Маринина - это "наше все"? Унесенная ветром бригада брата-2.

Как известно,  во времена не столь отдаленные СССР звали страной читающей. А как обстоят дела сегодня? До книг ли сейчас людям, потом и кровью зарабатывающим себе на пропитание? Уровень жизни упал, и многие экономят на книгах, которыми «детей не накормишь». Пища духовная уступила место пище насущной. Выяснить отношение жителей нашего города к чтению позволил небольшой социологический опрос (400 человек, репрезентативные признаки: пол и возраст). Вопрос ставился ребром: респонденту нужно было жестко выбирать между несколькими вариантами ответов.

Итак, оказалось, что две трети читателей предпочитают на досуге именно читать (см. табл.1). Но с другой стороны, практически каждый третий горожанин (29%) не испытывает особой радости от чтения книг. Большинство населения (почти каждый второй) предпочитает отечественную литературу, и только каждый четвертый любит зарубежную. Выясняется любопытная картина. Во-первых, подтверждается мнение о том, что женщины являются бóльшими книгочеями, чем мужчины. Во-вторых, прекрасный пол более космополитичен и не пренебрегает западной литературой. Впрочем, и то, и другое вполне объяснимо психологическими различиями между мужчинами и женщинами. Мужчины – защитники Отечества, патриоты по опеределению, и это не может не сказываться на их литературных вкусах, да и времени на чтение у них на порядок меньше, чем у женщин. Прекрасный пол воспитывает детей, порой не выходя из дома, и отдает сердца любовным повествованиям (об этом разговор чуть ниже), которые, как известно, не знают национальных ограничений. 

А вот возрастные страты преподнесли сюрпризы. Во-первых, наша современная молодежь гораздо более начитанна, чем старшие поколения, при этом отдавая предпочтение русской литературе (впрочем, это объясняется  тем, что многие молодые люди как студенты просто вынуждены читать программные произведения, да и еще не обременены семьями, и у них больше свободного времени). Во-вторых, начудило среднее поколение: это поколение перестройки, воспитанное на большой любви к Западу, и это не могло не сказаться на его пристрастиях. «Средневики» раскололись на три равные части: первая аморфно не читает практически ничего, занимаясь зарабатыванием денег (это о них складывают анекдоты про Муму, брошенной под поезд Дубровским); вторая взахлеб интересуется модными западными писателями (Коэльо, Маркес и пр.); третья хочет читать свое, «родное», хотя также неоднородна по своей сути (почитатели Акунина и Пелевина в ней контрастируют с любителями криминального отечественного чтива и серьезными любителями русской классики). Старшее поколение, как ни парадоксально, по вкусам созвучно молодежи (о тонкостях различий в следующей главе), только вот нечитающей публики в нем, как ни странно, в два раза больше. Казалось бы, люди находятся на пенсии, свободного времени очень много, а вот не доходят у них руки до книг, или в свое время им не привили любовь к чтению?

Так какой жанр литературы предпочитают наши читатели (см.табл.2)? Напомню, что назвать можно было не больше двух жанров. На первое место вышла фантастика (сказку и популярный ныне жанр фэнтези отнесем сюда же), и тут-то и началась путаница. Многие молодые читатели называли фантастами… Гоголя и Булгакова. У автора даже возникли определенные сложности. Действительно, некоторые произведения трудно определить жанрово (тот же роман Булгакова «Мастер и Маргарита» одновременно можно назвать и фантастическим, и сатирическим, и даже любовным). Тем не менее, автор решил сохранить взгляд самих респондентов, их мнение  (пусть и не совсем верное) о жанрах. Чуть-чуть уступили фантастике любовные романы. Далее – пропасть. Ближе всего к этой «парочке» подобралась… старая добрая русская литература, опередив даже детективы и приключения. Аутсайдером нашего хит-парада остался сатириче-
ский жанр.

Теперь кое-что о предпочтениях. У мужчин уверенно лидирует фантастика, у женщин – любовные романы. Отметим, что мужчины тоже непрочь почитать про любовь – и это неожиданность. Отметим также, что приключения, русская классика и детектив имеют примерно одинаковую привлекательность как для мужчин, так и для женщин, а вот сатирические вещи бóльшим спросом пользуются у мужчин.

Молодежь, как и следовало ожидать, выбирает фантастику (в широком смысле этого жанра), и только любовные романы у них могут соперничать с ней. А вот русская классика в загоне. Может быть, отпугивает «типичный образ в типичных обстоятельствах», то бишь практически насильственное насаждение классики в школе, и не просто насаждение, а только тот взгляд, который приятен преподавателю? Как бы то ни было, но по мере взросления популярность русской классики растет (кстати, противоположная ситуация с фантастикой).

Недаром было упомянуто «расколотое перестроечное поколение». С одной стороны, оно молодится (тяга к приключениям, фантастике). С другой, сказывается кризис среднего возраста (охладевает к сатире, любовным романам и детективам). Старшее поколение больше всего уважает мелодрамы и русскую классику, практически игнорируется приключенческий жанр.

Все-таки авторитет есть авторитет. Пушкин занял первое место у наших читателей, не намного, но опередив автора «забойных» детективов Маринину. Третье место у братьев Стругацких, далее опять классики – Достоевский, Лермонтов, Гоголь, Л.Толстой, Булгаков. А вот замыкают хит-парад детективщицы: наша Дарья Донцова и «ихняя» Агата Кристи.

Причем Маринина – «это наше все» – для мужчин, которые поставили новомодную писательницу выше Гоголя, Пушкина и Достоевского (соответственно, третье-пятое места). При этом между классиками и детективщицей вклинились братья Стругацкие, тоже классики в своем жанре. Женщины консервативнее. Хоть и у них Маринина в лидерах, но уступила не только Пушкину, но и Лермонтову, однако опередила Булгакова (неужели стали забывать о «Мастере»? Время идет и «съедает» былых героев) и Конан-Дойла.  

На слуху Маринина и у молодых. Вспомним: юные не благоволят к классикам, поэтому стоит оценить  второе место Лермонтова. В пятерке лидеров у молодежи новые литературные имена – фантасты Лукьяненко и Гаррисон. И даже немножко неловко, что «затесался» к ним пришелец из XIX века Александр Дюма.

У среднего поколения, как всегда, свой взгляд на мир, и весьма неожиданный. Пятерку их литературных «любимцев» возглавили братья Стругацкие. Второе место – у Достоевского. Вспомнили «средневики» о прекрасном советском фантасте Александре Беляеве, поставив его на третью строчку. В чести у них Лев Толстой и… опять неожиданность – Вильям Шекспир. Век живи, век удивляйся.

Старшее поколение милостиво пустило к себе на второе место Маринину, но этим именем тяга к современному чтиву и ограничилась. На первом месте Пушкин, на третьем – Гоголь, на четвертом – Булгаков, на пятом – Тургенев.   

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод: криминально-фантастическое чтиво у нашей читающей публики вполне мирно уживается  с «нетленкой»-классикой. И говорить, что люди у нас читают только псевдолитературу, думаю, преждевременно.

Вождь пролетариата Владимир Ленин называл кино важнейшим из искусств. Хотя сейчас на первый план выходит телевидение, однако кино по-прежнему сохраняет очень большое влияние на образ мыслей, поведение человека и в этом плане выступает союзником телевидения.  Какие фильмы смотрит современный зритель, о чем, чьего производства – это мы и попытались выяснить, проведя небольшой социологический опрос (400 респондентов, репрезентативные признаки: пол, возраст).

В свое время иностранный фильм по нашему ТВ был редкостью, да еще если из США – событие из ряда вон. Сейчас, программу какого телеканала не посмотришь, кругом практически один Голливуд, особенно в прайм-тайм (наиболее смотрибельное телевремя – от 19.00 до 23.00).

Что же предпочитают смотреть наши зрители (см.табл.1)? Причем вопрос ставился жестко: нужно было выбрать только один вариант ответа. В результате респонденты разделились на три практически одинаковых по численности категории. С небольшим перевесом лидируют сторонники отечественного кино. При этом, вот чудеса, свое кино более всего предпочитают смотреть женщины, у которых сложилась репутация космополиток (см.статью о книгах): причем на добрый порядок, чем мужчины. Сильный пол оказался неравнодушен к американскому кинематографу, а вот женщины Голливуд недолюбливают. Европейское же кино уважает как сильный пол, так и слабый. 

Молодые проявили себя кинорусофобами. Только 13,8% смотрят российские фильмы. Но будем снисходительны: они практически не знают ХОРОШЕГО СОВЕТСКОГО кино. Это как раз то поколение, которое выросло на засилье голливудщины. Не будем и забывать, что новое российское кино практически не выпускало со времен развала СССР хороших фильмов. Все фильмы можно пересчитать по пальцам, и те на 90% клонированы с голливудских, причем гораздо хуже во всех отношениях. И еще один специфический нюанс: юность падка на «остренькое» кино, с лихо закрученным сюжетом, мордобитием и спецэффектами. С возрастом это проходит, но каждое поколение обязательно наступает на грабли «бей-беги». Вспомним, каким бешеным успехом в советское время пользовались индийские фильмы, суррогат западного кино.

Уже у среднего поколения процент российского кино немного, но подскакивает, а американского также немного, но падает. При этом в выигрыше у «средневиков» остается европейское кино. Старшее поколение, напротив, патриотично не признает никаких фильмов, кроме российских. И если европейское кино оно еще готово терпеть, то американское не видит в упор. От поколения, воспитанного в условиях тотального показа советского кино, трудно было ожидать другого мнения. Их можно понять, они даже в чем-то правы – слишком много низкопробной западной кинопродукции хлынуло на наш рынок после падения железного занавеса. Нужен выбор, но иногда, щелкая телекнопкой, приходится выбирать между американским триллером, американской комедией, американским боевиком и американским же детективом.

И именно старшее поколение является «закоперщиком» введения лимита на показ западного кино (см.табл.2). Причем по мере омоложения аудитории сторонников лимитирования не-
отечественного кино становится все меньше и меньше. Среди молодых только каждый четвертый проголосовал бы за ограничение нероссийского кино. Забавный нюанс: среди молодых «свое» кино смотрят 13,8%, то есть еще 10,8% смотрят «другое» кино и одновременно призывают его лимитировать. Но на самом деле, если внимательно прислушаться к мнению многих респондентов, парадокса никакого не заметишь: телезрители различают европейское и американское кино. Они не хотят ограничения для европейского кино, а вот американское им порядком поднадоело. И депутатам, разрабатывающим в Госдуме проект по ограничению западного кино, надо прислушаться к этому мнению. Кстати, мнения мужчин и женщин в этом вопросе практически совпадают.

Здесь автор опроса столкнулся с трудностью четкого определения жанра. Боевик, триллер, детектив, фантастика – жанры соприкасающиеся и четко сказать «ху из ху» иногда невозможно. Потому критерием станет мнение респондентов, их понимание жанра.

Итак, в гонке жанров победила кинокомедия (см.табл.3), которую по праву можно назвать королевой кинематографа. Второе место у боевика. Третье – у мелодрамы. Неожиданным аутсайдером оказался детектив. Но не будем забывать, что большинство боевиков и триллеров – те же детективы, только с большим количеством спецэффектов. Замыкают список сериалы: миф о популярности сериалов развеивается как дым.

Мужчины отдают свои голоса боевикам, комедиям  и фантастике, при этом совершенно игнорируя сериалы. Женщины выбирают ту же комедию, плюс к ней мелодраму и… боевики (загадочное женское сердце) и не уважают триллеры в компании с детективами. Да и фантастика у них не в большом почете.

У молодости на первом плане – боевики и фантастика, а вот сериалы молодые практически не смотрят. Среднее поколение тоже не прочь посмотреть боевик на пару с мелодрамой, но вне конкуренции у них все же комедия. И в загоне все те же сериалы. Старшее поколение относится к сериалам более уважительно, но выбор делает все же в пользу кинокомедий и мелодрам, ни во что не ставя триллеры. «Ужастики» женщины и старики не уважают. По мере взросления падает интерес у зрителя и к фантастике. И наоборот, к детективу, сериалам и мелодраме растет.

 

 

Хит-парад кинофильмов, не скрою, удивил. Возглавляет его нашумевший российский сериал о «братве» «Бригада»: интересно, что победил он за счет женщин и молодежи (у тех и других он на первом месте). На втором месте рязановская «Ирония судьбы», которую вознесли едва не до небес (так и хочется добавить «обетованных») мужчины и пенсионеры. Между тем женщины и молодежь сомкнули свои ряды, посмотрев «Титаник» и отдав ему третье место в общем хит-параде. Плейбой семидесятых Михаил Боярский понравился слабому полу в «Трех мушкетерах» и «Гардемаринах» и этим фильмам присуждены соответственно четвертое-пятое места. Покорил женские сердца и дуэт Ли – Оливье в легендарном американском фильме «Унесенные ветром» (шестое место). Фильмы Говорухина «Место встречи изменить нельзя» и «Земля Санникова» понравились сильному полу (седьмое и восьмое места). Замыкают почетную десятку комедия Гайдая «Бриллиантовая рука» и «шпионский сериал» Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», которые полюбились среднему и старшему поколениям.

Кроме того, стоит сказать, что мужчины выделили фильмы «Брат» (он же – «Брат-2») и «Кошмар на улице Вязов». Молодые отметили новинки Голливуда «Властелин колец», «Гарри Поттер» и «Матрица». Среднее – «Бандитский Петербург», «Иван Васильевич меняет профессию» и «Терминатор». У пожилых другой выбор: «Шерлок Холмс», «Свадьба в Малиновке», «В бой идут одни старики».

И еще: в итоговой десятке восемь российских (советских) фильмов. И если у молодых перекос к «западным» фильмам (4 из 5), то уже у среднего поколения обратное положение (только один «западный» фильм), не говоря уже про старшее поколение.

Итак, массовый зритель выбирает «всякое» кино, не хочет ограничений с бухты-барахты («Если ограничивать, то только Голливуд») и предпочитает старые добрые фильмы, не только россий-
ские, да и хорошие киноновинки не обходят его стороной.