Воспитание детей происходит в семье

 

– «Все страны граничат друг с другом, а Россия – с Богом». Дорогой батюшка, я хочу начать нашу передачу отрывком из книги старца Паисия Святогорца, которая называется «С болью и любовью о современном человеке». Старец Паисий говорит: «Чем больше люди удаляются от естественной, простой жизни и преуспевают в роскоши, тем больше увеличивается и человеческая тревога в их душах. А вследствие того, что они всё дальше и дальше отходят от Бога, они нигде не находят покоя. Поэтому люди беспокойно кружатся, как приводной ремень станка вокруг сумасшедшего колеса. Они кружатся уже и вокруг Луны, потому что целая Земная планета не вмещает их великого беспокойства. Мирская легкая жизнь, мирской успех приносят душе мирскую тревогу, внешняя образованность в сочетании с душевной тревогой ежедневно приводит сотни людей, даже потерявших душевный покой маленьких детей, к психоанализу и психиатрам. Строят все новые и новые психиатрические лечебницы, открывают для психиатров курсы повышения квалификации, в то время как многие из психиатров ни в Бога не верят, ни существования души не признают. Стало быть, как могут помочь другим душам эти люди, сами наполненные душевной тревогой? Как может быть истинно утешенным человек, не уверовавший в Бога и в истинную вечную жизнь после смерти? Если человек постигает глубочайший смысл истинной жизни, то из его души исчезает вся тревога, к нему приходит Божественное утешение, и он исцеляется. Если бы больным в психиатрической лечебнице читали вслух авву Исаака Сирина, то больные, верующие в Бога, становились бы здоровы, потому что им открывался бы глубочайший смысл жизни». Отец Валериан, я слышала, что сейчас собираются ввести психологов с трех лет в детский сад, и даже чуть ли не с нулевого возраста призывать психологов. Как вы думаете, для чего это делается, и поможет ли это избегать таких трагических событий, как то, что произошло в одной из школ, когда мальчик, взяв ружье, убил людей?

– Всё, что вы сейчас прочитали из старца Паисия, конечно, прекрасно и действительно так и есть. Очень странно звучат иногда высказывания так называемых психологов или даже ученых, которые пытаются без Бога, без признания бессмертной души, будущей жизни не только понять что-то, а еще и объяснить это другим. Вообще в переводе с греческого «психе» – это душа. Потому в самом наименовании психолога уже упоминается душа. Есть такое изречение в Библии: «Произволение сердца – от человека, а изречение уст – от Бога» (ср. Притч. 16:1). Видимо, иначе и не скажешь, не назовешь другим словом эту область деятельности человека. Мне рассказывал один врач-психиатр, как в одном из выступлений на каком-то их заседании прозвучал такой лозунг: «Психиатры – священники XX века». Но какие это могут быть священники и какому Богу они служат?

Я знал еще из духовной литературы, а потом и в светском каком-то журнале прочитал, что до трех лет проходит примерно половина жизни человека. И действительно – душа детская, как губка, все впитывает. Детское мышление удивительно прямолинейно, пока оно еще не запрограммировано окружающей видимой действительностью и взрослыми. Ребенок мыслит зачастую не так стандартно, как рассуждают взрослые.

Я знаю пример, когда одну девочку спросили: «Как же ты веришь в Бога? Ты разве Его видела?» – а она спокойно так ответила: «Мы недостойны Его видеть». Действительно, когда в свое время проводили атеистическую работу с детьми и говорили – и где же Бог, Его нигде нет, то один ребенок рассудил: «Конечно, мы себя так ведем, какой же Бог с нами будет тут жить?» У них совсем другая логика, понимаете?

И это как раз говорит о душе. Вся беда в том, что как раз о ней мы часто забываем. Душа детская, как говорят, мягкая, из нее лепится будущий человек. Наука, слава Богу, уже задумалась над тем, что нельзя так небрежно и беспечно относиться к этому возрасту, как это было раньше. Есть старая притча, когда одна мать спросила:

– Когда мне начинать воспитывать ребенка?

– А какого он возраста?

– Ему один год.

– Вы ровно на год опоздали.

Но это уже рассуждение мыслящего человека. Это еще не духовный, но уже некоторый опыт. На самом деле до рождения есть еще девятимесячное внутриутробное развитие. И всё, что через мать, через ее восприятие, переживания входит в ее душу, переходит и в душу ребенка. Девять месяцев складывается будущий человек. Праведная жизнь родителей давала соответствующие плоды. Эту истину знали. Есть такое поверье в народе, что беременным женщинам надо смотреть на красивое, и тогда ребенок будет красивый. Но это внешнее. А вот внутреннее – глубже. Если ты «в положении», то будь особенно воздержанна, особенно целомудренна в мыслях, в чувствах, потому что это все отражается на ребенке, и дитя тогда будет чистое.

Когда же у нас теперь живут как попало (не только не венчаны, а даже и не в зарегистрированном браке – не поймешь в чем, в сожительстве каком-то), то как раз вот этот момент, к несчастью, упускается. И что рождается тогда? Ребенок-то рождается, а потом еще его нужно воспитать. Была несколько лет назад статья в газете. (Иногда даже в газетах бывают умные мысли.) Называлась она так: «Счастлив рожденный в любви». Я бы сказал – счастлив зачатый и рожденный в любви. В истинной любви, а не в страсти. И рожденный – а уж дальше и воспитанный – в любви.

Когда-то мне келейник митрополита Нестора (Анисимова), ныне покойный схиархимандрит Серафим сказал прекрасные слова: «Старайся, чтобы дети тебя любили, тогда все можешь с ними делать». Но чтобы дети тебя любили, нужно самому любить. И дети должны видеть этот пример любви. Конечно, они потом еще делают свой выбор. Но для них все-таки будет какой-то пример, и если они желают, то могут этот добрый пример и для себя взять за правило жизни. Это же старые пословицы: «От осинки не родятся апельсинки», «Яблочко от яблоньки далеко не падает».

Возвращаясь к началу разговора, возникает вопрос – кто будут эти психологи, которых хотят приставить к детям? Так же как и кто будут эти матери и отцы. Ведь у нас немногие задумываются над ответственностью, которая на них возложена. Ведь дети – это будущие поколения. Что в них вложат, какой им пример дадут, таким и будет дальше мир. Почему и заповедь Господня гласит: Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, да долголетен будеши на земли (Исх. 20:12). То есть почитание родителей, уважение к ним – залог благополучной жизни и долголетия. Это все исходит из правильного понимания жизни. А правильное понимание жизни может быть только при одном условии: на нее нужно смотреть с духовной стороны. Потому что человек состоит из тела и души. И душа – главное. Это очень важно, потому что у нас иногда рассуждают так: более развит, менее развит, талантлив, не талантлив. Это все хорошо, конечно, но какова душа? Доброта, кротость, искренность – все это тоже бесценные дары. И их, конечно, нужно развивать. Важно внушать это с детства, а главное – самим подавать пример.

Психолог для детей – это как школьный учитель. Если ребенок в своей семье не будет иметь подтверждение того, что говорит психолог, ему будет очень сложно сориентироваться. Вот у нас сейчас для детей устраивают православные лагеря – выезжают на лоно природы, собирают детей, едут православные воспитатели. Но за две недели воспитать ребенка, мягко говоря, очень непросто. А потом дети возвращаются опять в семью. И что от этого остается? Вот когда в православные лагеря дети ездят вместе с родителями, тогда результат получается значительно лучше. В нашем храме как раз именно такой семейный лагерь и организуют.

– Батюшка, я еще хотела вот что добавить. Раньше-то дети были с родителями и в семьях. А сейчас у нас хотя всё механизировано (посудомоечные машины, и порошки, и стиральные машины), но почему-то не хватает у родителей времени на детей – почитать или спеть колыбельную песню ребенку. И включают ему сначала радио, потом телевизор, а теперь еще и компьютеры. Вот теперь то, что «воспиталось» через компьютер, и выливается. Для того, видимо, и нужны армии психологов, чтобы детей возвращать обратно к жизни. Но опять же, мне кажется, психологи вряд ли помогут...

– Ребенок воспитывается прежде всего в семье. Когда-то в 31-й школе учились пятеро моих детей. Директором этой школы был Григорий Иванович Суворов, я всегда вспоминаю его с любовью. Как-то ему на общем собрании задали вопрос: чем родители должны помогать школе? Он ответил: «Простите, воспитывать должны вы, а школа может вам помочь».

Так вот, я бы ответил словами Григория Ивановича – первыми психологами должны быть родители. А профессиональные психологи могут помочь, подсказать. Но воспитывать-то должны родители, и основная психология – это воспитание в семье. Григорий Иванович, когда мы беседовали с ним вдвоем, сказал очень откровенно: «У нас семьи нет и не будет, мы идем к краху. Через мои руки прошли те, которые теперь уже бабушки. Чем дальше, тем хуже». А ему было 70 с лишним лет. Вот это его слова. То есть он как педагог с глубочайшим опытом и талантливый человек как раз об этом и говорил.

Есть классическое высказывание: семья – основа государства. Да, она – всего основа! Это малая Церковь. Поэтому и основное психологическое воспитание идет в семье. Это абсолютно точно. За счет чего держалась вера во времена всех этих гонений? За счет семейного воспитания, семейных устоев, семейных примеров. Именно за счет этого она и держится, и будет дальше жить этим. Поэтому и идет такая атака против семьи. Семьи разрушаются, у родителей пытаются отобрать детей, отдать их кому-то. Но разве чужой сможет их воспитать?

Вы знаете, у меня семеро детей и 34 внука. И очень непросто их воспитывать, даже своих. А тут какой-то воспитатель – приходящий, уходящий... Ребенок же все это воспринимает. У нас так говорят, как будто это не дети, а куклы какие-то, с которыми можно заниматься. Нет, это личности. Да еще какие личности! Иногда они такое выдадут! Мне мой племянник рассказывал случай, свидетелем которого он стал. На даче, где они жили, соседский ребенок, сидя на заборе, вслух рассуждал: «Как трудно быть Богом! Все видишь, все знаешь, всех надо терпеть и всем прощать». Четырехлетний ребенок размышляет о таких проблемах, о которых, я думаю, и из взрослых мало кто задумывается. Это восприятие Бога в такой детской простоте – действительно, все видеть, всех терпеть, всем прощать. Дети говорят: кто же нас будет терпеть? Как же Богу трудно с нами-то! Это совершенно другие дети. Но у них правильное восприятие мира.

В том-то все и дело, что детьми нужно заниматься. Поэтому воспитателями детских яслей и садов должны быть самые талантливые педагоги, любящие свое дело. Да и главное – нельзя без любви, дети чувствуют, любит их человек или нет. Вот Григорий Иванович был очень строгий, иногда мог высказаться резко, но он детей любил, и дети его любили. Когда он умер, дети плакали. Хотя он был строгим. То есть как раз это сочетание: внешняя строгость и любовь к детям. Дети прекрасно всё понимают.

У владыки Арсения (Жадановского), последнего настоятеля Чудова монастыря, расстрелянного в Бутове, есть брошюра о священстве. Там сказано, что когда Господь снова возводил Петра в апостольское достоинство после его отречения, Он трижды его спрашивал: любишь ли меня? Владыка Арсений говорит: если есть любовь, есть пастырь. Поэтому если есть любовь, то есть и воспитатель, и родитель. А если любви нет, то это не воспитатель, не родитель, а, наверное, производитель.

Любовь, если она есть, так она есть, и она чувствуется. А в злобе-то человек не живет. Мне всегда больно смотреть на людей, которые находятся в озлобленности, в какой-то ненависти. Несчастные они! И здесь-то не живут, и там не будет им жизни. Вот это дети как раз
прекрасно понимают.

– Батюшка, почему сейчас наблюдается какое-то охлаждение к вере? И осуждение Церкви в прессе, и нападки какие-то. Я наблюдаю, что и в храмы люди больше приходят, как в клуб, но не помолиться. Ведь нет соборности. Однажды один батюшка сказал, что, если бы все на Литургии молились, какая бы это была сила, какой столб огненный до неба был бы! Ведь многие приходят просто пообщаться. Я была на Литургии в воскресенье, и батюшка сказал: «Вы посмотрите – когда я выношу Чашу после Причастия, то люди уже спиной стоят, и уходят, и разговаривают, детей уводят. Так кого мы хотим воспитать в вере, если сами не учим детей этому?» Ведь всё важно в Церкви, и старец Паисий тоже об этом говорит. Даже какое-то малое отступление от канонов Церкви нельзя делать. Наверное, всё от нашего гордого ума – «надо сокращать службу, и постов не надо, и детей мучить не надо». И дети, даже бывшие в Церкви с малолетства, потом в отрочестве уходят из нее. Такая боль о современном человеке – мечется этот человек и не знает, что делать. И семьи нет у нас сейчас, и верующих, в общем-то, нет. Батюшка, как-то обустроится у нас всё? И чем можно помочь современному человеку?

– Тут очень всё, с одной стороны, сложно, а с другой – довольно просто. Вроде и храмы строятся, а вот происходит такое. Но дело-то все в том, что пока еще попущено действовать диаволу. И он работает, да еще как работает. То, что происходит, – свидетельство этой самой невидимой брани, которая идет в сердцах человеческих за души детей. Нападают если не на родителей, то на их детей. Это известно. Фактов множество. Враг часто действует именно через детей, еще не утвердившихся в вере, и их соблазняет. Дети подвержены часто непосредственному восприятию, они более чуткие. И потом, опять же, диавол работает. Поэтому человек часто воспитывается в вере, а потом ему бес начинает показывать – вот смотри, этот такой-то, этот такой-то. Это довольно старый бесовский прием.

Есть такая притча. Приходит послушник в монастырь. Вначале у него – подъем духа. Духовник спрашивает:

– Как ты на меня смотришь?

– Отче, как на Ангела.

Потом проходит некоторое время.

– Ну а теперь?

– Как на человека.

Спустя еще некоторое время.

– А теперь?

– Как на демона.

Лукавого называют «художник». Раньше я думал: почему художник? А потом прочитал объяснение. Диавол рисует картины. Сначала в очень красивых тонах, а потом, наоборот, в мрачных тонах. То же самое перекрашивает. Дело все в том, что люди остаются людьми. И мы не больше апостола Петра. Он был такой ревностный, и вдруг отрекся. А уж апостол Павел-то яснее ясного сказал: Окаянен аз человек, кто мя избавит от тела смерти сея? Благодарю Бога моего Иисусом Христом Господем нашим. Темже убо сам аз умом работаю закону Божию, плотию же закону греховному (Рим. 7:24-25).

Поэтому когда человек на духовном подъеме – любовь в чистом состоянии, для чистого все чисто. А потом своя нечисто-
та тоже вылезает, начинает видеть и в других нечистое. И вот здесь начинается... Беда-то вся в том, что мы совершенно забываем и про Бога, и про то, что есть враг рода человеческого, который не дремлет. Даже не то слово – «не дремлет». Он бдит всё время. Сначала мысль приходит, за ней другая, третья, потом диавол еще кого-то подсунул, и человек совершает какой-то страшный шаг, он находится прямо под действием диавола. Называется это одержимость. Человек потом вспоминает – а что я делал? Что со мной происходило? Это довольно распространенное явление, не всегда оно в каких-то страшных формах бывает, но обычно сплошь и рядом это состояние одержимости встречается. Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом. (Мф. 17:21). По возможности нужно и поститься, и молиться.

Очень многое, конечно, зависит от родителей. Семья – это всё. И есть ли у нас семья? Почему враг старается разрушить прежде всего семью? Сейчас уже так всё перемешалось – туда-сюда от семьи бегают. Я столько наслушался! Психологи – это хорошо, но нужно, чтобы они прежде всего обязательно общались с родителями.

Детям теперь всё доступно. Но беда в том, что эти современные боевики, компьютерные игры приучают к тому, что можно стрелять, легко убивать. Мы тоже играли в войну. Но это была защита, целью игры была справедливость, а не просто всякие современные разборки.

– Я недавно в метро увидела рекламу: «Манящий аромат бесчинства, поддайся беспределу». И главное – выбирают те линии, где очень много молодежи. Как после этого воспитывать? Вот едет маленький ребенок, который уже умеет читать. И это в государственном, как говорится, учреждении – в метро – висит такая реклама.

– Раньше специальных реклам особо не висело, но атеизм был полный. Пионеры, комсомольцы. Как им противостоять? Противостоять может семья. Ребенку нужно объяснять. Что значит «бесчинство»? Это значит, что к тебе в твою квартиру придут, нагадят, напортят, сожгут. Понравится это тебе? Вот это бесчинство. Просто объяснить ребенку, правильно поставить вопрос, а ребенок сам выберет. Потому что, когда касается других, – это еще ладно, а вот когда касается непосредственно нас, тогда уже – простите...

– Батюшка, у нас вопрос от слушателей: «Добрый вечер, благословите. Я однажды слышала в Симферополе, как старенький батюшка шел за тоже очень пожилыми людьми и говорил – в ад идете, в ад идете! Оказалось, что они прожили 50 лет и были не венчаны. Вот у меня тоже пятеро детей, четверо венчаны, а одна семья – нет. И, конечно, там никакого порядка. И что делать? 20 лет прожили, толку нет. Что делать, как их венчать? Будьте добры, скажите, пожалуйста. Спасибо».

– Венчаться, конечно, нужно. Человек невенчанный отвергает таким образом Таинство Венчания. Невенчанных не полагается причащать, потому что они находятся в грехе с точки зрения Церкви. Конечно, бывает, что вторая половина ничего не признает. Но если верующий человек выбрал себе в спутники неверующего, – тут уже его ответственность, надо было думать о том, на какой шаг он решается. Если он тогда не думал, то теперь остается только терпеть, молиться. Я, слава Богу, знаю много примеров, когда люди в конце концов все-таки венчались. Я венчал даже таких, которых носили на стуле вокруг аналоя, они сами ходить уже не могли. За мою жизнь, за 45 лет служения, милостью Божией я венчал очень многих. Одного пришлось вести под руки, потому что он еле шел. Сын ему сказал: «Отец, что ж я в невенчанном браке рожден, неужели вы меня не жалеете?» И вот они его вели: с одной стороны – жена, с другой стороны – сын. Действительно, венчанный брак – это ведь благословение на детей.

А тем, кто отвергает это, не ходит в церковь, не причащается, – что ж теперь сказать? Сами себя лишают этого благословения Божия. Как сказано в Евангелии – званые не были достойны. Потому что, когда венчаешь, даже пожилых, они говорят потом: какая красота, как легко после этого! Помню одну пару, которую я венчал еще в начале своего служения. И они сказали мне: «Вы знаете, ведь 40 лет мы прожили вместе, а теперь – как камень с души». Поэтому молиться нужно, а уж там как Бог даст.

– Батюшка, мы благодарим вас за эту беседу и ждем снова у нас в студии! Спаси Господи!

 

Беседовала Екатерина Краснобаева