Моя жизнь, мой спидвей

Владимир КАРНЕЕВ

 

МОЯ ЖИЗНЬ, мой спидвей[1]

 

Документальная повесть

 

В домике у бабы Лины

 

Понимая, что пора срочно создавать конструкцию специальной рамы мотоцикла для гонок по льду, я взялся за это дело.

По моей просьбе Центральный автомотоклуб командировал меня, механиков клуба Валерия Сердюка и Юрия Мелихова, а также спортсмена из города Жуковского – мастера спорта Сергея Старых на Серпуховский мотозавод. Там, в рекордно короткий срок в мастерских завода мы должны были сделать две рамы специального мотоцикла для гонок по льду. В эту раму надо было «вписать» 500-кубовый двигатель «ЭСО» и использовать колеса и вилку этого же мотоцикла.

Являясь конструктором этой рамы, мог ли я тогда предполагать, что она будет выпускаться в массовом порядке на весь мир?

Я не могу без улыбки вспоминать, как тогда наша дружная «бригада» взялась за дело и работала над созданием этих рам. Когда мы приехали в Серпухов, то по совету работников завода расположились на житье не в гостинице, а в одноэтажном деревянном домике, стоящем буквально через дорогу от мотозавода.

К сожалению, я не помню фамилии радушных хозяев этого домика. Знаю только, что хозяйку звали «баба Лина». Очень спокойная, вежливая, всегда улыбающаяся, она поинтересовалась:

— Зачем пожаловали к нам в Серпухов?

— Затем, чтобы победить шведов на льду! — ответил ей Сережа Старых, но не успел продолжить, как она сказала:

— Так ведь мы уже их побеждали на льду Чудского озера?!

Пришлось мне подробно объяснить причину нашего приезда.

Баба Лина и ее муж внимательно слушали меня, и в заключение он сказал:

— В таком деле мы тоже хотим вам помочь… На заводе, небось, уставать будете… Так мы завсегда самоварчик разогреем, а в погребе у нас огурчики, капустка квашеная, картошечка… Не стесняйтесь, на всех хватит!

Слушая этих простых русских добрых людей, я подумал, что будет очень неудобно перед ними, если мы шведов не победим…

Руководство завода создало нам все условия для работы. Я стоял за кульманом и делал чертеж в натуральную величину, а остальные взялись за изготовление стапеля – приспособления для точной сборки и сварки деталей рамы. Трубы из легированной стали были также предоставлены серпуховчанами.

Работали мы, забывая об усталости, потому что все понимали – на «летних» спидвейных рамах нам скандинавских спортсменов не одолеть…

Я был крайне удивлен, когда увидел, насколько быстро Сердюк, Мелихов и Старых изготовили эти две рамы после того, как я закончил чертеж. Быстро «воткнули» в них двигатели, закончили сборку. С момента приезда в Серпухов прошло всего три недели.

Наступил день испытаний на ледяной дорожке нашего «детища». Все волновались, но больше всех я как конструктор…

Неописуемая радость охватила всех, когда наш испытатель – Сергей Старых, сняв очки и расстегнув шлем, произнес:

— Стоит! Стоит как вкопанный! И на поворотах, и на прямой! А со старта идет как по линейке!

Вечером мы все собрались за прощальным ужином в гостеприимном уютном домике бабы Лины, а завтра мы уже уезжали в Москву, а затем в Уфу, где Сергей Старых и Борис Самородов должны были выступать в гонках на мотоциклах с нашими русскими рамами.

Аппетитно поблескивая влажными боками, лежали на голубой тарелке «фирменные» маринованные огурцы бабы Лины, «дымилась» паром отварная рассыпчатая картошка, рядом в большой вазе лежала хрустящая квашеная капуста, также приготовленная по рецепту хозяйки. «Комплект» нашего серпуховского ужина дополнял жареный поросенок и бутылка портвейна.

Рано утром, тепло распрощавшись с бабой Линой и ее мужем, мы покинули заснеженный серпуховской деревянный домик.

После того как в гонках чемпионата страны 1961-го года опытные образцы наших рам полностью себя зарекомендовали, Центральным Комитетом ДОСААФ было принято решение срочно изготовить еще десять штук для спортсменов нашей команды.

Вскоре состоялся ответный визит советских гонщиков в Швецию и Финляндию после поражения в гонках на «Кубок Дружбы». Зрители, переполнившие трибуны треков Стокгольма и Хельсинки, были просто покорены классом езды наших гонщиков – Бориса Самородова, Фарита Шайнурова, Всеволода Нерытова и Сергея Старых, выступавших на мотоциклах с нашими рамами, изготовленными в Серпухове. Они одержали целый ряд побед на скандинавских треках, а в шведском городе Линчопинге Сергей Старых выиграл «заезд сильнейших». Этими победами советские гонщики доказали также, что и технические качества их мотоциклов значительно возросли.

Через некоторое время Центральный автомотоклуб ДОСААФ заказал изготовить на мотозаводе в Серпухове большое количество рам моей конструкции и направил их в автомотоклубы нашей страны.

 

По ступеням к чемпионату мира

 

В 1963-м году Федерация мотоспорта СССР внесла предложение об организации официальных гонок на Кубок ФИМ – Международной мотоциклетной федерации.

Согласно положительному решению Конгресса ФИМ, первые пять этапов этих соревнований прошли в нашей стране, а последующие пять в Швеции и Финляндии.

Триумфальную победу в этих гонках одержал талантливый спортсмен из Уфы Борис Самородов. Он не только выиграл Кубок ФИМ, но и учрежденный Федерацией мотоспорта Швеции «Трофей наций», который был разыгран в специальном заезде для четырех лучших гонщиков стран участниц Кубка ФИМ. Под неумолкаемый рев трибун прошел этот заезд сильнейших из сильнейших. Оба эти приза советский ас увез в столицу Башкирии.

Возросшая популярность спидвея на льду позволила Федерации мотоспорта нашей страны поставить вопрос на Конгрессе ФИМ уже о проведении в 1964-м году чемпионата Европы.

Первым чемпионом Европы стал уфимец Габдрахман Кадыров. Серебро и бронза были завоеваны тоже нашими гонщиками – Вячеславом Дубининым из Новосибирска и Юрием Дудориным из Уфы.

В чемпионате Европы 1965-го года победил Борис Самородов, вторым был Габдрахман Кадыров. А вот третье место присудили сразу двум гонщикам – москвичу Всеволоду Нерытову и чехословацкому спортсмену Антонину Швабу. Это был единственный случай в мотоспорте, когда гонщикам, набравшим одинаковое количество очков, были вручены две бронзовые медали.

Успешное проведение второго чемпионата Европы в «ледяном спидвее» и огромный интерес к этому эмоциональному спорту у зрителей неизбежно привело к тому, что Международная мотоциклетная федерация вынесла решение – провести в 1966-м году первый чемпионат Мира. Главное событие в истории спидвея на льду состоялось!

Мне, наблюдавшему борьбу спортсменов в двух чемпионатах Европы и руководившему действиями наших гонщиков, будучи тренером сборной команды страны, стало ясно, что если бы мы не сделали в Серпухове наши рамы, то неизвестно, кто был бы чемпионом.

Прошло некоторое время. неожиданно меня вызвали в Центральный комитет ДОСААФ, и его руководители сообщили следующее:

— Чехословацкие работники с завода «Ява» обратились к нам с просьбой о передаче им чертежей рамы «ледового мотоцикла», конструктором которого вы являетесь. Дело в том, что они хотят в Девишове организовать массовый выпуск специальных мотоциклов для гонок по льду. Надо бы помочь.

Услышав эту длинную речь, я немного растерялся, но все же ответил:

— Вообще-то говоря и у нас можно было бы организовать производство этих рам. Но исходя из общих интересов по развитию спидвея на льду во всем мире, можно это сделать.

Передача светокопии чертежа представителям завода «Ява» состоялась в тот же день в гостинице «Южная». И вскоре чехословацкий завод «Ява» приступил к массовому выпуску мотоциклов для гонок по льду. Спортсмены многих стран, в том числе и наши, стали выступать на протяжении многих лет в чемпионатах Мира и в других соревнованиях на мотоциклах с этими рамами.

Забегая вперед, скажу, что в последние годы чехи внесли усовершенствование в конструкцию рамы, сделав мягкую гидравлическую подвеску заднего колеса.

К моменту, когда я пишу эти строки, прошло 32 личных чемпионата Мира по спидвею на льду. Подавляющее преимущество в них имели наши русские спортсмены. Если взглянуть на таблицу результатов этих чемпионатов, то становится явным, что только в шести случаях пальма первенства была завоевана иностранными гонщиками. В 1974-м году чемпионом Мира стал чехословацкий гонщик Милан Шпинька, в 1984-м году швед Эрик Стенлунд, повторивший свой успех в 1988-м году. В 1990-м году золотую медаль чемпиона завоевал финн Ярмо Хирвасойя и в 1995-м году удивил всех своей победой шведский ветеран спидвея Пер-Олаф Серениус.

Во всех остальных случаях побеждали русские гонщики.

Начиная с 1979-го года проводится и командный чемпионат Мира, в котором, как правило, побеждали наши русские мастера скоростной езды на шипах.

Только в трех случаях победили иностранцы. В 1983-м году победу праздновали спортсмены германии. А в 1985-м году и в 1995-м дважды победили шведы, возглавляемые неувядаемым Серениусом.

Невозможно на страницах этой книги описать захватывающую борьбу отважных спортсменов на «ледяном кольце скорости». Это надо увидеть. Но мой долг предупредить читателя – тот, кто увидел «это» один раз, навсегда заболевает неизлечимой болезнью, которая называется – спидвей!

 

Место рождения – Москва, Лужники

 

Когда люди, охваченные мечтой, да еще знающие свое дело, берутся за ее осуществление не жалея ни сил, ни времени, то эта мечта становится реальным фактом.

Так было и в этом случае, когда большая спортивная арена главного стадиона Советского Союза, находящегося в столице, «распахнула свои двери» перед невиданным еще в стране спортом – спидвеем. Свершившийся факт заключения договора между Центральным комитетом ДОСААФ и Центральным автомотоклубом способствовал серьезной работе.

Мне было очень приятно, что начальник Центрального автомотоклуба Петр Ксенофонтович Килимиченко искренне поддерживал мои инициативы и доверял самостоятельно решать многие вопросы.

Уже на следующий день после заключения договора Килимиченко приехал на стадион. Пройдя со мной по дорожке стадиона, он сел на одну из лавочек трибуны и, вынув блокнот и ручку, сказал:

— Садись и рассказывай, что нам нужно сделать. Ведь начинаем мы с нуля! Да и никогда не занимались этим… спидвеем.

— Петр Ксенофонтович! Вот нам и выпала честь начинать. Сейчас я коротко расскажу о главном, но потом буду донимать вас частными вопросами и, может быть, по нескольку раз в день. Все предусмотреть сразу невозможно. Во-первых, мы должны определить спортсменов, которых привлечем. Я на эту тему успел уже подумать. Затем нужно будет провести с ними сбор для получения и подготовки мотоциклов и, конечно, много тренировок – ведь никто из них даже не ездил по дорожке стадиона. Ну и конечно, я привлеку их к работам в помощь стадионовским рабочим. На одном повороте дорожку расширить надо. Для барьера используем имеющиеся на стадионе хоккейные борта. Кронштейны под них Шумилкин в своей мастерской уже начал делать… Он же стартовую машину соорудил. Ну, а Гольдин – лучший специалист по подготовке дорожки. Рекламу, билеты, охрану, медицину обеспечивает стадион. Текст афиш, программ я им дам. Вот спортивные жилеты с номерами для гонщиков надо будет пошить…

Килимиченко меня слушал, что-то записывал, затем встал и распорядился:

— Спортсменов сам определи, срочно звони в те города, куда нужно, и сразу вызывай. Механиков тоже пригласи, тренеров в помощь. Не стесняйся – времени нет. А гостиница? Где жить будут?

— Петр Ксенофонтович! Гостиница на стадионе есть. А вот топливо для мотоциклов – метанол и смазочное – касторка – это за вами…

Не буду утомлять читателя подробностями. Все закрутилось, завертелось… Сроки нас поджимали – на 10-е, 11-е и 12-е июня были намечены первые гонки на приз центрального стадиона имени В. И. Ленина.

Названивая в разные города, я разговаривал со спортсменами, объяснял им ситуацию и согласных вызывал в Москву.

В результате моей «телефонной деятельности» участниками первых соревнований по спидвею стали: москвичи Павел Баранов, Анатолий Егоров, Евгений Зубович, Виктор Кузнецов, Георгий Плешаков и Владимир Терентьев, ленинградцы Юрий Бугров, Андрей Дежинов и Генрих Лемберг, спортсмены Московской области Виктор Симонов и Сергей Старых, минчане Леонид Диоминский и Сергей Сабилло, рижане Эдмунд Крузе и Эгилс Янсон, таллинец Веэлло Ваадерпас и уфимцы Борис Самородов и Николай Чернов. Фамилии этих гонщиков я написал, испытывая к ним глубокое уважение, в связи с их участием в этих исторических соревнованиях.

Особое внимание было уделено новым чехословацким мотоциклам «ЭСО». С ними занимались самые лучшие наши специалисты – заслуженные мастера спорта Александр Силкин и Николай Шумилкин, а также механик Юрий Нарский. В тренерской деятельности мне помогали мой друг Юрий Король и Павел Баранов.

Словами невозможно передать тот психологический подъем, который охватил абсолютно всех, кто участвовал в подготовке к этому знаменательному событию.

В едином порыве решить эту задачу сошлись усилия работников стадиона, спортсменов, тренеров, механиков. Огромных усилий мне стоило «загонять» спортсменов в кафе стадиона на завтрак, обед и ужин.

А чудо рождалось на наших глазах: расширилась дорожка до необходимых размеров, повороты ее опоясал барьер из деревянных хоккейных бортов. Появилась кабина для главного судьи, хронометриста и комментатора. В городе расклеивались афиши о гонках на приз стадиона, а в стадионовской типографии печатались программы о первых в стране соревнованиях по спидвею.

Пресс-бюро стадиона и газета «Московская спортивная неделя», возглавляемые Николаем Багратовичем Толорайя, давали информацию о предстоящем событии. А в газете «Советский спорт» появилась статья Матвея Гольдина «Это под силу каждому стадиону», призывающая последовать примеру Лужников.

Главный судья этих первых соревнований Генрих Черкасский скомплектовал судейскую коллегию.

Спортсмены в результате проводимых тренировок освоили приемы управления мотоциклом на поворотах дорожки с заносом и пробуксовкой заднего колеса.

Как-то раз утром мне позвонил начальник клуба Килимиченко:

— Володя! Надо расположить в гостинице на стадионе еще одного человека. Это чех Франтишек Фиала. Он как консультант по спидвею вызван из Праги помогать тебе. В прошлом он гонщик. Я встречу его в аэропорту и привезу к тебе. Понял?

Я тут же сообщил об этом Разумовскому, и все было приготовлено к приезду специалиста из Праги.

Франтишек оказался на редкость симпатичным человеком. Нашу задачу общения с ним облегчало то, что он понимал русский язык и сам мог сносно говорить на нем. Так что мы обходились без переводчицы. Он очень быстро «вошел в контакт» со всеми. Особенно много вопросов к нему имели наши «механеры».

Оставалось три-четыре дня до соревнований. Ничто не предвещало никаких осложнений, все шло своим чередом. Помню, что утром в один из оставшихся дней перед гонками я находился на дорожке стадиона и решал какую-то проблему с электриками. Вдруг я увидел, что ко мне быстро направляется Николай Сергеевич Разумовский. Всегда невозмутимый, выдержанный, на этот раз он явно нервничал. Невольно я сделал несколько шагов навстречу.

Когда он взял меня за руку, то я почувствовал, что рука его дрожит.

— Володя! К нам едет специальная комиссия из высокопоставленных людей, которая решит, быть или не быть спидвею в нашей стране! Они будут здесь через несколько минут. Хотят посмотреть звезд!

— Николай Сергеевич! Но ведь все разрекламировано! Все готово! И все в соответствии с правилами! — воскликнул я, но он продолжил:

— Володя! Ты же умный человек! Они ничего не понимают, но они решают! Предупреди тех ребят, кого назначишь в заезд!

Взволнованный, я побежал к спортсменам, на «ходу» думая, кого поставить в этот решающий заезд. И решил: Кузнецова, Плешакова, Терентьева и Егорова.

Помню, что, объясняя им ситуацию, я сказал:

— Ребята! В ваших руках сейчас судьба нашего детища... Только не упадите! Только не упадите! Не спешите. И изобразите борьбу...

Пока спортсмены готовились к заезду, я успел заметить, что группа людей в костюмах, сопровождаемая Разумовским, расположилась на сиденьях центральной трибуны.

Наступил решающий момент! Заезд начался. Видимо, ребята поняли, не столько из моих слов, сколько по выражению моего лица, важность происходящего.

Мчались они медленнее обычного, никто не упал! Когда мелькнул клетчатый флаг финиша, я облегченно вздохнул, но сразу же стал всматриваться в группу людей комиссии. Но вот, поговорив, они встали и направились к выходу. Разумовский, пропуская их вперед, оглянулся в мою сторону и поднял правую руку. Большой палец был направлен кверху! Я все понял и в наступившей тишине, обращаясь к вопросительно смотревшим на меня спортсменам, сказал:

— Ребята, запомните сегодняшний день! Сегодня решалась судьба спидвея в нашей стране! Мы победили!

Оставшиеся дни мы посвятили последним тренировкам.

Но вот наступил день рождения спидвея в нашей стране.

10 июня 1958 года на табло в Лужниках засветились фамилии участников первого заезда советского спидвея: «Симонов – Московская область, Диоминский – Минск, Крузе – Рига, Самородов – Уфа». Победителем этого первого заезда стал Самородов...

Гонки продолжались три дня — 10-го, 11-го и 12-го июня.

Каждый день проводилось двадцать заездов по таблице и один финальный — для четырех лучших гонщиков.

По общей сумме очков всех трех этапов победителем стал москвич Виктор Кузнецов. Второе место занял уфимец Борис Самородов и третье — ленинградец Андрей Дежинов.

Это историческое событие было отражено в наших спортивных газетах и журналах. Больше того, английский еженедельный журнал «Звезды спидвея» поместил на своих страницах обширный материал с фотографиями об этих соревнованиях. Интересно, что обложка этого еженедельника представляла собой большую фотографию одного из моментов гонок в Лужниках.

После этих гонок в кабинете у Разумовского прошло совещание с участием руководителей стадиона и ДОСААФ. Было решено 1 и 2 августа провести гонки на «Большой приз стадиона», а 3 августа – на «Приз Центрального автомотоклуба». И что примечательно, начиная с зимы 1959-го года, проводить мотогонки на льду – как Всесоюзные, так и международные!

Забегая вперед, скажу, что большая спортивная арена в течение ряда лет была местом, где прошли не только первые товарищеские международные гонки по льду, но и чемпионатов Европы и Мира.

Но все же я вернусь к августовским соревнованиям по спидвею 1959-го года. Если в гонках на «Большой приз стадиона» победил Борис Самородов, москвич Виктор Кузнецов был вторым и третьим стал рижанин Эгилс Янсон, то «Приз Центрального автомотоклуба» снова выиграл Самородов, вторым был также уфимец Николай Чернов и третьим Кузнецов.

Вот так прошел год рождения классического спидвея в нашей стране на самом престижном стадионе!

 

Спидвейная волна покатилась по стране

 

Моя должность – главный тренер Сборной команды СССР по спидвею, казалось бы, должна была обязать меня заниматься чисто спортивной тренерской работой. Однако я великолепно понимал, что организационные вопросы по развитию спидвея, по проведению соревнований являются не только важными, но иногда даже главными. Поэтому самые первые свои усилия я направил на то, чтобы создать, утвердить у руководства и направить на места не только правила соревнований по спидвею, но и технические условия на мототреки.

Правила соревнований по спидвею написал судья Всесоюзной категории Григорий Моисеевич Афремов. Мне было очень приятно помогать ему в этой работе.

Что касается технических условий, то (в то время я считался единственным специалистом в этой области) основная работа легла на мои плечи. До сих пор в моих личных архивах есть первые  экземпляры этих документов. В то время не существовало такой множительной техники, какая есть сейчас, и все же эти необходимые документы попали во многие города нашей обширной страны. В «догонку» им попадали в спортивные организации мои книжки «Записки тренера» и позднее «Кольцо скорости». Спортивная пресса и выпускаемые издательством ДОСААФ журнал «За рулем» и газета «Советский патриот» делали свое дело.

Управление военно-технической подготовки и спорта, Центральный автомотоклуб ДОСААФ и Федерация мотоциклетного спорта приложили все силы к тому, чтобы спидвей в нашей стране получил широкое развитие.

Конечно, для спидвея на льду практически может быть использован любой стадион. Для этого нужны только ледяная дорожка и снег для того, чтобы сделать окружающий снежный вал.

Другое дело – летний спидвей. Здесь нужна более широкая, чем для легкой атлетики, дорожка и специальное ее ограждение. Поэтому для соревнований по спидвею нужны либо специальные треки, либо стадионы, приспособленные для этой цели.

В 1960-м году в Советском Союзе было всего три мототрека для спидвея – в Уфе, Ровно и Майкопе.

А то, что произошло дальше, трудно поддается описанию.

Некоторые специалисты называют это «спидвейным бумом», а талантливый уфимский журналист и автор книги «Знакомьтесь: спидвей» Николай Ермоленко пишет образно: «Спидвейная волна покатилась по стране...»

Прошло время, и во многих районах огромного государства стали один за другим возникать треки. В одной Башкирии их стало пять – в Уфе, Октябрьском, Салавате, Мелеусе, Стерлитамаке.

На Украине их стало одиннадцать – в Ровно, Червонограде, Львове, Киеве, Одессе, Севастополе, Шахтах, Донецке, Кадиевке, Вознесенске и Полтаве.

В Молдавии тоже появился трек.

На Кавказе и юге страны треки были в городах: Тбилиси, Баку, Майкопе, Черкесске, Ростове-на-Дону, Рустави, Элисте, Алмалыке, Ереване, Фергане, Зеленокумске.

На берегах Волги они возникли в Тольятти, Саратове, Балаково.

В Сибири они появились в Новосибирске, Омске, Кемерово.

В Прибалтике первые треки были построены в Латвии – в городах Даугавпилс и Рига. Затем вступил в строй трек в Эстонии – в Таллине.

Даже на Дальнем Востоке – во Владивостоке большой стадион «Авангард» был реконструирован в мототрек. Уссурийск последовал примеру Владивостока. Белоруссия имела три трека – в Минске, затем в Пинске и Витебске. В Центральной части России был построен трек в Орле. Наконец было закончено строительство трека в Ленинграде. В Московской области были два трека – в Серпухове и Луховицах.

Всего «спидвейная волна» родила в нашей необъятной стране 47 треков. Все они работали, и на их трибунах кипели «спидвейные страсти»!

Когда эта «спидвейная волна» только зарождалась, я вступал в «идейный спор» с некоторыми руководителями мотоспорта, считавшими, что развитие спидвея должно идти по линии розыгрыша в чемпионате страны личного первенства. Я же был твердо убежден, что главным стимулом для его развития должно быть проведение командного чемпионата.

И жизнь доказала правильность моего мнения. У многих руководителей спортивных организаций на местах, желающих культивировать спидвей и строить для него трек, сразу же возникал вопрос: «А как будет загружен мой трек? Сколько соревнований на нем будет проводиться?» Достаточное же количество гонок может быть обеспечено только в случае, если на треке существует своя команда, участвующая в чемпионате.

Таким образом, возникновение и существование трека и команды взаимосвязано.

Все это послужило и помогло бурному росту и числа треков, и числа команд в нашей стране.

С 1962-го года начал проводиться командный чемпионат СССР. Около 35-ти команд участвовали в этих интересных соревнованиях. При этом первенство разыгрывалось в Высшей лиге, Первой лиге и даже по группам и зонам.

Личный же чемпионат начинался с отборочных соревнований на местах, затем проходили четвертьфиналы, полуфиналы и финал. Начинается розыгрыш кубка Советского Союза. Спидвей включается в программу соревнований Спартакиады народов СССР по техническим видам спорта.

 

Мы вышли на мировую арену

 

Я помню слова лучшего гонщика нашей страны в те годы уфимца Игоря Плеханова:

— Лучше в поезд садиться вовремя, чем вскакивать в него на ходу!

Именно в таком положении оказались спортсмены только что созданной в 1959-м году сборной команды Советского Союза. Ведь мы начали заниматься спидвеем значительно позднее, чем наши зарубежные соперники.

Чемпионат Мира по спидвею разыгрывался с 1936-го года, а мы первый раз стартовали в нем в 1961-м году! И что удивительно, с первой же попытки Игорь Плеханов прошел все барьеры многочисленных отборочных соревнований и ворвался в финал, завоевав 13-е место, но все равно это был успех! Кому еще из спортсменов мировой элиты удавалось такое?

Мы тогда же только-только начали участвовать в товарищеских международных матчах по спидвею. О первом из них, проведенном в Уфе, я уже рассказал. Второй прошел в украинском городе Ровно в 1960-м году, когда туда приехали опытные спортсмены Чехословакии и Польши. Первый день принес победу чемпиону Чехословакии Ярославу Махачу, но уже вторым был Плеханов. И я, внимательно наблюдавший за ходом борьбы спортсменов, видел, что начинающиеся зарождаться победные навыки у наших гонщиков даются им не за счет техники управления мотоциклом, а за счет отчаянной смелости и риска.

Победа Игоря Плеханова во второй день гонок была достигнута благодаря его фантастической смелости и риску. Такого финиша, какой «учинил» Игорь в тех гонках, я никогда в своей жизни больше не видел! В момент пересечения финишной черты его мотоцикл находился в абсолютно вертикальном положении, а тело гонщика, руками державшегося за руль, пролетело над ней, находясь в горизонтальном положении! Произошло это потому, что Игорь на выходе из поворота резко открыл ручку газа да еще сдвинулся немного назад, стремясь загрузить заднее колесо. Вот машину и подняло.

После финиша он уже не смог совладать с вышедшим из повиновения мотоциклом и упал. Но это было потом, когда гонка была выиграна.

Победа Игоря была первой в международных соревнованиях на территории нашего государства.

Потом я спросил победителя:

— Игорь, ведь на тренировках я сам вас заставлял ездить на заднем колесе. Почему ты не убрал газ?

Игорь посмотрел на расцарапанную руку, намазанную йодом, и сказал:

— Если бы я это сделал, то выиграл бы не я, а поляк – Павел Мировский.

Все эти факты и отрывочные сведения из иностранных спортивных журналов, попадавших к нам, неизменно наводили меня на мысль, что одними тренировками побед на мировой арене не достичь. Нужно, чтобы спортсмены сборной команды выступали в возможно большем количестве соревнований. И это количество должно быть хотя бы примерно таким же, как у наших иностранных конкурентов. У меня возникли мысли, что такой спорт, как спидвей, может быть только профессиональным. Имея сведения, что неоднократный чемпион мира швед Ове Фундин имеет в году не менее ста стартов, окончательно убедило меня в этой мысли. Поэтому всеми доступными для меня средствами я стал добиваться того, чтобы гонщики хотя бы сборной команды как можно больше выступали в соревнованиях.

Пользуясь тем, что я, как работник Центрального автомотоклуба, составлял проект ежегодного спортивного календаря, я «накручивал» в него возможно большее количество гонок для «сборников». Начальник клуба Петр Ксенофонтович Килимиченко, утверждая проект, говорил мне:

— Опять накрутил карусель! Но спорить не буду. За результат придется отвечать и тебе, и мне. Но я тебя понимаю – без труда не выловишь щуку из пруда!

Кроме того, я добивался, чтобы мои «питомцы» чаще выезжали на любые товарищеские матчи за границу и чтобы такие встречи проходили и у нас.

А на всех тренировочных сборах, кроме физподготовки и тренировок, я обязательно проводил соревнования... с афишами и рекламой. И результат всего этого не замедлил появиться. Впервые участвуя в чемпионатах Мира 1962-го года, Игорь пробивается в финал. В финале, проведенном в Лондоне, Плеханов занимает 10-е место. В 1963-м году в Лондонском финале Борис Самородов занял 4-е место, а на следующий 1964-й год в Швеции в финал чемпионата Мира в Гетеборге попадают уже три советских спортсмена – Игорь Плеханов занимает второе место, Борис Самородов – 4-е, а Геннадий Куриленко – 8-е.

Что это не была случайность, подтверждает финал следующего 1965-го года в Лондоне, когда Игорь Плеханов во второй раз завоевывает серебряную медаль!

В последующие мировые финалы также попадали советские спортсмены и показывали в них высокие результаты.

Но буквально ошеломил всех Лондонский финал 1972-го года, когда из 16-ти участвующих в нем гонщиков шесть были из Советского Союза! Уфимец Александр Павлов занял 6-е место, ровенчанин Владимир Трофимов – 9-е, Виктор Калмыков из Балаково – 11-е, Анатолий Кузьмин из Даугавпилса – 12-е, ровенчанин Григорий Хлыновский – 13-е и Валерий Гордеев из Балаково – 16-е.

Подобная ситуация повторилась и на следующий 1973-й год, когда финал проходил в польском городе Гожув. В него прорвались четыре наших спортсмена. При этом, ставший чемпионом мира поляк Ежи Щакель набрал 13 очков, а ровенчанин Григорий Хлыновский тоже имел такую же сумму, но судья посчитал, что наш гонщик нарушил правила, и снял с него три очка. В результате Хлыновский оказался на 5-м месте. Сибиряк Владимир Пазников был 6-м, Валерий Гордеев из Балаково – 8-м, Владимир Заплешный из Владивостока – 15-м.

Когда же в финалах командных чемпионатов Мира 1964, 1966, 1971 и 1972 годов советские гонщики, став вторыми, четыре раза завоевывали серебряные медали, наш авторитет в мировом спидвее возрос еще больше.

В те годы у меня, как у тренера наших спортсменов, была еще одна проблема – создать хотя бы небольшую, но хорошо оборудованную мастерскую для форсировки и доводки двигателей «спидвейных» мотоциклов. В ней обязательно должен был быть стенд для испытания и регулировки этих «мотоциклетных сердец». А к работе в этой мастерской я мечтал привлечь пару наших специалистов по двигателям. Такие «кудесники» были. Сделать это было необходимо потому, что наши зарубежные соперники имели даже личных механиков, которые «доводили» им заводские двигатели до предельной мощности. И на любом соревновании было видно, как на прямых участках дорожки «заморские» двигатели выигрывают у наших драгоценные метр-два. А этих прямых участков в заезде – восемь!

Думая о такой мастерской, я даже «подыскал» для нее неиспользующееся помещение и станочное оборудование на аэродроме в Тушино. К сожалению, осуществить эту мою мечту не удалось.

Как иллюстрацию к сказанному приведу пример, имевший место в действительности.

Игорь Плеханов и я ехали в Чехословакию, направляясь в город Сланы для участия в международных гонках. Согласно договоренности Центрального автомотоклуба с чехами, мы должны были получить в филиале завода «Ява» в Девишове два хороших двигателя, предназначенных для Плеханова, а затем уже ехать в Сланы.

В той памятной поездке я был сразу в трех ролях: руководитель «спортивной делегации», тренер, механик. Помню, что приехали мы в Девишов в пятницу утром. Директор этого небольшого завода, выпускающего «Явы» для спидвея, Бер любезно принял нас и сказал:

— Мы отобрали два лучших мотора – вот кривые их характеристик, один имеет 49 и три десятых «коней», другой – 48. Можно посмотреть другие, но лучше не найдете.

Я выслушал Бера, осмотрел карточки с характеристиками двигателей и... как будто меня что-то кольнуло, сказал:

— Если вы нам доверяете, разрешите нам с Игорем самим поработать над ними. Нам, кроме цеха, инструмента и испытательного стенда, ничего и никого не нужно – мы знаем, что в субботу и воскресенье вы не работаете. Все равно нам с Игорем ехать в Сланы только в понедельник.

Бер, не задумываясь, дал согласие, и мы с Игорем эти два дня доблестно потрудились. Разобрав оба двигателя, провели совпадение фланцевых соединений всасывающей и выхлопной системы, обработали до зеркального блеска ее каналы. Потом поработали над балансировкой шатунно-кривошипного механизма, «поколдовали» над градусами газораспределения. Поставив двигатели на стенд, поработали над регулировкой. Суббота и воскресенье пролетели для нас незаметно. Наступило раннее утро понедельника…

Бер сам пришел к нам в цех, где Игорь и я складывали инструмент. Улыбаясь, спросил нас:

— Ну как поробили? Нормально? Какой результат?

— Давайте их поставим на стенд – посмотрим какой результат. Пусть ваш моторист их испытает! – сказал я.

Поставили на стенд, запустили первый двигатель. Бер, моторист, Игорь и я напряженно смотрели на стрелки приборов, показывающих число оборотов и мощность.

— Ничего не понимаю! — воскликнул Бер.— 52 с лишним! Что вы с ними сделали? Что?

Когда проверили и второй двигатель, показатели были даже лучше. Мы рассказали чехам о том, что мы проделали с их моторами.

Через пару часов мы уже поставили один из двигателей на мотоцикл Плеханова и на прибывшей из Праги за нами машине отправились в Сланы. Через день Игорь одержал убедительную победу.

А сейчас мне все же хочется продолжить рассказ о выходе наших спортсменов на международную спортивную арену. Я вынужден не касаться многих интересных подробностей этой темы – для этого бы потребовался многолетний труд и увеличение объема этой книги. Поэтому, рассказав о наших уже ощутимых успехах в чемпионатах Мира, я не могу не упомянуть о победах наших спортсменов в таких престижных традиционных соревнованиях, как «Золотой шлем Чехословакии», проводимый в Пардубицах. Четыре раза этот почетный трофей привозили в столицу Башкирии ее прославленные гонщики. Игорь Плеханов это сделал дважды – в 1964-м и 1966-м годах. Фарит Шайнуров – в 1965-м и Геннадий Куриленко – в 1969-м.

Я уже говорил о том, что внес свою «лепту» в то, чтобы наши гонщики участвовали в возможно большем количестве международных соревнований. И мне было приятно сознавать, что в их возросшем мастерстве была крупинка и моего старания. Приведу пример.

В 1966-м году в разных городах Советского Союза было проведено 18 международных матчей, а за границей наши спортсмены стартовали в десяти соревнованиях личного и командного чемпионата Мира. И в этом же году они выступили в 52-х товарищеских матчах в разных странах! Казалось, все шло нормально. Спортивные результаты советских спортсменов в спидвее на льду были просто превосходными. В летнем «классическом» спидвее результаты наших гонщиков неуклонно улучшались. И все же, если образно выразиться, в этой бочке меда, для меня лично, была и ложка дегтя – отсутствие в Москве постоянно действующего мототрека для летнего спидвея. Зимой гонки проводились на лучших стадионах столицы – на центральном стадионе имени В. И. Ленина, на центральном стадионе «Динамо», на стадионе АЗЛК. Причем это были чемпионаты Европы, Мира, Советского Союза. Проходили традиционные встречи на призы стадионов, газет. Одним словом, зимние «спидвейные страсти» бурно кипели на трибунах. Наступало лето, и спидвей в Москве замирал...

Наконец я принял решение, которое многие считали неправильным, обратиться с просьбой к руководству Центрального автомотоклуба и ЦК ДОСААФ перевести меня на работу в Москву.

Зная обстановку в Московском городском Комитете ДОСААФ и Автомотоклубе, я надеялся создать в столице и мототрек, и команду по спидвею.

Мне удалось обосновать мою просьбу, разговаривая на эту тему с руководителями ДОСААФ, и я был переведен на дальнейшую работу в Москву.

Произошло это событие в моей спортивной жизни в 1967-м году.

 

Новая профессия – спортивный комментатор

 

Я писал, что по моей просьбе был переведен на работу в Московский автомотоклуб ДОСААФ. Очень хотелось создать в столице нашей страны мототрек для летнего спидвея.

Одиннадцать лет я занимался решением этой проблемы. За это время силами энтузиастов-спортсменов были реконструированы для спидвея шесть стадионов, и все они прекратили свое существование.

Жизнь и возраст заставили меня практически с 1980-го года превратиться из профессионального тренера в профессионального комментатора мотосоревнований, но благодаря моей «новой» профессии я не ушел из мотоспорта. Остался в самом его «пекле», не вышел из его ритма. Больше того, я был в составах трековых комитетов и Российской, и Московской Федераций мотоциклетного спорта.

Так что несмотря на возраст, жизнь моя бурлит и кипит, и все в том же мотоциклетном «кольце скорости»!

Каким же образом я из мотогонщика, затем тренера превратился в комментатора?

Началось это еще в 1953-м году в Ленинграде, в бытность мою в военном институте физической культуры и спорта. На одном из зимних мотокроссов Ленинграда мне впервые пришлось взять в руки микрофон и, для лучшего обзора трассы, с ним забраться на крышу грузового автомобиля. Имея в руках только список спортсменов, я все же справился с этой непривычной для меня ролью.

Судя по тому, что меня снова пригласили откомментировать следующий мотокросс, я понял, что, видимо, у меня комментирование получается... Дальше пошло и пошло!

Комментируя разные мотоциклетные соревнования не только в Ленинграде, но и в других городах, я постепенно приобретал опыт в этой трудной деятельности. Но самым серьезным экзаменом для меня как комментатора явились исторические первые соревнования по спидвею, проведенные в нашей стране по моей же инициативе на главном стадионе Советского Союза, в его столице! Эти дни – 10-го, 11-го и 12-го июня 1958-го года, являющиеся днями рождения нашего отечественного спидвея, навсегда останутся в моей памяти, как самый счастливый период в моей спортивной жизни.

И в эти же дни я выдержал экзамен как спортивный комментатор.

Надо сказать, что новое направление спортивной деятельности мне самому понравилось потому, что я мог непосредственно передавать зрителям свои чувства, свою любовь к спорту смелых и его «главным действующим лицам» – спортсменам.

Мне довольно легко удалось освоить искусство спортивного комментирования, так как я хорошо знал мотоспорт – ведь я сам по существу был профессиональным спортсменом, а затем профессиональным тренером. Больше того, был рьяным «борцом» за прогрессивность нашего отечественного мотоспорта, за его передовое направление.

Неслучайно я подключился к работе над составлением наших новых Правил соревнований по мотоциклетному спорту. На мой взгляд, в старых Правилах неверно именовалась должность человека, от которого в колоссальной мере зависит успех соревнований. Называлась она – «судья-информатор». Это значило, что он мог только сухо сообщать зрителям места, занятые гонщиками, и их секунды. Но этого совершенно недостаточно для такого эмоционального спорта, каким является мотоциклетный!

Поэтому я обратился к секретарю мотоциклетной Федерации России Станиславу Николаевичу Баландову с предложением назвать эту должность иначе – «спортивный комментатор». Это позволяет не только сообщать зрителям результаты спортсменов, но и комментировать происходящее на трассе или на дорожке стадиона. При этом комментатор должен быть абсолютно беспристрастен и ни в коем случае не должен комментировать решение главного судьи.

И все же, строго выполняя условия Правил, спортивный комментатор имеет полную возможность комментировать действия гонщиков и сделать это так, что зрители не только будут в курсе хода соревнований, но, что главное,— получат от них удовольствие. В высказываниях комментатора может присутствовать и юмор, но вызывающий только положительные эмоции и ни в коем случае никого не обижающий.

Сейчас, когда я пишу эти строки, у меня накопился более чем сорокалетний опыт комментирования мотокроссов, шоссейно-кольцевых гонок, соревнований по спидвею. Поэтому у меня есть моральное право высказать свое мнение по этому поводу.

Я считаю, что комментирование мотоциклетных соревнований – это дело серьезное, требующее скрупулезной подготовки. Необходимо постоянно вести записи результатов каждого соревнования, указанного в спортивном календаре. Нужно также вести и «кондуит» – записи спортивных результатов на каждого гонщика, иметь его спортивную характеристику и сведения об интересных фактах его жизни.

При комментировании надо изменять тембр своего голоса в зависимости от происходящего в гонке, а также ритм произносимых слов...

И, конечно, вести комментирование, пользуясь выпущенной типографской программой соревнований, несравненно сложнее, чем работать по цветной графической таблице «собственного изготовления».

Желательно часа за два, за три перед началом соревнований побывать среди гонщиков, побеседовать с ними, но не отвлекая их от собственных проблем. Это позволяет комментатору почувствовать «атмосферу» гонки и степень ее напряженности.

Когда состав участников сильный, то комментировать гонку и создавать интерес к ней у зрителей легко. А вот при слабом составе спортсменов, чтобы зрители получили удовольствие, приходится «из ничего делать конфетку».

Для этого следует заранее тщательно проанализировать таблицу заездов и для себя отметить наиболее сильных по составу участников.

Но я, кажется, увлекся и стал писать как бы инструкцию для будущих комментаторов...

И все-таки в заключение я скажу, что спортивный комментатор должен помнить, что любое соревнование – это своеобразный праздник! Поэтому его внешний вид, его одежда должны соответствовать моменту! Особенно, если при открытии соревнований и награждении победителей он находится на виду у зрителей.

Я рассказывал о работе комментатора для зрителей, находящихся непосредственно либо на стадионе, либо на трассе соревнований.

Но бывают случаи, когда его привлекают к работе на телевидении – иногда на студии для озвучивания уже отснятого материала. А иногда для непосредственного комментирования и на стадион, и на телевидение. В этом случае я прошу скрепить два микрофона вместе и тогда эти две задачи решаются автоматически. Практика показала, что такой метод удобен и при прямой передаче в эфир, и тогда, когда гонки записываются на видеопленку, а потом дополняются кадрами, снятыми в предстартовом парке и в других местах, выбранных режиссером.

В качестве примера из практики могу сказать, что меня каждый раз восхищают работники телевидения Республики Мордовия, которые по моему методу «спаренных» микрофонов записывают гонки по льду, а затем, добавив и смонтировав материал, уже через пару часов транслируют его на всю республику.

Практически все приезжие спортсмены, тренеры, механики и организаторы соревнований, возвратившись со стадиона в гостиницу, включив телевизор, смотрят и анализируют прошедшую гонку! Местные спортсмены с удовольствием делают это же самое у себя дома.

Любое дело должны делать специалисты. К сожалению, бывают случаи, когда эту истину забывают работники телевидения и пытаются показать мооциклетные соревнования самостоятельно.

В заключение я не могу не рассказать об одном «трагикомичном случае, который произошел со мной еще на старой телевизионной студии в Москве на Шаболовке.

 

Ошибка телевизионщиков

 

Однажды мне позвонили по телефону с Шаболовской телестудии и попросили прокомментировать международные традиционные соревнования по спидвею, которые назывались «Балтийское море – море мира». Разговаривал со мной по телефону известный спортивный комментатор Анатолий Малявин. Он меня предупредил:

— Володя! Только имей в виду – пятьдесят восемь минут ты будешь находиться в прямом эфире нашей студии. А передача будет из польского города Сопот. Работать будешь с монитора в студии.

Я дал согласие, но первое, что я сделал,– узнал в Центральном автомотоклубе стартовые номера всех участников этих соревнований. Затем, как всегда, я сделал таблицу всех заездов, вписав в нее имена и фамилии гонщиков. Одним словом, я полностью подготовился к комментированию так, как будто бы мне предстоит вести его на стадионе. Но в студии передо мной будет телевизор – монитор. Все заезды я буду видеть и знать их результаты. Останется только вписывать их в приготовленную таблицу и комментировать!

Я был полностью готов к своему комментированию этих соревнований, и, зная, что в них стартуют наши лучшие гонщики Игорь Плеханов, Борис Самородов и Юрий Чекранов, надеялся на победный результат.

Все шло нормально. Я хорошо подготовился и был уверен, что легко откомментирую гонку!

Вечером в назначенный час прибыл на телестудию. В комнате редакции спортивных передач меня приняли очень любезно и осведомились о гонке:

— Ну как, вы подготовились? Познакомились с системой проведения гонок «Балтийское море – море мира»?

Вместо ответа я показал сделанную мной таблицу и объяснил:

— Вот в эти пустые места на таблице мне останется только вписывать результаты и комментировать то, что увижу на экране монитора. Все просто!

Режиссер выслушал меня и предупредил:

— Прекрасно! Но помните – как только на экране монитора появится изображение, вы в эфире! Вас слушают миллионы телезрителей! И целых пятьдесят восемь минут! Пока не отключим монитор!

Закончив свою речь, режиссер попросил меня пройти с ним в студию. Осмотрев стол с микрофоном, за которым я должен отработать целых 58 минут, и удобно расположенный монитор, я сел на мягкий стул со спинкой и положил перед собой таблицу заездов.

Я находился в отдельной комнате, отделенной от звукооператоров, режиссера и самого Анатолия Малявина, громадным зеркальным стеклом. Через это зеркальное стекло я прекрасно видел не только их всех, но и часы, показывающие, что до начала передачи оставалось две минуты...

Но вот зажглась сигнальная лампочка и засветился сигнал монитора. На нем возникла надпись: «Мотоспорт»... А дальше произошло то, от чего у меня по телу выступили мурашки, а на лбу холодный пот!

Вместо мототрека в Сопоте на экране возникла Италия! И по латинским буквам текста я понял, что будет показан этап шоссейно-кольцевых гонок чемпионата Мира в классе мотоциклов 500 кубических сантиметров! А в них ни один советский гонщик не участвует! Это я знал! Дальше – больше! В наушниках я услышал быструю речь итальянского комментатора... и, естественно, на итальянском языке!

Произошло все это в считанные секунды. И в эти секунды я успел увидеть, как Малявин, закрыв вытянувшееся лицо руками, выбежал из комнаты, увидел, каким бледным стало лицо режиссера – по его губам я понял, что он кого-то проклинает!

Но тут мое сознание обожгла мысль: «Я же в прямом эфире, меня слушают миллионы!.. Ошибку телевизионщиков исправить могу только я, и никто больше!»

И я начал комментировать в таком тоне, как будто ничего не произошло, как будто я готовился к этой итальянской передаче и как будто у меня на столе лежат информационные материалы по этой гонке.

Для того, чтобы выиграть время и что-то сообразить, я начал разъяснять, что такое шоссейно-кольцевые гонки. Повел рассказ о мотоциклах, о трассах чемпионата, об его условиях...

Счастье мое, что, будучи увлечен спидвеем, я все же интересовался и другими видами мотоспорта и буквально «проглатывал» скудную зарубежную литературу, случайно попадавшую ко мне в руки. Это помогло мне как-то выкрутиться из, казалось бы, безвыходного положения.

Когда же в речи итальянского комментатора я разобрал знакомые слова: «Аугустини», затем «прима», то понял, что этот известный гонщик, неоднократный чемпион Италии, лидирует в гонках.

Ориентируясь по тому, что было на экране монитора, я находил нужные слова. А о том, чего не понимал, довольно смело фантазировал. Труднее было объяснить, почему показывают гонку, в которой нет ни одного гонщика нашей страны. Но в конце концов я нашел способ отвлечь внимание от этого факта, рассказав, что в других классах мотоциклов наши спортсмены Николай Севастьянов и Виктор Пылаев показывают высокие результаты.

Наконец на экране возник подиум с пьедесталом почета, на высшую ступень которого поднялся Аугустини. Остальных призеров я успел прочитать по латинским буквам в титрах и назвал их. Взглянув на часы, я понял, что осталось совсем чуть-чуть... И закатил бравурную концовку! Потух экран монитора, пытка кончилась... Но мне стало обидно, что не смог рассказать о спидвее, о наших замечательных гонщиках!

Раскрылась дверь, ко мне подошел режиссер передачи и молча долго жал мне руку... Кто тогда ошибся, кто включил другой сюжет, я так и не узнал. Да и зачем? Важно то, что я «выкрутился».

 

Центр российского спидвея на льду

 

Невозможно описать то волнение, которое охватило меня, когда я после многих, очень многих лет, прошедших с момента моего отъезда из Саранска, снова вступил на родную землю.

Уехал я из Саранска в мальчишеские годы, а возвратился в родной город с шевелюрой седых волос!.. За вереницей этих лет осталась значительная часть моей жизни, наполненная и радостями, и горестями...

Но возвратился я на свою родину не для того, чтобы полюбоваться на родные места, а для того, чтобы внести свою лепту в развитие и популяризацию спорта, полюбившегося жителям этого уютного города!

И этот спорт, возникший в Саранске еще задолго до моего приезда, был спидвей на льду.

Случилось так, что мой приезд совпал с началом деятельности нового председателя Республиканского Комитета ДОСААФ Валерия Николаевича Хлуднева и его заместителя Александра Константиновича Забалуева. Именно от них я получил приглашение приехать в Саранск для комментирования мотогонок по льду. И как ни странно, но с первой минуты моего знакомства и общения с ними у нас установились простые, деловые и вместе с тем теплые взаимоотношения.

До сих пор помню, как меня встретил на вокзале начальник Автомотоклуба ДОСААФ, разместил в гостинице и привез в мордовский Комитет ДОСААФ. Войдя в кабинет председателя, увидел его за столом в черной морской офицерской форме и услышал:

— Владимир Иванович! Будем знакомы – Валерий Николаевич Хлуднев! Но одну минутку, сейчас я вас познакомлю с моим боевым заместителем – Александром Константиновичем Забалуевым!

В кабинет вошел тоже в черной морской военной форме высокий, стройный офицер. Мы поздоровались, затем председатель вызвал секретаршу и распорядился:

— Наташа! У нас серьезный разговор не меньше чем на час. Пока мы не закончим, никого к нам не пускай!

Затем он обратился ко мне:

— Владимир Иванович! Мы хотим с вами поговорить совершенно откровенно, как с опытным человеком, знающим мотоспорт, организацию и проведение мотогонок по льду. У нас в республике и в городе эти гонки проходят... А мы с Александром Константиновичем хотим проводить их лучше... Но ни у него, ни у меня нет еще необходимого опыта. Вот мы и решили попросить вас рассказать нам, как все это делается? Тем более вы – уроженец Саранска. Вам будет приятно, если в вашем родном городе спидвей на льду будет развиваться.

Меня не нужно было уговаривать, мне было даже приятно, что руководители ДОСААФовской организации обратились ко мне с такой просьбой, да еще высказали ее в такой откровенной форме. Поэтому я сразу им ответил:

— Мне очень приятно, что вы обратились ко мне с такой просьбой. У меня действительно есть опыт в организации и проведении соревнований и в Лужниках, и на Центральном стадионе «Динамо» в Москве, но я не хочу отнимать у вас много времени на разговоры. Поэтому я восстановлю в своей памяти те 32 пункта, которые надо выполнить при организации и проведении гонок, напишу их и отдам вам. Так будет лучше. А вы посмотрите их и, учтя специфику, подправите их...

На этом мы и порешили. Часа три в обществе симпатичной секретарши Наташи я «пыхтел» над этим документом, вспоминая эти пункты. Когда наконец «перечень мероприятий» был готов, секретарша быстро его отпечатала, и я передал его Хлудневу.

— Внимательно прочитав его, он сказал:

Владимир Иванович! Спасибо вам. Как я могу отблагодарить вас?

— Очень просто,— произнес я,— дать указание вашему шоферу часик «покатать» меня по родному Саранску. Я хочу взглянуть на те места, которые остались в моей памяти с мальчишеских лет – церковь, где меня крестили, махорочную фабрику, саранский городской сад, речку...

Когда на другой день я ехал на машине по улицам родного города, то, конечно, не узнавал его. Новые крупные здания, другое расположение улиц... Единственное, что как-то совпадало с моими детскими воспоминаниями, так это саранский городской сад. Проезжая вдоль его современной ограды, я вспоминал, как со своими родителями ходил смотреть спектакли, шедшие на летней сцене... Не верилось, что когда-то это было.

А сейчас мы возвращались в Комитет ДОСААФ по улицам, на которых яркими пятнами мелькали афиши – «спидвей на льду», а у касс стадиона «Светотехника» стояли люди, заблаговременно покупающие билеты.

На что я не мог не обратить внимания в тот мой приезд в Саранск, так это на удивительно удобное расположение стадиона «Светотехника», на котором проводятся мотогонки по льду, и для зрителей, и для спортсменов, и для организаторов соревнований.

С одной стороны, в непосредственной близости к нему находилась гостиница «Саранск», в которой располагались гонщики. С другой стороны, буквально через дорогу – городской продовольственный рынок, а за ним Комитет ДОСААФ, в те времена проводивший соревнования по спидвею и культивирующий мотоспорт.

Расположение же стадиона в центре города, на перекрестке всех маршрутов троллейбусов и автобусов, очень удобно для зрителей.

Кстати, при поселении меня в гостиницу «Саранск» произошел забавный случай. Заполнив анкету для приезжающих, я отдал ее вместе с паспортом администратору, а она, посмотрев его, заявила:

— Я вас поселять в гостиницу не буду! Вы же житель Саранска – в паспорте указано, что место рождения – Саранск!

— Родился я действительно в Саранске,— сказал я и продолжил: — а вот живу... посмотрите, где прописан.

Администраторша полистала мой паспорт и улыбнулась:

— Извините, не посмотрела! Я ведь сегодня столько мотогонщиков оформила – устала, да еще сын в ДОСААФе пропадает – мотоциклом увлекся, гайки крутит, руки не отмываются... И кто только этот спидвей изобрел?!

Сопровождавший меня начальник Автомотоклуба вступил в разговор:

— Вот тот, кто его изобрел у нас в Союзе, как раз перед вами – Карнеев Владимир Иванович!

Удивленная администраторша воззрилась на меня и произнесла:

— Тогда я вам номер получше подберу... А то, что мой сын с железками умеет обращаться, я даже рада...

Что меня поразило, так это количество саранских болельщиков, пришедших на стадион посмотреть гонки. Мало того, что с высоты комментаторской кабины не просматривалось свободных мест на трибунах, даже на балконах верхних этажей домов, прилегающих к стадиону, стояли бесплатные зрители...

А находящийся рядом со мной главный секретарь соревнований Валентин Стенюгин сказал:

— Владимир Иванович! Обратите внимание – многие окна этих домов открыты, несмотря на мороз. Многие смотрят гонки прямо из окон своих квартир!

Я с особым воодушевлением комментировал эти гонки в моем родном городе и почувствовал, что понравился зрителям.

А после окончания соревнований главный судья Анатолий Миндров взял у меня микрофон и объявил:

— Уважаемые зрители! Сегодня соревнования комментировал наш земляк, уроженец города Саранска, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР – Владимир Карнеев (Москва)!

Не скрою, что те аплодисменты, которые вызвал Миндров своим объявлением, мне были особенно приятны – ведь аплодировали мои земляки...

Провожавший меня на вокзал заместитель председателя Комитета ДОСААФ Александр Константинович Забалуев спросил меня:

— Как вы посмотрите, если мы будем ежегодно проводить мотогонки по льду на «Приз имени Владимира Карнеева»? Мы согласовали этот вопрос с руководством города – вы уроженец Саранска, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР, человек в мотоспорте известный...

Для меня было неожиданным это почетное предложение, но я с радостью его принял.

Первые соревнования по спидвею на льду на мой приз состоялись 13 и 14 января 1990 года. Мне было особенно приятно то, что трибуны стадиона «Светотехника» были до отказа заполнены зрителями.

Радовало меня и то, что в этих первых гонках на мой приз участвовали семь спортсменов из Саранска. В составе участников из Москвы были «звезды» спидвея – будущие чемпионы мира и призеры чемпионата Александр Балашов, Виталий Русских, Кирилл Дрогалин, мастера спорта международного класса Александр Московка, гонщик сборной команды СССР – мастер спорта международного класса Владимир Посредников из подмосковного города Видное.

Естественно, что гонщики Саранска, несмотря на самоотверженную и даже рискованную езду, не смогли в этой гонке быть сильнее опытных «звезд льда» из Москвы. Сильнейшим из них оказался Юрий Бурмаркин, занявший восьмое место.

Первые шесть мест заняли москвичи Александр Балашов, Виталий Русских, Кирилл Дрогалин, Юрий Максимов, Виталий Барбашов, Александр Московка. Седьмым был Владимир Посредников.

Последующие места достались гонщикам Саранска, Чебоксар и Видное. Этот первый матч на мой приз судили: главный судья Николай Жидеев и главный секретарь Валентин Стенюгин.

Я коротко описал первые традиционные «мои» соревнования. Но за исключением только 1995-го года они теперь стали ежегодными. И что очень приятно, состав их участников становится все сильнее, а результаты саранских гонщиков улучшаются.

Первые шаги по развитию спидвея в Саранске были сделаны Республиканским Комитетом и Автомотоклубом ДОСААФ.

Первые спортивные успехи саранских гонщиков – безусловно, результат кропотливой деятельности сотрудников этих организаций.

Громадный интерес со стороны зрителей, заполнявших трибуны стадиона «Светотехника», в свою очередь вызвал заинтересованность в проведении соревнований и у его работников. В результате дирекция и работники стадиона деятельно включились в общее дело по организации и проведению тренировок спортсменов и гонок.

Результат общих усилий не замедлил сказаться – спортивные достижения саранских гонщиков стали расти.

Руководство города и правительство республики в свою очередь включились в практическую деятельность по развитию спидвея в Мордовии.

По закону взаимосвязи различных явлений, к решению этой серьезной проблемы присоединились мотоциклетная Федерация России и Центральный автомотоклуб ДОСААФ.

После же того, как изменилась общая финансовая система в нашей стране, в процесс организации и проведения соревнований, в спортивную работу включились и различные коммерческие организации, фирмы, общества. В последнее время главенствующая роль в этой области принадлежит закрытому акционерному обществу «Лисма-Светотехника».

Все это вместе взятое привело к тому, что в столице Республики Мордовия на стадионе «Светотехника» с каждым годом стали проходить не только гонки местного значения, но и чемпионаты страны, личные и командные чемпионаты Мира, различные международные соревнования. Мордовия стала центром спидвея на льду России.

С каждым годом ранг этих соревнований повышался, а спортивные результаты саранских гонщиков радовали и их руководителей, и болельщиков.

В качестве примера можно привести небывалый успех спортсменов Мордовии в командном чемпионате России 1997-го года. Команда, в которой выступали два «коренных» саранских гонщика – Юрий Крыскин и Илья Дроздов, возглавляемые опытным Александром Московкой, выиграла отборочные соревнования, а в финале набрала одинаковое количество очков – по 25 с командой Самарской области.

Только в дополнительном заезде решилась судьба чемпионата. Гонщик самарской команды, неоднократный участник чемпионата Мира – Владимир Лумпов сумел с незначительным преимуществом выиграть у Александра Московки. И все же второй результат в чемпионате страны – небывалое достижение для команды Мордовии.

Серьезное отношение к «ледяному» спидвею не могло не привести к тому, что ведущие опытные гонщики России проявили стремление влиться в ряды саранских спортсменов. В результате этого бывшие московские асы езды на шипах Кирилл Дрогалин и Александр Московка стали выступать за Саранск.

В зимнем спортивном сезоне 1997-го года Дрогалин показал фантастические результаты! 11 и 12 января в гонке на приз Главы Республики Мордовия он выиграл все заезды и набрал 30 очков. Александр Московка с 25-ю очками был вторым. Третьим был опытный ижевский гонщик Игорь Яковлев.

Самым оригинальным был приз, выигранный Кириллом, и процедура его вручения. Опишу это более подробно, потому что за всю свою жизнь я никогда ничего подобного не видел.

Прошли все заезды гонки, на дорожку вынесли пьедестал Почета. Участники соревнований под звуки марша вышли на дорожку.

Будучи комментатором этих соревнований, я, находясь в комментаторской       кабине, объявил:

— Дорогие друзья! Наступил самый приятный торжественный момент! Начинаем награждение победителей призами Главы Республики Мордовия и дополнительными призами организаторов соревнований! Для объявления результатов гонок передаю микрофон ведущему награждение – Владимиру Шорчеву!

Моя миссия как комментатора была закончена, и я превратился в наблюдателя. С высоты комментаторской кабины я видел, что недалеко от пьедестала Почета находится стол, заставленный официальными и дополнительными призами. После того как были вручены официальные призы, началось награждение дополнительными...

И вот здесь находящиеся на стадионе были поражены тем, что увидели! На дорожку выехали красивые санки, которые медленно везла лошадь, управляемая кучером. А за санками на привязи шел породистый, изумительной красоты рысак. Приблизившись к пьедесталу Почета, кучер подвел этого рысака к Кириллу Дрогалину...

В этот момент Владимир Шорчев объявил:

— Дирекция саранского конезавода награждает Кирилла Дрогалина рысаком, имя которому «Секунда»!

Я вижу, как Кирилл растерянно улыбается, но все же берет у кучера уздечку в свои руки. Затем из поданного ему небольшого мешка рукой набирает овес и из ладони угощает «Секунду». Гром аплодисментов сопровождает эту трогательную процедуру! Это единственный случай в моей жизни, когда я видел, что гонщик был награжден ценным живым призом!

Звездный год Кирилла Дрогалина на этом не закончился. 1-го и 2-го марта в Берлине, участвуя в финале командного чемпионата Мира 1997-го года, он в составе российской команды вместе с Александром Балашовым и Максимом Барабошкиным становится чемпионом планеты Земля!

Переехав из Германии в Голландию, выступая буквально через неделю – 8-го и 9-го марта на искусственной ледяной дорожке в Ассене, Кирилл снова становится чемпионом Мира на этот раз в личном первенстве.

Очень точно по этому поводу высказался старший тренер сборной команды России по спидвею Григорий Маркатанов:

— В чемпионатах Мира этого года – ив командном, и в личном – Кирилл не упустил свой шанс!

Но, безусловно, успехи саранских спортсменов, получивших «спидвейное воспитание» в своих рядах, радовали еще больше. Иллюстрацией к этому явились гонки по льду открытого чемпионата Республики Мордовия, проведенные 8-го и 9-го марта 1997-го года. Гонщики из Саранска Юрий Крыскин, Максим Захаров и Игорь Карпухин заняли соответственно 2-е, 4-е и 7-е места, в то время как знаменитый Владимир Сухов – неоднократный чемпион мира и Советского Союза – был восьмым. И это несмотря на то, что замечательный спортсмен Владимир Сухов, не обращая внимания на возраст, во многих соревнованиях показывает высокие результаты.

Перед гонками на мой приз в 1996-м году, открывая соревнования и обращаясь с речью к своим землякам на трибунах стадиона, я прочитал им свои стихи:

 

Ах, саранское синее небо!

Я навек очарован тобой!

И болельщики гонщиков смелых

Мне приветливо машут рукой!

Светотехника это прекрасно!

И я верю, как в сон голубой,

Придет время в заездах отважных

Победит всех саранский герой!

 

Тогда мне были приятны аплодисменты, которые вызвали мои стихи. А сейчас я еще и еще раз убеждаюсь, что труд и энтузиазм всегда дают свои плоды.

Теперь я считаю своим долгом немного поговорить о замечательных людях, с которыми мне пришлось познакомиться в Саранске и даже совместно работать.

Я уже писал о том, как познакомился с председателем республиканской организации ДОСААФ Валерием Никола­евичем Хлудневым и его заместителем Александром Константиновичем Забалуевым.

Но еще до приезда в Саранск я познакомился с Анатолием Миндровым. Это знакомство произошло в стенах старого здания Московского института физической культуры и спорта на улице Казакова, где Миндров «грыз гранит науки», будучи его студентом. Меня же в то время привлекали к работе в институте в качестве преподавателя по мотоспорту.

По приезде в Саранск я встретился с уже солидным Миндровым – судьей по мотоспорту Всесоюзной категории, а в дальнейшем и международной. Познакомился также и с его неразлучным другом – судьей Всесоюзной категории Владимиром Лагошиным. Оба они прекрасно знали мотоциклетный спорт и зарекомендовали себя как беспристрастные, строгие судьи. Мне, как постоянному спортивному комментатору соревнований в Саранске, всегда доставляло удовольствие работать вместе с ними.

Но спортивная судьба распорядилась так, что я узнал еще об одном качестве Владимира Лагошина. Произошло это во время совместной поездки на автобусе «Икарус» Центрального автомотоклуба в Польшу в город Вроцлав для того, чтобы присутствовать на финальных соревнованиях личного чемпионата Мира по спидвею. Несмотря на сложные дорожные условия и ограниченный ассортимент продуктов, Лагошин проявил себя как искусный кулинар. Во время коротких остановок в пути нашего «Икаруса» он ухитрялся приготовить вкуснейшие блюда, которые мы с аппетитом уничтожали. По поводу моего удивления этому искусству Лагошина Миндров сказал:

— Вот вы живете в Москве и не знаете, что у нас в Саранске такие волшебники есть! Мы-то перед Володиным искусством давно преклоняемся!

И еще один человек в моем родном городе навсегда вошел в мое сознание как пунктуальнейший секретарь судейской бригады – это судья Всесоюзной категории Валентин Стенюгин. Когда во время комментирования мотогонок он находится рядом со мной, я всегда спокоен, так как во время самых сложных ситуаций на ледяной дорожке он молниеносно ориентируется и фиксирует результат.

Я уже говорил о том, что в последнее время главенствующая роль в скрупулезной работе по организации и проведению гонок по льду в столице Мордовии принадлежит акционерному обществу «Лисма-Светотехника».

Интересно произошло мое первое знакомство с генеральным директором этой организации Иваном Николаевичем Лабутиным. После очередного приезда в родной город я устроился в гостинице «Саранск» и решил пешочком пройти на стадион в кабинет к Лабутину, чтобы познакомиться с ним. Когда я шел вдоль обратной стороны трибун и до входной двери мне оставалось метров пятьдесят, то мимо меня промчался светлый «Жигуленок». Автомобиль остановился около этой двери, и из него вышел... Леонид Якубович! Заперев дверцу машины, он прошел внутрь стадиона.

Я недоумевал: что в Саранске делает знаменитый ведущий популярной телепрограммы «Поле чудес»?

В комнате секретарши генерального директора «Лисмы-Светотехники» я снял пальто и попросил секретаршу доложить Ивану Николаевичу, что пришел спортивный комментатор Карнеев.

Войдя в кабинет, я остолбенел – навстречу мне шел... Якубович! Я на секунду остановился, а он мне сказал:

— Рад познакомиться с нашим земляком! Иван Николаевич Лабутин! Как доехали? Как разместились?

Наступил наконец момент, когда я обрел дар речи, и откровенно признался:

— Иван Николаевич! Я рад знакомству с вами, потому что слышал о вас только хорошее... И еще потому, что ваше имя и отчество такие же, как у моего покойного отца – Иван Николаевич. Но откровенно скажу, что вы очень похожи на Якубовича из «Поля чудес»!

Иван Николаевич выслушал меня и произнес:

— Я стараюсь тоже делать чудеса – добиваюсь, чтобы наши гонщики стали побеждать в спидвее, и чтобы он у нас развивался!

Так произошло наше первое знакомство с этим симпатичным деловым человеком.

Его первого помощника по организационным делам в спидвее Владимира Шорчева я знал значительно раньше – он некоторое время был директором стадиона «Светотехника» и даже сам комментировал некоторые матчи по спидвею. Его любовь к спидвею и способность к быстрым энергичным действиям сблизили нас, и мы стали не только единомышленниками, но и друзьями.

В течение ряда лет я регулярно ездил в Саранск комментировать мотогонки по льду. Поэтому рост спортивного мастерства местных гонщиков практически происходил у меня на глазах.

В начале много стараний по воспитанию гонщиков Мордовии приложил Николай Жидеев. С приходом же в коллектив мордовских гонщиков опытного Александра Московки на роль «играющего тренера» можно надеяться, что их успехи продолжатся.

В последнее же время меня приятно удивляло присутствие в гостевой ложе буквально на всех соревнованиях самых высших руководителей республики. Глава Республики Мордовия Николай Иванович Меркушкин, глава Правительства республики Владимир Дмитриевич Волков горячо обсуждали эпизоды борьбы на ледяной дорожке и, казалось, не чувствовали мороза в открытой гостевой ложе.



[1] Продолжение. Начало см. «Странник» № 4,  5-6, 1997 г.,  № 1, 2, 1998 г.