О любви к мотоциклам, мужской романтике и не только...

Сергей Кубасов

 

«И какой русский не любит быстрой езды...» – эта фраза классика, знакомая нам со школьной скамьи, всегда будет созвучна времени, в котором мы жили, живем и будем жить. И действительно, посмотрели бы наши предки на шкалу спидометров современных транспортных средств! Дух бы захватило, не поверили! Да и сами средства передвижения превратились в синтез гениальной инженерной мысли и комфорта. Число их в мире умножилось в тысячи, а то и в миллионы раз! Некоторые мчатся сегодня быстрее самолетов начала прошлого века. И, кажется, нет предела этому непрерывному ускорению и прогрессу.

Но есть одно средство передвижения, которое стоит обособленно от своих четырехколесных собратьев. Уступив им в комфорте, оно остается верным спутником неприхотливых ездоков и вечных романтиков. Речь, конечно, о мотоцикле. А вернее – о тех, кто любит этот вид техники, пользуется им и бережет память о его прошлом.

В наше время уже не часто в потоке машин увидишь двухколесного «собрата» автомобиля. Промелькнет порой, повизгивая высокооборотным движком, приземистый японский «дорожник» и тут же исчезнет за горизонтом. Или, сверкая никелем, величественно «проплывет» на крейсерской скорости группа «беспечных ездоков» на «чопперах». Привлекая всеобщее внимание, обгонит попутчиков и растает вдали, как стая загадочных призраков. И опять на ленте асфальта только автомобили.

Еще реже сегодня увидишь отечественный мотоцикл. Удивлением и радостью наполнится душа. Наш поехал... Дожил... Уважение хозяину. Хотя может оказаться, что выпущен двухколесный «конь» совсем недавно.

И всё же мотоцикл теперь – это редкость.

А лет двадцать-тридцать назад с раннего утра и до глубокой ночи слышался бодрый стук их «стальных сердец». Искушенный в технике гражданин мог «по голосу» узнать «Восходы», «Мински», «Ижи», «Днепры», «Явы», «Уралы». В основном – наши, отечественные!

Сколько их тогда было! Не говоря уже о мопедах, мотороллерах, самодельных «дырчиках». Повсеместно заполняли они просторы страны. Правда, возиться с ними приходилось постоянно, особенно начинающим мотолюбителям. Но и мастеров в «сервисных центрах» хватало. Зайди в любые гаражи – в селе или в городе, – найдешь нужного специалиста. Само общение доставляло много радости, не говоря уже о технической стороне дела. Мужская среда – особая атмосфера, здесь всегда есть чему поучиться. Опыт и знания старших вызывали уважение молодежи. Что и говорить, крепка была связь поколений, проще общение. И в масштабах страны ближе мы были тогда друг к другу.

В то, уже далекое, советское время поставлялись нам мотоциклы и из стран соцлагеря – Польши, Венгрии, Чехословакии. В основном – чехословацкие «Явы» и «Чизеты», полюбившиеся нашей молодежи. Элегантные, надежные, скоростные.

Им нередко меняли рули на самодельные – широкие. По примеру западных «беспечных ездоков». С таким можно было «пофорсить» или отправиться на дальние расстояния, руки меньше уставали.

Сами ставили никелированные дуги безопасности. А некоторые – спинки на заднее сиденье для «милых дам». И даже автомобильные антенны.

Конечно, автоинспекция боролась с такими вольностями, как могла, ведь немало лихачей разбивалось.

Одним словом, это был популярный и массовый вид народного транспорта. За руль двухколесного «друга» садился тогда и колхозник, и студент, и рабочий, и советский инженер. Все куда-то ехали «верхом»: кто на дачу, кто в деревню, кто на рыбалку. А иные – на простор, ощутить радость от общения с природой или от быстрой езды.

Сегодня мотоцикл стал скорее исключением, чем повседневным средством передвижения. И надо признать, часто не дешевым. Его технические характеристики существенно возросли. Возросла мощность и надежность двигателей, тормозов, появилась новая качественная электроника и электрооборудование. Повысилась проходимость.

Жаль, западная экономическая экспансия и метаморфозы времени исключили из отечественной промышленности целые предприятия мотоциклетного производства. Единственный, кто устоял – Мотоциклетный завод в г.Ирбит. Он поднялся на мировой уровень. А свою колесную продукцию производит уже, в основном, на импортных комплектующих.

В Мордовии, как и стране в целом, значительно сузился круг частных владельцев мотоциклов. Но регион стал более благоприятным для езды, в том числе и на двухколесном транспорте. Качественные дороги, культурно-исторические места и живописная природа – вот источник притяжения для романтиков и любителей путешествий. В том числе – на мотоцикле, который всё чаще теперь называют байком.

А поводом для данной статьи послужила неожиданная встреча. Морозными, ветреными днями этой зимы на улицах Саранска можно было увидеть в потоке машин отечественный «Урал» с коляской. На нем восседал богатырского вида водитель. Он привлекал всеобщее внимание. Статная фигура, окладистая рыжая борода и стальной «конь» под наездником очень напоминали образ былинного богатыря.

При знакомстве Арсений Ёркин оказался добродушным 29-летним парнем, исполненным не только внешней, но и какой-то внутренней силы.

За плечами служба в армии, увлечение спортом – пауэрлифтингом, проба себя в различных сферах деятельности. Было время, когда днем работал на основной работе, а ночью – охранником в ресторане.

И всегда стремился к образованию. Выучился на программиста, работал системным администратором в университете, но профессия «не зацепила». Зато там познакомился со своей будущей женой, которая в то время была студенткой.

Любовь к технике и организаторские способности привели в автосервис. Уже – как механика и предпринимателя.

Всё, наверное, начинается с семьи, и свой выбор Арсений сделал не случайно:

– Отец у меня начальник транспортного цеха в «Ростелекоме». Всю жизнь с автомобилями. И по образованию – автомобилист. Мама много лет проработала учительницей.

 Арсений – хороший собеседник, гостеприимный хозяин. Мы разговаривали в рабочем кабинете автосервиса, а за стеной – в боксе – его друзья ремонтировали технику. Он тоже пойдет к ним, чуть позже – после беседы. Иногда его «братья» заглядывали к нам, чтобы поделиться интересным наблюдением о мотоциклах.

Чтобы материально поддержать дело, ребята занимаются дилерской работой – продают моторные масла.

Иногда Арсению приходится ночевать в автосервисе: много работы, в том числе с документацией. Благо, супруга относится с пониманием:

– Жена у меня человек творческий. Я больше технарь, а она – фантазер. Ей всегда нравилась музыка, изобразительное искусство. Сейчас увлеклась обработкой красивых фотографий. Купил ей хороший фотоаппарат.

Сам Арсений тоже, по мере возможности, делает интересные кадры, а еще коллекционирует советскую фототехнику. Бережет ее, как реликвию.

Сегодня уже редко услышишь слово «мотолюбитель». Байкер – да. Как и множество других слов, «байк» пришло в нашу речь из английского и в переводе означает «велосипед». Оно укоренилось и стало применяться ко всем двухколесным средствам передвижения, в том числе и к мотоциклам.

Для посвященных и владельцев байк – это не просто транспорт, а символ свободы, средство самовыражения. Как утверждают знатоки, настоящий байкер никогда не расстается со своим двухколесным другом и не изменяет ему до конца жизни.

Некоторые считают, что одно из основных отличий байка от мотоцикла – это его внешняя привлекательность. И, конечно, соответствующая ему особая экипировка ездока.

– Мотоцикл – это моя жизнь! Байкер – это образ жизни, – утверждает лидер саранской «чепты» (отделения мотоклуба. – Авт.). 

А начиналось всё, когда был еще мальчишкой.

– Первая любовь к мотоциклам пришла в раннем детстве. Сколько себя помню, дедушка ездил на старой «Планете» – «тройке», одной из лучших моделей в то время. И я мечтал о «Иж-Планете», но пришлось купить «Днепр», потом был «Иж-Юпитер», потом «Урал». Позднее появились два мотоцикла «Honda».

При всём уважении к японской и американской технике Арсений полон патриотизма:

– «Урал» – это для души. Русский мотоцикл – особенный. К «иномарке» не привязываешься абсолютно. А «Урал»!.. Сколько раз у меня его хотели купить... Но мой мотоцикл не продается! Мы его на пятом этаже в квартире собирали, на руках выносили, затем в гараже двигатель ставили. Душу вкладывали.

Свою любовь к отечественной технике Арсений поясняет на примере с американцами:

– Что у них положительного – это чувство патриотизма. Там, если ты байкер, то обязательно ездишь на американском «Харлее Дэвидсоне» или на «Индиане». Но, как ни удивительно, в настоящее время в Северной Америке и Канаде многие из практических соображений предпочитают ездить на наших «Уралах». На нем проедешь там, где «Харлей» не сможет. В мире он – единственный серийный мотоцикл с коляской. Китайцы еще производят, но в Америке их нет. Туда такое не повезут. К сожалению, китайские есть в России. Зато «Урал» покупают во Франции, Австралии, Германии и немного в Азии. Наш «Урал» – единственный мотоцикл, сертифицированный для езды зимой. В середине января 2017 года я ездил на фестиваль «Мотодогс» в Тольятти. Как раз ударили крещенские морозы. В то утро столбик ртути упал до минус 28 градусов. Все отговаривали ехать на мотоцикле, предлагали машиной. Но для меня весь смысл и состоял в том, чтобы – на мотоцикле. Ведь это мото-фестиваль. Поехал на своем «Урале». Несколько лет ездил на нем без коляски и только ради «Мотодогса» прицепил. Экипировался в свой армейский бушлат, надел дополнительную маску под шлем, кирзовые сапоги и поехал. Друг Саша Лютов за мной – на машине. Он повез реактивный одноколесный мотоцикл – унимото. Ехали долго – часов 6-7, скорость по трассе 100-110 км в час. Едешь, как летом. Дорога полностью сухая, гололед убрало морозом. Самое яркое впечатление – это сама дорога, то, ради чего всё и было. Хотелось прокатиться на хорошее расстояние по нормальной русской зиме. Так и вышло: вокруг раскинулись красивые зимние пейзажи. И настроение, несмотря на мороз, было отличное. По пути в одном из сел купили рыбу горячего копчения. Рыба оказалась еще теплая. Местные ее ловят и коптят сами. Приятная остановка получилась. На фестиваль приехали около девяти вечера. Здесь уже было много людей, объединенных одной целью. Очень приятная атмосфера. Попали как раз на ужин. Нас встретило настоящее мото-братство. Никаких беспорядков и драк. Здесь можно было увидеть людей совершенно разных профессий – и сварщика, и офицера ФСБ. У всех любовь к мотоциклам, и все здесь равны. «Мотодогс» – яркое зрелище. Одно из азартных состязаний фестиваля – гонки на «унимотах». Получая изрядную порцию адреналина в кровь, байкер должен проехать определенную дистанцию на одном колесе в соперничестве с остальными. Не менее сложный вид соревнований – зимние кольцевые гонки. Всё зрелище сопровождается ревом мощных двигателей. Главное здесь – скорость и виртуозное владение техникой. Атмосферу праздника на международном фестивале создавали и яркие костюмы участников, и сами мотоциклы. Какой только техники сюда не прибыло: с колясками и без них, с обычными бензиновыми моторами – на колесной и воздушной винтовой тяге. Отдельный вид техники был представлен байками с реактивными двигателями.

Арсений возвращается в разговоре к любимцу:

– Современные «Уралы» качественно лучше своих исторических предшественников. Завод в г.Ирбит выпускает сейчас отличную технику мирового уровня. Часть важных деталей и оборудования получает из-за границы. Вырос объем двигателя до 750 см3. «Урал» едет везде: по грязи, по песку, по снегу. Если выпуск «Днепров» на Киевском мотоциклетном заводе прекратили в начале двухтысячных, то «Урал» выдержал испытание временем. Совет-
ский мотоцикл был достаточно качественный и надежный, но современные «Уралы» настолько хороши, что можно ездить несколько лет с гарантией, что у тебя ничего не сломается. Выросло качество сплавов, качество сборки. Мотоцикл «Урал» – это ручная сборка, у японцев – это конвейер. Замечательная комплектация, в том числе импортная. У нас двигатель собирают два человека, у них – человек десять-пятнадцать. Японские мотоциклы хорошие, надежные, но, как сами японцы признают, они стали бездушными. Но в России на сегодняшний день «Урал» покупают редко. Стоимость порядка 700 тыс. рублей. За такие деньги можно взять неплохого «корейца» – иномарку. Да и с патриотизмом у нас в последнее время слабо. Люди смотрят на цену и восклицают: «О, куда такие деньги? За такую цену можно купить машину!» Да, машина – это комфортно, я не спорю, может, даже чуть безопаснее. Но! Мотоцикл – это состояние души! Мотоцикл сегодня – это не столько средство передвижения, сколько на самом деле культура. Жаль, как средство передвижения «кормилец» только еще где-то в деревнях сохранился. Во всех остальных случаях – либо хобби, либо, как у нас, образ жизни.

Сам Арсений не расстается с любимым мотоциклом – в любое время года и в любую погоду. Уверяет, что такой труженик может заменить целый автопарк. Живя в городе, использует его для повседневного передвижения – на работу, домой, в магазины и по разным нуждам. Использует его и как грузовик:

– Не у каждой машины в багажник помещается то, что помещается в коляске «Урала». Его можно невероятно перегружать, а он всё равно едет, всё равно везет. Не устаю говорить, что на своем мотоцикле езжу круглый год, и он никогда меня не подводит. Ходовые качества «Урала» отличные. Особенно если с «ведущей» коляской.

Арсений готов часами рассказывать о своем «двухколесном друге», хотя в его арсенале есть еще несколько дорожных мотоциклов и автомобиль.

Наш разговор переходит к байкерскому клубу «Легион». Его центр находится в г.Энгельс, историческое название – Покровск. Клуб насчитывает 50 человек. В Саранском филиале сегодня – 7 человек. Это люди, полностью объединенные одной идеей и образом жизни.

– Нашей «чепте» три года, а «Легиону» – 20. Мы – самый классический мотоклуб стандарта МС. Структура взята с Запада. Оттуда и пошло это движение. МС – это сокращенное английское Motorcycle Club («мотоциклетный клуб») – жестко упорядоченная организация, состоящая не менее чем из 6 байкеров. Есть еще MG – Motorcycle Gang (с английского – мотобанда), прежнее название МС. Сейчас мотоклубы принципиально не занимаются криминальной деятельностью, т.е. постоянно находятся на виду у властей. Сохранились единицы MG, не скрывающие своей направленности (речь идет о западных клубах. – Авт.).

В Саранской «чепте» клуба «Урал» только у Арсения. А вообще их относительно много, в том же Покровском отделении.– «Покровцы» старше нас. Там всё движение пошло с 90-х. Это выходцы из Советского Союза. Они любят и помнят свою историю. Несмотря на то, что у всех есть иномарки, многие хранят старые советские мотоциклы, восстанавливают, катаются на них иногда. Мы тоже любим возрождать к жизни старую технику. Например, реставрируем сейчас мотоцикл М-72 – военный, образца 1949–1953 года. Купили его на «чермете» в очень плачевном состоянии. Но ничего, уже много запчастей на него приобрели. Восстанавливаем не с целью перепродажи, а для души, для сохранения истории,  на свои деньги. В прошлом году мы провели фестиваль «Рок шумбрат» – с мордовским национальным колоритом. Пригласили много музыкантов. Было три дня музыки. Фестиваль – это объединяющая площадка для «братьев по разуму». Некоторые думают, что мы собираемся, чтобы напиться, подраться. Нет. Всё делается для общения, для единомышленников из разных городов. Хорошая музыка, пиво... Но, как говорит глава нашей Покровской «чепты» – «чтобы пьянствовать, мотоцикл не нужен». Пьяным за руль – это не про нас. Категорически не одобряем. И превышение скорости я лично не одобряю. Могу быстрее, но зачем? Сотрудники ДПС если останавливают, то в основном не ради проверки документов, а чтобы спросить: холодно или нет, посмотреть на необычного ездока.

В поездках за черту республики бывало всякое.

– В Пензенской области был случай. Впервые с товарищем ездили на мотоцикле. Впереди стоит патрульная машина. Из нее вышли люди с автоматами, встали в шеренгу, перегородив дорогу. Мы остановились. Все документы, каждую бумажку просмотрели. Но даже шлем не попросили снять, чтобы сверить фотографию на удостоверении. Так и отпустили. Проехали километров 20, опять погоня началась. Уже другая машина – ППС с «мигалками». Молодой лейтенантик из отдаленного райотдела решил, что мы какие-то преступники.

Иногда Арсений садится на один из своих японских мотоциклов. Так в 2016 году на легком «Honda» наездил 20 тысяч километров. Но его тянет к родному. Поэтому в 2017-м на «Урале» – 30 тысяч накатал. Самое большое путешествие на нем совершил, когда за два дня «наколесил» 1600 километров, объехав ряд поволжских городов.

– В Саранске владельцев мототехники хватает, а вот байкеров, кто пытается развить это движение, не много. Вся эта МС тема – не коммерция, а скорее субкультура. А клуб – для того, чтобы у нас была своя площадка, чтобы мы могли где-то собираться, вместе кататься. Тут – один за всех, все за одного. Братство на самом деле. Мы все носим одни цвета и все в одинаковых жилетках.

Об истории появления «мотобанд» за рубежом Арсений говорит со знанием дела:

– Эта культура, отображенная в кино и литературе, пришла со времен Второй мировой войны. Многие солдаты, демобилизовавшиеся тогда из армии, забирали с собой домой мотоциклы. Например, целая эскадрилья ВВС США, оказавшись расформированной, пересела на мотоциклы. Кожаная экипировка пришла от них. Некоторые из байкеров и сегодня носят немецкие каски орбразца 1942 года не потому, что являются нацистами или расистами. Это всё – дань моде. Когда-то солдаты привозили с войны трофеи – каски, награды врага и носили их.

Во время беседы с Арсением я тоже поделился своей историей, связанной с мотоциклами. Однажды, лет пять назад, проезжая в Киеве по Московскому мосту через Днепр, заметил сзади немецкий мотоцикл BMW с коляской – времен Второй мировой войны. На нем сидели настоящие «фашисты» – в касках и форме, с пулеметом MG-42 «на изготовку». Зрелище было необычным и впечатляющим. Позже узнал, что это наши ребята, которые участвуют в реставрации тех далеких событий боев на подступах к Днепру. А еще они занимаются поиском безымянных солдат и перезахоронениями их останков. Сохраняют память о них для потомков. Участвуют в этой работе и байкеры.

Там же познакомился с ребятами из мотоклуба «Ранинг фри». Почти все парни с высшим образованием, интеллектуалы. Общительные, и с законом, и с юмором у них всё нормально. И техника у каждого серьезная, красивая. У каждого своя работа, свое дело. Но мотоцикл дает им особое ощущение жизни, движения и свободы.

В прошедшем году Арсений с «братьями» начал строить свой клубный дом. Участок за чертой города, на природе – в лесу.

– Два месяца, можно сказать, на стройке прожили. Забот было много. Если всё будет хорошо, на будущий год достроим.

Глядя на таких парней, увлеченных любимым делом – мотоциклами, патриотов нашей техники, хочется верить, что однажды с шумом моторов ворвется в нашу жизнь целое новое поколение молодых людей – созидательных, увлеченных, умеющих ставить цели и достигать их во славу своего Отечества.