"Уж сколько их упало в эту бездну..."

Анжелика Горбунова

 

К 125-летию со дня рождения А.П.Рябова

 

Анатолий Павлович Рябов вошел в историю как талантливый лингвист, педагог, общественный деятель, первый мордовский профессор (1934), автор эрзянского алфавита на латинской основе, один из основоположников движения за национальное возрождение мордовского народа. Но все эти звания и заслуги, увы, не спасли его от трагического исхода...

Анатолий Павлович Рябов родился 15 апреля (по некоторым источникам 16-го) 1894 года в селе Лобаски, ныне Ичалковского района Мордовии, в семье эрзянских крестьян Павла Тимофеевича и Александры Михайловны Рябовых. Окончив сельскую начальную школу, Анатолий поступил в Починковское духовное училище, а затем продолжил учебу в Нижегородской духовной семинарии. После смерти отца он оставляет семинарию и осенью 1912 года сдает экзамены на филологический факультет Нежинского педагогического института. Там проявились незаурядные лингвистические способности будущего ученого: деревенский эрзянский парень наряду с классической латынью освоил греческий, английский, немецкий, финский и эстонский языки. При этом Рябов всегда благоговел перед русским, восхищаясь мощью и благозвучием «великого и могучего».

В пединституте он находился на так называемом «казенном коште», то есть бесплатном обучении, для получения которого следовало учиться только на «отлично».

После успешного окончания вуза Анатолий Рябов четыре года преподавал в учительской семинарии, а вскоре получил назначение в Нижегородский губернский отдел народного образования. Именно тогда Анатолий Павлович приходит к осознанию необходимости обучения мордовских детей на родном языке.

Активность Рябова привлекла внимание сотрудников российского Наркомпроса и его пригласили на работу в Москву, в Центральное мордовское бюро Совнацмена на должность методиста. Большим подарком судьбы для молодого ученого стали встречи с величайшими учеными-филологами Д.В.Бубрихом, Ф.Ф.Советкиным и М.Е.Евсевьевым. Он сам активно занимался исследованием морфологии и синтаксиса мордовских языков, составлением словарей и учебных пособий для национальных школ, участвовал в подготовке и проведении I и II съездов мордовских учителей в 1924-25 годы.

В 1926-м по рекомендации М.Е.Евсевьева Анатолий Рябов поступил в аспирантуру Научно-исследовательского института народов Востока. В 1926-27 годы работает в составе мордовской лингвистической экспедиции в селах Кечуши и Луньга, которую возглавил член-корреспондент Академии наук СССР Д.В.Бубрих. Вскоре Рябова рекомендуют в члены Научного Совета Национальностей ЦИК СССР. Рябов трудится над систематизацией основ мордовского литературного языка и проделывает поистине значимую работу – освобождает мордовский язык от заимствований, так называемых «русизмов».

В 1930-е годы Анатолий Павлович в сотрудничестве с профессором-лингвистом Е.Д.Поливановым подготовил фундаментальный труд «Систематическая описательная грамматика эрзя-мордовского языка», который, правда, не удалось опубликовать.

В 1934 году Рябова, уже защитившегося на степень профессора, пригласили в Мордовский агропедагогический институт на должность заведующего кафедрой мордовских языков. Анатолий Павлович первым разработал и вёл курсы по современному эрзянскому литературному языку, его истории и методике преподавания.

 

* * *

Наряду с лингвистическим даром природа наделила Анатолия Рябова прекрасными вокальными способностями, врожденным музыкальным слухом и артистизмом.

А еще Анатолию Павловичу были присущи чувство долга, высокая гражданская ответственность, преданность родному народу и культуре.

Рябов воплощал в себе высокую духовность и разумность своих предков и современный, передовой, прогрессивный ум. Его лекции отличались четкой продуманностью, содержательностью, академической формой подачи. Вокруг него в институте сформировалась группа верных единомышленников и студентов. Ученики профессора Рябова (Горбунов, Назаров, Смолькина и др.) впоследствии стали достойными продолжателями его дела.

Предложение работы в Москве для Рябова тоже не было случайным. Москва давно являлась пристанищем для мордовской диаспоры. Спасаясь от голода, болезней и нужды, эрзяне и мокшане семьями отправлялись на поиски лучшей доли в столицу страны. Селились они по большей части в плохо обустроенных бараках, где царила антисанитария, вследствие чего обитатели страдали заразными болезнями. Грамотных среди переселенцев практически не было, зато широко распространялось пьянство. Такая удручающая картина заставила Наркомат по делам национальностей принять меры и обратиться за помощью к сотрудникам газеты «Якстерь теште» и землячеству мордовских студентов в Москве.

Общество «Сыргозема» («Преображение»), созданное трудящимися мордовской национальности еще в 1923 году, стремилось к повышению этнической и социальной культуры мокшан и эрзян, развитию национальной литературы и искусства, активизации общественной жизни.

В московском театре «Коммуна» было организовано множество национальных секций, в том числе мордовская, а созданный на ее базе хор возглавлял Анатолий Рябов. Тем более, что он с детства знал народный фольклор, самобытное распевное многоголосие.

По имеющимся сведениям, на концерты мордовского хора в Москве приходили авторитетные столичные деятели искусства и культуры, в том числе – нарком просвещения Анатолий Луначарский и театральный режиссер Всеволод Мейерхольд.

А после выступления мордовского хора в эфире Всесоюзного радио в адрес коллектива под управлением Анатолия Рябова пришло огромное количество писем с восторженными отзывами и благодарностями.

Кроме того, Рябов устраивал встречи с воинами-красноармейцами мордовской национальности, служившими в московском гарнизоне. Когда Анатолия Павловича назначили заведующим клубом в Марьиной роще, на его базе Рябов вплотную занялся ликвидаций безграмотности и повышением культуры эрзян и мокшан, организовывал беседы, чтения, литературные вечера, встречи, театрализованные преставления и т.д.

По воспоминаниям студентов, коллег, знакомых, вокруг Анатолия Павловича всегда царила дружелюбная, теплая, позитивная атмосфера. На интернациональные праздники приглашались цыгане, татары, чуваши, евреи. Старания Анатолия Павловича давали ощутимые плоды: к участию в клубной работе подключилось и старшее поколение. Старинные мордовские обрядовые песни всё чаще стали звучать по Всесоюзному радио.

Когда Мордовия получила государственную автономию и в республике открылся педагогический институт, Анатолий Павлович переехал в Саранск. А руководство московским мордовским хором перешло к земляку Рябова, тоже уроженцу с. Лобаски, профессиональному вокалисту Иллариону Яушеву.

К слову, Анатолия Павловича приглашали в Ленинградскую академию наук, но он отказался, поскольку хотел жить и трудиться на земле предков.

 

* * *

В Саранске поначалу всё складывалось вполне благополучно. Стараниями Анатолия Рябова и его брата Владимира, Ильи Кривошеева, Якова Григошина, Захара Дорофеева, Иллариона Яушева и других молодых, талантливых, ярких личностей, вспыхнувших звездами в литературе, музыке, театре, науке и просветительской деятельности, в республике формировалась национальная интеллигенция, активизировалась интеллектуальная жизнь.

5 июня 1937 года был выдан ордер на арест и обыск Анатолия Павловича, подписанный наркомом внутренних дел МАССР. В предъявленном обвинении указывалось, будто Анатолий Рябов – финский шпион, завербованный профессором Бубрихом. Согласно обвинению, Анатолий Павлович состоял в право-троцкистком блоке, намеревался вывести Мордовию из состава Советского Союза и для этих целей рыл с подельниками подкоп из Саранска до Хельсинки. Что-либо более абсурдное придумать немыслимо.

Добиваясь признаний, ученого подвергли жесточайшим допросам. Истязания были настолько зверскими, что Рябов лишился рассудка.

23 мая 1938 года Выездная коллегия Верховного суда СССР приговорила братьев Рябовых к расстрелу, и в тот же день приговор был приведен в исполнение.

Арестовали и жену Анатолия Павловича, Прасковью Фадеевну. Без родителей, по сути, сиротой, остался их десятилетний сын Ричард. Последовала череда арестов и других соратников Рябова, его односельчан – возглавлявшего управление по делам искусств Галаева, ректора комвуза Гребенцова, известного ученого и литератора Поздяева, редактора журнала «Сятко» Куторкина, поэта Ильи Кривошеева, а также студентов Анатолия Павловича...

Лишь 28 ноября 1956 года Военная коллегия Верховного суда СССР отменила приговор по делу А.П.Рябова в связи с «отсутствием состава преступления».

 

* * *

За свою до обидного недолгую жизнь Анатолий Павлович сделал немало для развития просвещения своего народа. Он подготовил буквари, школьные учебники, двуязычные словари, организовывал съезды мордовских учителей. Однако после несправедливых обвинений и гибели ученого его имя долгое время оставалось в забвении.

Лишь в начале 2000-х широкая общественность вновь вспомнила о вкладе Анатолия Рябова в становление национального образования эрзян и мокшан. НИИ гуманитарных наук при Правительстве Мордовии организовывал Рябовские чтения с участие ученых – историков и филологов из разных регионов России, ведь потомки не должны забывать Анатолия Павловича Рябова, заслуги которого перед мордовским народом столь велики.