Елена Лапицкая. Живописные просторы Виктора Петряшова.

 

Вы когда-нибудь видели, как цветет липа? Маленькие желтые цветочки, густо осыпающие ветви, источают дурманящий аромат, кружащий голову и вдохновляющий на творчество.

Художник Виктор Петряшов с детства живет в небольшом деревянном доме, расположенном в нескольких метрах от леса, и практически каждый день отправляется на природу писать этюды. Говорит, что давно мечтает написать цветущую каждый июнь липу, которую приглядел в лесу, чуть подальше от дома. Но выполнить такую работу почему-то до сих пор не получается. Но, думаю, однажды он непременно это сделает. 

Виктор Петряшов. АвтопортретС детства ему пришлось испытать множество трудностей. Он родился в селе Лемдяйский Майдан Старошайговского района Мордовии в 1942 году и даже не успел увидеть своего отца, призванного на фронт в первые дни войны. Петряшов вспоминает, как часто бегал за околицу встречать возвращавшихся в село красноармейцев.

Где погиб Иван Петряшов – до сих пор неизвестно. Единственное, что осталось от родного человека – пожелтевшие листочки фронтовых треугольничков, наспех исписанные  карандашом, да похоронка.

Немного повзрослев, Витя и его ровесники впряглись в мужскую работу: пилили и кололи дрова, копали огород, поливали, пропалывали под палящим солнцем. Тема военного лихолетья позднее отразится в его творчестве.

Что же запомнилось ему из полуголодного детства? Поездка с мамой на Новотроицкую ярмарку. Царившая там красочная атмосфера и разнообразие звуков, форм, голосов, где все перемешалось – люди, лошади, шум, веселье, горы разнообразных товаров, начиная от ложек, разрисованных шкатулок и закачивая предметами быта. Поразили, естественно, и яркие национальные женские наряды. Все эти детские впечатления тоже нашли свое отражение в творчестве уже зрелого художника Петряшова, к примеру, в насыщенной многообразием красок картине «Сенокосная пора».

Кстати, по словам Виктора Ивановича, ему с детства нравилось рассматривать репродукции известных художников и рисовать. Когда ему исполнилось восемь лет, они с мамой переехали в Саранск. В общеобразовательной школе некоторые предметы вели преподаватели непрофильных специальностей. К примеру, изобразительное искусство преподавала учительница истории. Но сосед, случайно заметивший рисунки Вити, посоветовал ему поступить в художественную школу, где азами мастерства с детворой делились такие мэтры, как Петр Федорович Рябов, Борис Игнатьевич Росленко, Любовь Сильвестровна Шанина-Трембачевская.

После окончания школы Петряшов поступил в Чебоксарское художественное училище. Там преподавали известные художники, среди них – выпускники Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Академии художеств Советского Союза, ученик народного художника СССР Бориса Владимировича Иогансона – Василий Степанович Гурин и Розалия Михайловна Ермолаева. Последователи академического отечественного искусства, они оказали значительное влияние на формирование нового поколения живописцев, старательно передавая им тонкости владения профессиональными сек-
ретами.

Правда, иногородним студентам, снимавшим угол у местных жителей, приходилось в свободное от учебы время заботиться о хлебе насущном. В сезон Петряшов с однокурсниками разгружал баржи с арбузами и дынями.

А зимой Виктор восхищенно любовался на закованную льдом Волгу, по которой передвигались грузовые машины и запряженные лошадьми повозки. Весной, когда панцирь раскалывался, по воде шли громадные ледяные глыбы, иск-
рившиеся всеми цветами радуги. И Петряшов под холодным весенним ветром упоенно зарисовывал эту красоту.

После четвертого курса для чебоксарских студентов роскошным подарком стала поездка в Москву и Ленинград, где им удалось побывать в художественных музеях, воочию познакомиться с произведениями импрессионистов Ренуара, Поля Гогена, Ван Гога, великих русских живописцев Василия Сурикова, Валентина Серова, Ивана Крамского, иконописца Андрея Рублева.

Когда Петряшов защищал свою дипломную работу, кандидат искусствоведения Л.Н.Шиловский, отметив оригинальный сюжет и отличное исполнение, предсказал выпускнику «большое будущее на тернистой стезе искусства».

Вернувшись в Саранск, Виктор Иванович посвятил себя преподавательской деятельности в первой художественной школе. Именно это и позво-
ляло ему всегда оставаться творчески независимым и писать только то, к чему лежала душа. А влекли его национальные мотивы: быт мордовской деревни, бескрайние луга, васильковые поля, труд комбайнеров, доярок, простые сельские напевы. В летнее время преподаватели художественной школы вместе с учениками выезжали на практику в районы республики, писали этюды.

За полвека преподавательской деятельности Виктор Иванович воспитал немало талантливых учеников. О них Петряшов говорит не без гордости:

– Владимир Аипов занимался росписью храмов, сейчас он искусствовед. Николай Богачев как профессионал реализовался в Москве. Хафиз Бикбаев не только пишет дивные пейзажи, но и тоже сейчас преподает в детской художественной школе. Хорошо известны в нашей республике живописцы Малик Ямбушев, Анатолий Кияйкин, Ирина Степанова-Савинова, Татьяна Орлова-Булычева, Михаил Свиязов. Талантливые и самобытные художники Вячеслав Кабанов и Юрий Казеев, к сожалению, уже ушли из жизни. Сергей Ходнев – главный архитектор Саранского проектного института, в частности проектировал собора Феодора Ушакова, Наталья Кочнева – главный художник-постановщик Государственного республиканского кукольного театра. Искусствовед Елена Бутрова и реставратор Александр Толокин сейчас работают в Международном фонде  искусств имени С.Д.Эрьзи.

За пятьдесят лет творческой жизни Виктор Петряшов, обладающий талантом в своих полотнах воспевать первозданную красоту природы и благородство крестьянского труда, никогда не выполнял работу «на заказ». Зато его картины обладают огромной энергетической силой и буквально притягивают к себе, заставляя задуматься о многом: смысле бытия, ценностях и приоритетах. Его произведения околдовывают своими, на первый взгляд, бесхитростными сюжетами.

Виктор Иванович – высокий, худощавый, с прямым носом и широкими скулами, и лишь цепкий взгляд карих глаз, обращенный на собеседника, выдает его тонкую лирическую душу. В быту человек он предельно скромный, говорит тихо и спокойно, но до кончиков ногтей безраздельно предан служению искусству. Совершенно безразличный к внешним благам, одежде и всему суетному, он невероятно преображается, когда начинает говорить о творчестве.

Несколько раз видела произведения Виктора Ивановича в его мастерской. Больше всего в душу запали пейзажи «Сельские будни», «Весенний день», «Зимняя калина», «Торжество осени» и «Яблоки на снегу».

Художник уточнил, что неоднократно писал на природе в селе Рыбкино Ковылкинского района:

– Там родилась картина «На мирной земле». Я долго вынашивал идею сельского пейзажа, но как-то не удавалось объемно все выразить. Но однажды вечером после этюдов, уставший, я проходил по центральной улице Рыбкино и
увидел то, о чем думал. Постарался тут же зарисовать увиденное. А на следующий день дописал детали. Но работа над картиной продолжалась еще года полтора. Нередко так получается. Начнешь одну картину, потом на какое-то время откладываешь, переключаешься на другое произведение. А спустя некоторое время, когда взгляд немного освежится, снова что-то дописываешь, дорабатываешь до тех пор, пока самому не начнет нравиться. Пейзаж писать трудно, еще сложнее – жанровую композицию, – раскрывает тайны творческой кухни Петряшов. – Необходимо передать и пространство, и свето-воздушную среду, и все это вместе должно не просто присутствовать на картине, а должно жить в ней. Людям же не скажешь: «Остановитесь на некоторое время, я вас пока зарисую». Фотоаппарата раньше у меня не было. Я ходил, наблюдал, делал наброски с натуры. Потом рисовал эскиз на бумаге, спустя время дома писал маслом на холсте. Картина «На мирной земле» создавалась в общей сложности года три.

На вопрос о «муках творчества» Виктор Иванович отвечает:

– Наверное, они бывают у каждого художника. А вот картина «Лето» мне приснилась во сне. Долгое время обдумывал и картину «Деревенский мотив». Ходил на этюды, возвращаясь обратно, наблюдал, как люди после работы поют песни. Там за оврагом располагались дома и росли огромные ветлы. Однажды увидел, как парнишка едет с сенокоса, и сразу принялся за этюд. И уже по этюду работал над эскизом. Над цветом работал, когда писал на холсте.

Рассказывая о картине «Праздничный день», Петряшов вспоминает:

– Много раз я ходил к храму Николая Чудотворца, был там и на Яблочный Спас, и на Медовый. Есть у меня и другие картины, посвященные духовной тематике – «По дороге к храму», «Духовное училище». Такую работу сразу не напишешь. Надо и состояние природы ухватить. Да и природа непредсказуема. То дождь пойдет, то снег. «Праздничный день» я писал четыре года. Зато эта картина экспонировалась на нескольких масштабных коллективных выставках, после моей персональной выставки, приуроченной к 70-летию, ее закупили для коллекции Музея имени С.Д.Эрьзи.

– Все картины мной любимы, – признается художник. – И все времена года по-своему хороши. У меня много и весенних, и зимних работ, есть и «золотая осень», и летние мотивы. «Пора ягод» тоже в собрании Музея Эрьзи, где хранится 30 моих картин. А «Деревенский мотив» приобретен Союзом художников России. Художник Виктор Вечканов рассказывал, что даже печатались открытки с репродукцией моего «Деревенского мотива».

– Почему же вы все-таки не работаете на заказ? – спрашиваю Петряшова.

– Мне всегда хотелось писать по вдохновению, то, что меня волнует, интересует. А на заказ так не получится. К тому же отдаю предпочтение серьезным жанровым работам на тему мордовской деревни. Все мои натюрморты тоже написаны с натуры. Знаете, сколько я мерз, когда писал «Яблоки на снегу»... Выходил в сад с холстом и писал там в перчатках, до тех пор, пока пальцы не замерзали. Затем приходилось все убирать. А на следующий день снова все выносить – и корзину с яблоками, и тазик с рябиной – и продолжать писать.

Виктор Иванович как бы между прочим рассказывает
о значении творчества в его обыденной жизни. Как приходилось совмещать работу с заботой о близких, ухаживать за уже немощными мамой и тетей, покупать продукты, готовить, стирать, кормить, лечить.

– Так что времени свободного почти не оставалось, – вспоминает Петряшов о непростом периоде своей биографии. – В таком душевном состоянии было тяжело творить возвышенное. Но, когда выходил на этюды, а у нас прямо за домом природа необыкновенная, отдыхал душой и обретал равновесие.

– Помните ли свою первую работу? – интересуюсь у художника.

– Прекрасно. Она называлась «Мотогонки». Ее демонстрировали на престижной выставке и даже вручили мне поощрительный приз.

– Сейчас появилось больше времени для творчества. Не планируете написать что-нибудь на историческую тему?

– Большую историческую пока не планирую, но продолжу серии картин, посвященных сельским будням Мордовии. Планирую еще написать картину, связанную с футбольной тематикой. Пока у меня две работы, посвященные спорту. Надеюсь, что здоровье не подведет. Мы пишем, пока стоим на ногах. А пока работаем – мы живы!

За время подготовки материала мне удалось побывать в мастерской живописца несколько раз, напоследок я пришла в конце октября. День выдался солнечным, без осенней промозглости и дождя. Виктор Иванович выставил новые работы одну подле другой. Среди них обратила внимание и на недавно завершенную «футбольную» картину, о которой Петряшов говорил раньше.

Нет, это не про Чемпионат мира. В парке на спортивной площадке недалеко от дома художник подсмотрел интересный сюжет: болельщики с детьми увлеченно наблюдают за игрой футболистов.

Рядом – пейзаж со зданием старинного храма, где долгое время размещался Краеведческий музей, на фоне осенних деревьев в лучах заходящего солнца.

А еще цветущие октябринки, чуть припорошенные первым снегом, за фигурной изгородью – такой летний островок, не сдающийся наступающей, убивающей зеленую растительность зиме.

На картине «Бабье лето» с особой тщательностью выписаны плоды осени, которые собрали женщины, присевшие отдохнуть на скамеечке.

На другой новой работе «Летнее разнотравье» – подросток с маленьким грачонком в руках и огромным букетом полевых цветов – ромашек, васильков, репешка, а чуть дальше – деревенские жители, спешащие по неотложным делам.

Следующий пейзаж – летний. Пасечник примостился рядом с цветущей вишней. Я даже ощутила этот тонкий вишневый аромат и осмотрелась: а не летают ли рядом пчелы?

Осторожно спросила Виктора Ивановича о его давней мечте – написать цветущую липу. Он улыбнулся:

– Будем надеяться, что погода весной окажется подходящей, достаточно солнечной и в меру дождливой. Все мы во власти природы. Вот тогда непременно напишу!