"Всё ещё соловьинутый..."

 

* * *

пройдя полсвета и ещё немного,

и обратившись с кораблём в одно,

становишься настырней осьминога,

башкою колотящегося в дно,

 

мы вновь надели чистые одежды

и досуха допили закрома –

за мысом самой искренней надежды

и самые жестокие шторма,

 

а такелаж чуть дышит на корвете,

но, сжегши годы, не считают дней –

чем ближе к дому, тем попутней ветер,

чем выше волны, тем земля видней

 

 

* * *

всё ещё соловьинутый – в смысле, живой,

но на зрении двинутый – слишком нешибком,

я знакомых давно узнаю по улыбкам

и руками маханию над головой

я фигуры уже различаю слегка,

и детали привычных походок размыты,

но улыбки – улыбки такие магниты,

что сияют и радуют издалека

 

и я тоже, осклабившись как идиот,

вам машу – или кланяюсь – щаслив и весел,

и нехай мне всевышний глаза занавесил –

улыбайтесь – мне нужно! а вам – вам идёт...

 

 

 

* * *

это глупо – рассказывать им о них –

это то же, что боль унимать раствором

марганцовки и прутиком гнать слоних

да лечить шизофреников разговором...

 

это странно – рассказывать вам о вас –

это то же, что в драке бряцать умишком

или тост возглашать под прокисший квас

на поминках, растянутых на год с лишком...

 

это нудно – рассказывать ей о ней –

это то же, что лбом о сосну при дятле –

им, вам, ей и самим во сто раз видней...

а кому не видней, тем и нужно вряд ли...

 

это грустно – рассказывать о себе –

сорок лет за куплетом куплет старался –

проще было бы клеить на городьбе

объявленья: найдите – я потерялся...

 

 

 

* * *

мне нравится оно – её окно,

в котором то темно, а то цветно,

а то сугробы посреди апреля

 

за тем обычным кухонным окном

спит время самоё античным сном,

само себе играя на свирели

за ним покой, похожий на покой –

недоуклюжий, но ещё какой –

всем на земле покоям загляденье

и в нём одном звучит – то тишина,

то стила скрип, отправленного на,

а то нечайный всхлип иль птичье пенье

я в окнах понимаю как никто

и отличаю от силка гнездо,

а с этим до сих пор не разобрался –

оно мне просто очень по душе –

простите, что сорвался на клише,

как ни старался и ни упирался

за тем стеклянным рубежом меня

живёт она – скучая и виня,

и отрицая – и меня, и бога

и я живу – её окном храним...

и так уютно издали за ним...

а за моим безлюдно и убого

 

 

* * *

обними меня до завтра, монами, –

притворимся импозантными детьми,

позабывшими про завтра и вчера

и забившими на завтра до утра

завтра завтром, а пока идёт пока –

обними меня – внезапно – дурака,

и, дурак, врубив на сто повторов belle,

провалюсь я до утра как в колыбель

эсмеральда – или как тебя теперь –

до утра для нас открыта эта дверь –

эта радость, этот морок быть детьми –

обмани меня – возьми – и обними...

и разверзнутся небесные врата,

и вернётся всё, что прётся мимо рта,

и наперсница давно забытых сфер

улыбнётся – и спасибо, люцифер!..

* * *

за разом раз кручу-верчу в руках

бумажку с мешаниной страшных строчек

о трусах, хитрецах и дураках,

и чудо – превращается листочек

 

в кораблик – в форме то ли сапога,

то ль утюга с трубой, пусть и без дыма...

жаль только он не поплывёт, пока

здесь снег и лёд – ему необходима

 

вода – простор, стихия, глубина

и прочая бурлящая свобода,

а тут... – тут в рифму просится волна...

она же, несмотря на время года,

 

заключена в оковы мерзлоты –

как средства от любого судоходства,

которым грезим разве я да ты,

да те, с кем обнаруживаем сходства

 

лишь по тоске о будущей весне

да по боязни встать на те же грабли...

и, глядя, как из неба валит снег,

я хлопочу очередной кораблик

 

 

ТРИПТИХ

1

...а после поругания рязани

писать иконы грех – и он не смог –

смотрел на небо теми же глазами,

а ангелов не видел – только смог,

 

и не было земле небесной вести,

и, разглядев доносчика в упор,

шут безъязыкий верещал о мести,

в бессилии хватаясь за топор,

 

николка глину клял, глотая слёзы –

мол, кою ни возьми – опять не та,

нёс крест из свежесрубленной берёзы

на холм мужик, похожий на христа,

молчали овцы с голоду в кошаре,

татарин ладил к луке лук и щит,

и лишь дурак ефим летел на шаре,

который выше неба не умчит...

 

2

феофан был, похоже, честнее и всяко мудрей –

видел в свиньях свиней – так за грека придумал андрей –

не рублёв, а который в рублёве искал идеал,

и не в краске, а в слове гордыню его обелял...

 

а стареющий грек рек своё про своё всех эпох

да судил под андрея нытьё для чего ему бох

кроме как его кистью водить – глаз-то божий алмаз,

а из нас, коли честью судить, что ни лох – богомаз...

 

так уж видно хотелось андрею – он свёл их двоих

против правды – он правду скорее придумал за них –

тот за суть, тот за метод – чтоб нам – в век давно не благой –

кому тот, кому этот – кому ни один, ни другой...

 

3

зимой – на этот раз такой земной,

и летом, и бессильною весной,

и осенью – я тот же, я упрямый:

моя россия всё равно со мной –

не мамой, так последнею женой –

невенчанной, но верной – самой-самой –

 

не той, что пышет дымом из ноздрей,

не той, что улеглась под штукарей

и свиноматит им и свинорылит,

но – девочкой меж татей и зверей

в ландшафте гатей и гнилых морей,

в которые и я с помоем вылит...

 

но – дурочкой, усаженной на круп

коня степного и, вцепившись в труп

его ногами, уносимой в дали

и плачущей – от боли и стыда...

со мной моя россия – навсегда –

моя – которой вы не увидали...

 

я ей и самый близкий, и никто,

мы пели с ней и верили не в то,

и тискались с темна и до рассвета,

пока не запылал другой рассвет,

и кто здесь хам, кто сим, кто иафет –

уже неважно... важно, но не это,

 

а то, что мчит табун мою любовь

туда, где брод кипит, смывая кровь

и всё, чего и не вообрази я –

где нет меня – я пеш и слишком слаб,

и сам себе засунул в глотку кляп –

прости меня, я буду ждать, россия

 

* * *

жизнь – не что-то, а жизнь – пронесли мимо рта...

дураки, протрезвев, и помрут дураками,

остальных – уцелевших – спасёт доброта,

а совсем не привычка трясти кулаками

 

магомет ли к горе, к магомету ль гора,

но придут – сто эпох, а итог – или, или...

с ними бог, с нами вера в победу добра,

будь иначе – мы б мамонтов не пережили

 

вы спросите у предков – у прорвы теней,

павших в латах и без по степям и в болотах –

выживает не тот, кто сильней – кто умней,

а умней, кто добрей – и во-первых, и в-сотых

 

и какие бы нам ни грозили кранты,

за любым из концов наступает начало,

и начало всему торжество доброты –

правда в ней, как бы странно оно ни звучало

 

* * *

конец... катастрофа... жалей, не жалей –

чем ниже голгофа, тем крест тяжелей,

тем тщетней горела звезда впереди,

прощение зрело без боли в груди,

без соли и хлеба... гляди же, гордец –

чем выше до неба, тем ближе отец,

и – нищая смелость, скулящая злость –

чем чище хотелось, тем чаще моглось

 

* * *

эти строчки сочинялись от конца,

и читать их нужно снизу вверх, пожалуй, –

под бутылочку бюджетного винца,

пока что-то там по кровле обветшалой...

 

подымим, как говорится, и поврём –

я и севшее на плечи фарисейство...

чину легче притвориться чинарём,

чем пытаться объяснить своё бездейство...

 

в закоулках меж спроста и неспроста

всхлипы гулки, а записанные – робки...

без свидетелей души душа пуста

как фетяска, позабытая без пробки...

 

день понравился – возьми и прикармань...

не понравился – прижги как ранку йодом...

за окном одно и то же – гефсимань...

правда, сдобренная жутким гололёдом...

 

кровь христова в виде слова – что превью

полусладкого густого ркацители...

время мчит как стая гончих по жнивью –

как бы лая, но совсем уже без цели...

 

смотришь в зеркало – неюн... но даровит...

и улыбка иногда ещё живая...

можно зеркало разбить и делать вид...

можно делать, ничего не разбивая...

 

можно век в пустом порожнее толочь

под сухое как сорбит вино из брюквы...

одиночество – от слов один и ночь...

остальное – дно и буквы... дно... и буквы