то ее читает. И ее берут или не берут в театр. Время изменилось. У всех проблемы. И мое окружение относится к тому, что я пишу, просто как к работе. Меня это устраивает. Мне больше нравится в глазах близких быть просто мамой, сестрой, подругой, чем творческой личностью или вообще как-то выделяться. Насколько это возможно. Мне не нравится быть в особом положении.

– Надежда Михайловна, у вас есть свой сайт, вы есть в социальных сетях, где общаетесь с поклонниками вашего творчества. Это доставляет удовольствие или это необходимость нашего времени?

– Сайт необходим. Только благодаря сайту меня стали ставить в Европе и Азии. Иначе как бы они узнали обо мне? И благодаря сайту меня приглашают ставить пьесы за границу. В социальных сетях я не активна. Хотела бы, но нет времени. И нет такого стимула, как одиночество. У меня огромная семья и хватает событий, разговоров. И вообще, всего хватает.

– Сегодня вы читаете лекции о том, как сделать свою пьесу коммерчески успешной. Поделитесь парой секретов – хотя бы с чего нужно начинать молодым драматургам?

– Поделюсь. Прежде всего, коммерчески успешная пьеса – это почти всегда талантливая пьеса. Люди рвутся ее посмотреть, платят деньги. Вот и коммерческий успех. Посоветовать я готова несколько в другом ракурсе. Чтобы твоя пьеса имела шанс на коммерческий успех, то есть на просто успех, ты должен, прежде всего, добиться, чтобы пьесу приняли к постановке в театр. А для этого надо всю жизнь внимательно следить за тем, как обстоят дела в театрах. Потому что ты можешь написать очень талантливую пьесу, но ни один театр ее не возьмет. Потому что ее физически невозможно поставить. Например, если ты напишешь пьесу на десять героев от 20-ти до 30-ти лет, не рассчитывай на востребованность. В современных труппах нет такого состава артистов. Если действие твоей пьесы в космосе, не рассчитывай на реализацию. У театров нет столько денег и уже нет таких специалистов. Ну и так далее. Это самые элементарные советы.

Но не стоит ими пренебрегать. Они работают.

 

Беседовала Полина Смородина