Как это начиналось

Елена Бутрова

 

(историческая тема в изобразительном искусстве Мордовии в 1930-е годы)


10 января 1930 года была образована Мордовская автономная область. Отсюда легко понять, почему именно в тридцатые годы в местном обществе возникает  активный интерес к исторической теме. Дело в том, что  древний мордовский народ,  переживавший в это время период становления и оформления в цивилизованную народность, должен был не только создавать собственную профессиональную художественную культуру, но  и написать свою историю. Почти все произведения художников на тему истории мордовского народа, в основном, были созданы  в течение первого десятилетия образования его государственности. В этот же исторический период местные художники получили одобрение и на выполнение  «госзаказа» по созданию живописной летописи мордовского народа.     

Основным источником информации, необходимой для создания художественных произведений, стал обширный этнографический материал, собранный в результате научных экспедиций по селам Мордовии сотрудниками Научно-исследовательского института мордовской культуры,  языка и литературы, а также – краеведческого музея (ранее – музея родного края). 

Уже в 1934 году в  Саранске  по инициативе сотрудников Научно-исследовательского института – В.Березина, Я.Григошина и П.Галаева была организована выставка-конкурс работ мордовских художников, выбравших главным объектом изображения «мордву в ее далеком прошлом, мордву предоктябрьскую, мордву в Октябре и Мордовию послеоктябрьскую во всем ее хозяйственном, культурном и политическом росте»1 .

В  1935 году в Саранске с успехом прошла I Республиканская художественная выставка «Прошлое и настоящее Мордовии»,  которая вызвала заметный резонанс в обществе. Все местные газеты подробно освещали ее работу. «Эта выставка, являвшаяся результатом успехов ленинско-сталинской национальной политики, – сообщала «Красная Мордовия», – показала рост мастерства наших художников, которые вышли уже из рамок узкого любительства  и кустарничества на широкий путь сознательного и глубокого показа исторического развития мордовского народа и его сегодняшней действительности»2 . К числу первых художников, заинтересовавшихся историческими сюжетами,  раньше других следует отнести сотрудника краеведческого музея Д.Д.Ануфриева,  создавшего в 1934 году  эскиз картины «Суд старейшин» (не сохр.), Б.П.Ермилова – автора картины «Арест Кузьмы Алексеева» (1934, не сохр.),  а также И.И.Сновальникова, написавшего ряд исторических этюдов, среди которых  – «Убийство мордовского епископа Мисаила», «Быт старой деревни» и «Разгром мордвою Троицкого  (Алатырского) монастыря» (все – 1935, не сохр.). Все эти работы экспонировались на вышеупомянутой выставке,  и о них неоднократно упоминалось в  местной прессе.

Отличительными признаками почти всех созданных в это время  произведений можно считать как ярко выраженный иллюстративный характер  изображений,  так   и  их низкое профессиональное исполнение.  Большинство уцелевших картин представляют собой, в основном, эскизы, композиции которых, как правило, схематичны, непродуманны,  изобилуют лишними деталями. Кроме того, исполнены они неумело и поспешно. Конечно же, существовали и объективные причины всех этих недостатков, столь естественных для периода зарождения и становления жанра. К тому же значительная часть художников  или вовсе не имела художественного образования, или же их профессиональная подготовка была явно недостаточной для создания большого тематического полотна.

Автором многочисленных и, пожалуй, самых  профессионально исполненных картин был казан-ский художник Г.А.Медведев, работавший в Мордовии  в период с 1931 по 1934 годы.  На основе изученного им местного материала   были созданы такие интересные работы, как «Мордовская девушка за туалетом», «Плач мордовской невесты», «Мордовская изба по-светлому», «Мордовская изба по-черному», «Крепостное право в деревне» (все – МРОКМ), «Пьяные мордовские праздники» (не сохр.) и ряд других.

Наиболее удачные работы мест-ных художников регулярно удостаивались внимания прессы. Так, в 1935 году в газете «Красная Мордовия» (от 21 ноября)  в статье, посвященной Первой республиканской выставке художников МАССР, журналист А.Москвитин, в частности, писал: «Картина Б.Ермилова «Арест Кузьмы Алексеева», ценная по содержанию, выполнена художественно. В ней выдержаны композиция, тона красок. Внимание посетителей привлекает другая историческая картина художника Абрамова «Насильственное крещение мордвы». Характерно также и высказывание о ней пензенского художника И.С.Горюшкина-Сорокопудова: «Ее надо писать два года, а не два месяца… Его (Абрамова. –     Авт.) картина выгодно отличается от других его работ, которую он композиционно оформил довольно удачно. Тов.Абрамову, показавшему большую трудоспособность, необходимо больше работать над качеством своих картин, над усовершенствованием своего мастерства и лучше изучать композицию».3  

К сожалению, дальнейшая судьба этого полотна И.Абрамова неизвестна. Сегодня мы имеем возможность представить ее только мысленно, благодаря чудом сохранившемуся тексту ее авторского описания. Этот редкий архивный документ мы решили воспроизвести полностью (стиль и орфография И.Абрамова сохранены):

«Настоящая картина написана мною по инициативе директора Мордовского республиканского музея т.Абузова С.С.

Для создания композиция я пользовался историческим, литературным материалом, а именно: летописями монахов, материалами из истории мордвы историков А.Гераклитова, Кузнецова и др. при этом также и консультацией научных работников музея и историковедов Мордовии тт. Абузова, Васильева и Миронова. Все указания, которые были мне сделаны упомянутыми выше учеными сотрудниками-историками, помогли мне с точностью установить костюмы и типы. В отношении р.Суры, для создания этой картины, я несколько раз был на этой реке, изучал ее течение и место крещения, которое находится в 3-х километрах против расположения морд.с.Сабаево и рядом с.Давыдово с правого берега р.Суры.

В основу своего произведения я взял исторический факт насильственного крещения мордвы на р.Суре в 18 веке в эпоху царствования Александра I4.  

По царскому указу того времени, духовенство под охраной царского войска, проводило массовое насильственное крещение, для этого они выгоняли из жилищ мордву, вязали веревками и гнали плетьми к Суре, а которые с семьями убегали в лес и там скрывались. Некоторых удавалось отыскивать, тогда их секли розгами и связанных опять таки гнали к Суре и крестили.

Момент, который я изобразил в картине, на первом плане берег Суры, где развертывается драма одного факта такого крещения. Перед зрителем связанная по рукам и между собой толпа мордвы. Сколько физической силы, присутствия духа и непримиримой ненависти чувствуется в каждой фигуре против насильников. Все лица, каждый взгляд и движение дышит протестом.

С правой стороны, избиение женщины плетью за то, что она несколько отстала от толпы и ребенок ее дочь всем своим существом старается защитить свою мать от ударов палача-конногвардейца.

На втором плане происходит акт крещения, где поп и монахи чинят церемонию своего гнусного насилия с водосвятием и окропления. Там связанная толпа держится уже иначе, хотя зрительно видны только спины окрещенных, но зритель чувствует подавленное, угнетенное состояние, безвыходность положения.

На третьем плане, окрещенную толпу развязывают теже палачи и монахи. С большой поспешностью и злорадством надевают на них кресты и раздают, из привезенных с собой сундуков грошевые, награбленные в других местах подарки – порты, рубахи, лапти, пояса, руковицы и даже пятак деньгами.

Передавая картину Мордовскому респ.музею я горжусь тем, что она будет сохранена на долгие годы и вместе с тем у меня есть стимул создать еще не одну картину из исторического прошлого мордвы. Мордовия богата своим историческим и рев. прошлым, а картины, отображающие это прошлое сравнительно очень мало (3/ХII – 36 г.Саранск)» 5 .    

Мощный импульс творческой работе мордовских художников был дан в феврале 1937 года, когда в Саранск из Ленинграда приехал директор Всероссийской Академии художеств заслуженный деятель искусств И.Бродский, пользова-вшийся в то время непререкаемым авторитетом среди молодых художников. Вместе с ним прибыла бригада влиятельных в художественных кругах лиц, среди которых:  ответственный секретарь ССХ Ленинградской области Круглов, директор художественного управления ленинградского кооператива художников Джаков и искусствовед – критик Г.Серый. И.Бродский взял шефство над ССХ Мордовии. Воодушевленные таким сотрудничеством и поддержкой, мордовские художники «взяли обязательство к двадцатой годовщине Октября написать ряд картин, которыми смогли бы отразить тяжелое прошлое мордовского народа и нашу сегодняшнюю прекрасную социалистическую действительность». 6  

Во время своего пребывания в Саранске И.Бродский и его коллеги по Академии художеств посетили местный краеведческий музей и  II республиканскую выставку-конкурс мордовских художников, где приняли активное участие в работе жюри. На этой выставке многие работы молодых мастеров были удостоены денежных премий. Среди награжденных значились также художники, работавшие в историческом жанре. Так, например, среди работ самодеятельных живописцев – акварель Мясникова «Пугачев в Саранске» (не сохр.) получила премию в 50 рублей,  эскизы: Кавтасенко «Разгром деникинцев» (50 рублей, не сохр.), Ямщикова «Кулачный бой» (100 рублей, не сохр.), а среди профессионалов – В.Березина «Коня обряжают» и И.Сновальникова «Разгром мордвой монастыря» (не сохр.).

В ходе посещения местного краеведческого музея И.Бродским был сделан ряд существенных замечаний и пожеланий его руководству. Так, например, «основным недочетом исторического отдела надо считать отсутствие экспонатов об историческом прошлом и, главным образом,  о революционном движении мордвы. Нет здесь и археологических материалов, имеющих прямое отношение к древней истории эрзя и мокша. Такое состояние исторического отдела не может удовлетворить запросы индивидуального посетителя. Более тесная связь с Союзом художников… могла бы обеспечить музей картинами, углубляющими научно-историческую значимость отделов и вообще художественное оформление музея»7 . Это свидетельствует о том, что Академией художеств подчеркивалось огромное значение творческой работы местных художников по созданию произведений на сюжеты из прошлого мордовского народа. Таким образом,  лидирующая роль исторической темы в  изобразительном искусстве республики обосновывалась и узаконивалась на уровне пресловутого «госзаказа».

О серьезности начатой работы говорит  и тот факт, что позже – уже в рамках подготовки к выставке «20 лет Октября» – мордовские художники выезжали в Ленинград к своим шефам для показа эскизов будущих картин. Предполагалось создание работ как на сюжеты из исторического прошлого народа, так и на актуальную современную тему. Среди командированных были Ф.Сычков с эскизом большой картины «Принятие Конституции МАССР на II Чрезвычайном съезде Советов» (не сохр.) и В.Детцов с натурными зарисовками к полотну «Выступление члена Президиума ВЦИК товарища Смидовича на I съезде Советов МАССР», а также – картиной «Лыжный переход Саранск–Москва» (обе – не сохр.).

Следует отметить, что некоторые местные художники в тридцатые годы обращались также и к сюжетам из российской истории. Так, еще в 1937 году С.Солдатов создает картину «Восстание киргизов в 1916 году». Она экспонировалась на VI Республиканской выставке в Саранске, а потом, к сожалению, бесследно исчезла.

Будучи студентом Всероссий-ской Академии  художеств, П.Рябов успешно работает над историческими полотнами «Восстание Ивана Болотникова» (1933) и «Кармелюк» (1935–37). Ему удалось собрать обширный подготовительный материал, среди которого встречаются просто великолепные натурные этюды.

Из скульпторов, обратившихся к известным личностям русской истории следует прежде всего назвать имя И.Н.Абрамова – автора памятника А.И.Полежаеву для города Саранска (1940), ныне, к сожалению, не сохранившегося. Однако самые знаменитые исторические портреты в мордовской скульптуре в этот период, конечно же, были созданы С.Эрьзей. Хотя следует заметить, что такие его работы, как «Александр Невский» (1931, МРМИИ) и «Лев Толстой» (1930, МРМИИ) выходят далеко за пределы местной пластической традиции, как, впрочем, и все его творчество.

В тридцатые годы мордовские художники вступают в долговременную работу по созданию картин на темы коллективизации и индустриализации. Всего за период с тридцатых по пятидесятые годы  в результате труда профессиональных и самодеятельных живописцев, графиков,  скульпторов и мастеров прикладного искусства появилось – и это только по самым скромным подсчетам – около трехсот (!) произведений на различные сюжеты из жизни советской Мордовии. Художники предприняли небезуспешную попытку создать грандиозный художественный образ нашей республики сталинской эпохи, изобразить ее «сегодняшнюю прекрасную социалистиче-скую действительность».

Новая история фактически каждый день рождалась на глазах всего  изумленного  мира. Ну разве можно  творческой личности в такое время быть в стороне? Остается поражаться тому, с какой быстротой работали художники. Хотя им, чаще всего  самоучкам, было вовсе невдомек, что создание большой исторической   картины, а именно этот жанр становится одним из ведущих в советском искусстве вышеупомянутого периода, процесс чрезвычайно долгий и трудоемкий, требующий, прежде всего, основательной профессиональной подготовки. Картины появлялись, в основном, в связи с подготовкой к очередной выставке. А выставки, как правило, приурочивали к очередным эпохальным датам, которых в молодом советском государстве было  огромное количество.

Таким образом, причина поспешного, небрежного и неумелого исполнения большинства произведений крылась уже и в самом отправном пункте их создания – в так называемой идейной «установке». Пресловутый план и традиция повсеместных социалистических соревнований твердо обосновались и в творческом процессе советских художников. Сохранившиеся в ЦГА РМ протоколы многочисленных собраний членов ССХ МАССР с «обязательствами вызвать на соревнование» своих коллег сегодня кажутся просто наивными. Но в сталинскую эпоху тематический план, который разрабатывался соответствующими органами и спускался художникам  «сверху», являлся не подлежащим никакому обсуждению документом, призванным определять тот единственно верный путь, по которому должно было идти советское искусство. Его не принято было критиковать, а лишь «рекомендовалось», предварительно рассмотрев, принять на коллективном собрании. А весь дальнейший творческий процесс строить, уже руководствуясь этим очередным «историческим» документом. Контроль же за его исполнением «соответствующие органы» возлагали на «своих людей» внутри Союза советских художников. Так работала нехитрая, но четко отлаженная схема идеологического давления. В результате  основное число картин мордовских художников данного периода представляло собой ни что иное как эскизы, значительное число которых так и осталось не до конца  разработанным.

Основные сюжеты картин мордовских художников были  связаны с жизнью заводов, фабрик и колхозов, а также их героями – передовиками, ударниками, стахановцами, депутатами, знатными конюхами, доярками, телятницами, трактористами. Ни одному из мест-ных мастеров не удалось миновать создания картины на тему из прошлого мордовского народа или его современной жизни!

Отдельного разговора, на наш взгляд,  заслуживают произведения патриарха местного изобразительного искусства – Ф.В.Сычкова, посвященные  строительству новой жизни в Мордовии. Вместе с тем следует отметить, что они, ярко отразив национальную тематику, без особого труда вписались и в русло общесоветской традиции, которая для всех являлась определяющей, в том числе и для региональных художественных школ.

Еще одной темой, тесно связанной с современностью и нашедшей отражение  в творчестве членов ССХ МАССР, стала тема революции и гражданской войны. Причем в выборе сюжетов художникам предоставлялась полная свобода. Так, например, особой «популярностью» пользовались картины, посвященные  легендарному национальному герою В.И.Чапаеву и его соратникам (И.Абрамов «Чапаев», 1935, П.Рябов «Чапаев», эскиз 1934, и др.). Значительное внимание в этот период художниками уделялось и сюжетам, связанным с революционной деятельностью вождей:  аресты, ссылки, побеги, участие в восстаниях, митингах, съездах, встречах с населением, похороны и др.

Судя по воспоминаниям современников и отзывам критики, почти все вышеперечисленные работы, особенно батальные сцены, традиционно  не отличались высоким уровнем исполнения.

В отдельную группу можно выделить и многочисленные образы вождей, знаменитых деятелей революции, среди которых, естественно, преобладали портреты «товарищей» В.И.Ленина и И.В.Сталина,  в обязательном порядке существовавшие в творческом арсенале каждого члена ССХ МАССР, а также и самодеятельных художников. Многие из них были сделаны «на заказ», и поэтому довольно часто были подозрительно похожи на портреты вождей, уже ранее созданных официальными советскими портретистами. Как правило, долго они в мастерских не задерживались, так как потребность общества в подобного рода «шедеврах» резко возрастала накануне традиционных советских праздников – 1 Мая и 7 Ноября. В среде  художников вождей ласково называли «кормильцами».

 Досадным можно считать и тот факт, что вплоть до пятидесятых годов в Мордовии отсутствовал  столь необходимый для нормального развития искусства  аппарат художественной критики. Отзывы о выставках и творчестве местных художников приезжих профессионалов из Москвы или Ленинграда встречаются крайне редко8 . Свое мнение смело высказывали доморощенные местные журналисты, которым вменялось в обязанность делать обзор художественных вы-ставок. Характерным примером подобной критики можно считать статью одного из таких «специалистов» В.Жарковского.  Вот как он оценил работы члена ССХ МАССР С.Солдатова: «Чувствуется, с какой безграничной любовью накладывал художник краску на холст, чтобы выразить образ легендарного Чапаева… строгий взгляд в даль, подернутую синеватым туманом, создает впечатление беззаветной преданности, решимости Чапаева в борьбе с заклятыми  врагами… Если в портрете художник скуп на краски, то в картине «Чапаевцы на отдыхе» мы видим богатый радужный перелив красок, удаль и веселье чапаевских бойцов. В картине хорошо запечатлено единение чапаевцев с народом, видно, что чапаевцы были в каждом селе, как у себя дома» 9(!). И надо признать, что это еще далеко не самый худший образец критики художественного творчества  того времени.

Тридцатые годы, таким образом, со всем основанием можно назвать периодом количественного накопления в местном искусстве изобразительной информации об истории и быте мордвы – как ее прошлом, так и  настоящем. Кроме того, не может не вызывать уважения уже сам факт обращения, пусть пока еще и малоопытных мастеров, к столь серьезной тематике. Кроме того, их работы нередко свидетельствовали о смелых поисках, и, в ряде случаев, даже об удачных образных трактовках того или иного сюжета. Следует также отметить, что этот период был сравнительно небольшим, фактически – с 1934 по 1941 гг., но вместе с тем  и достаточно продуктивным. Он был прерван начавшейся войной, которая резко и почти полностью переключила внимание всей творческой интеллигенции, включая и художников, на иные  темы и сюжеты.

Все, что было написано мордовскими художниками на историческую тему в  тридцатые годы, имело большое значение для успешной эволюции исторической картины и в последующие годы. Процесс количественного накопления изобразительной информации по разным тематическим линиям внутри   исторического жанра, активно протекавший в то время, впоследствии привел к созданию в мордовской живописи ряда произведений, отличавшихся глубоким образным решением и высоким профессиональным исполнением.  Они позволили вывести еще сравнительно молодое мордовское изобразительное искусство на уровень всесоюзных выставок (Ф.Сычков, В.Хрымов, В.Илюхин, Н.Ерушев).

Таким образом, независимо от того, как сегодня исследователи относятся к  произведениям, созданным в 1930-е годы, с уверенностью можно утверждать, что все они обладают определенной ценностью, если не как произведения искусства, то уж точно – как исторического документа. Ведь даже самое скромное художественное изображение Мордовии и ее жителей, сделанное современниками с натуры и чудом уцелевшее в бурном водовороте  событий ХХ века, несет сегодня важную информацию для исследователей этого одного из самых противоречивых и в то же время интересных периодов  отечественной истории.