В судьбах многих русских писателей минувших веков мордовская земля играла особую, иной раз весьма немаловажную роль. Кто-то обязан ей своим появлением на свет, кто-то родился в другом месте, но прожил в этом краю долгие годы и сроднился с ним навсегда. Для иных встреча с Мордовией была кратким эпизодом, но таким, который значил в их жизни многое. Филологи, историки и краеведы, естественно, не могли пройти мимо этих фактов. Немало в связи с Мордовией написано о Н.П.Огареве, А.И.Полежаеве, многих других российских литераторах – уроженцах и жителях нашего края.
Безусловно, совершенно особую страницу в литературном краеведении составили работы и изыскания И.Д.Воронина и, конечно, в первую очередь, его книга «Литературные деятели и литературные места в Мордовии». Однако не все имена и факты попали в поле зрения исследователя-краеведа: что-то он посчитал не стоящим пристального внимания, какие-то материалы были тогда просто недоступны. Многие из литераторов и сейчас незаслуженно забыты и почти неизвестны. Времена изменились, меняется и наше отношение к прошлому. Начиная с настоящего номера, журнал планирует знакомить читателей с жизнью и творчеством некоторых из них, отдавая дань уважения их таланту и памяти, которой они, несомненно, достойны.
В 2002 году исполняется сто пятьдесят лет со дня рождения Ивана Ильича Барышева–Мясницкого (1852–1911) – литератора чрезвычайно плодовитого, новеллиста, романиста и драматурга в свое время очень известного, а в 1880-е годы даже воспринимавшегося некоторыми в качестве соперника А.П.Чехова. Он интересен и как весьма колоритная фигура российского литературного процесса конца ХIХ – начала ХХ веков, и как уроженец Мордовии.
И.И.Барышев родился в 1852 году в имении Н.П.Огарева в селе Старое Акшино. Село числилось в Инсарском уезде тогдашней Пензенской губернии. В годовалом возрасте будущий писатель был перевезен в Москву. С этого времени его судьба теснейшим образом связана со столичной жизнью. Барышев – внебрачный сын известного российского купца, фабриканта и знаменитого книгоиздателя К.Т.Солдатенкова. В конце 1840-х – в начале 1850-х гг. тот подолгу гостил в Старом Акшино у своего друга Н.М.Сатина. Кто был матерью будущего писателя – достоверно неизвестно. Вероятно, кто-то из акшинских дворовых женщин. Свою фамилию будущий писатель, вероятно, унаследовал от матери.
Его отец – К.Т.Солдатенков – миллионер и старообрядец, один из богатейших людей России, меценат и коллекционер, придерживался весьма прогрессивных взглядов, был дружен с Т.Н.Грановским, Н.П.Огаревым, Н.М.Сатиным, И.Е.Забелиным, жертвовал деньги «на революцию» М.Бакунину, Г.Лопатину, А.Герцену. Своему незаконнорожденному сыну он дал прекрасное коммерческое образование, поручил ведение всех денежных дел, сделал главным доверенным лицом. Конечно, дело здесь было не только во вполне понятных отеческих чувствах миллионера, но и в характерной для Барышева торговой сметке, очевидном коммерческом таланте и отличном знании московской предпринимательской жизни и ее обычаев. Последнее обстоятельство, судя по всему, обеспечило первоначальный успех и Барышеву-беллетристу.
Интерес к словесности возник у Барышева довольно рано, писать он начал в возрасте двадцати с небольшим лет и в литературу вошел в середине 1870-х гг. Его первая публикация состоялась в столичном журнале «Стрекоза» в 1876 году. В нем было напечатано юмористическое стихотворение «Знакомый». Но его излюбленным жанром стал юмористический рассказ-сценка, главным образом, из жизни московского купечества, которое автор знал досконально. С первыми рассказами утвердился и литературный псевдоним – Мясницкий – по названию улицы, где он жил в доме отца.
Мясницкий быстро добился известности. Его рассказы, стихи и сценки с удовольствием печатали ведущие московские периодические издания той поры – журналы «Будильник», «Зритель», «Развлечение», газеты «Русское слово», «Московский листок» и др. Первая книжка юмористических рассказов «Нашего поля ягодки» появилась в 1880 году. Начиная с нее, сборники короткой юмористической прозы писателя выходили почти ежегодно, а некоторые из них выдерживали и по нескольку изданий.
Дарование Мясницкого было сродни таланту чрезвычайно популярного тогда петербуржца Н.А.Лейкина. Последний был значительно старше, начал писать еще в начале 1860-х, и в наше время известен, прежде всего, как человек, «открывший» А.П.Чехова, но тогда это была крупнейшая фигура отечественной юмористики. Репутацию «московского Лейкина» очень быстро завоевал и Мясницкий. Особую роль в его творческой судьбе сыграл сотрудничество в чрезвычайно популярной в 1880-е гг. газете «Московский листок». Газету редактировал легендарный Н.И.Пастухов, и, по воспоминаниям знаменитого В.А.Гиляровского, не было в Москве издания более известного и влиятельного. Мясницкий был одним из ведущих авторов на протяжении всех лет существования газеты. «Выгода» от такого сотрудничества была, судя по всему, взаимной. Именно здесь он подружился с Гиляровским, познакомился и близко сошелся с тогда еще молодыми, но уже завоевавшими себе литературные имена В.М.Дорошевичем, А.В.Амфитеатровым и А.П.Чеховым.
На отношениях с Чеховым следует остановиться особо, поскольку поначалу, на этапе заочного знакомства, они были весьма непростыми. В 1880-е Мясницкий воспринимал Чехова соперником, равного талантом. По крайней мере, такой можно сделать вывод из его переписки с Н.Г.Чернышевским. В 1885 – 1889 гг. Барышев (Мясницкий) по поручению К.Т.Солдатенкова вел активную переписку с Н.Г.Чернышевским по поводу перевода и издания «Всеобщей истории» Г.Вебера. Их общение, однако, не ограничивалось делами издательскими, но касалось и литературы, творчества, в том числе и самого Барышева. Известно письмо Барышева Н.Г. Чернышевскому (оно датировано летом 1888 года), в котором есть и такие слова: «Мои товарищи по профессии, например, Антон Чехов, преуспевают, а я все сижу на маленьких рассказах…» О бесспорном таланте своего корреспондента говорил и Чернышевский в письмах к жене, сравнивая его рассказы с прозой молодого Чехова. К чести Мясницкого следует заметить, что он довольно быстро распознал подлинный масштаб дарования Чехова и навсегда остался в числе его друзей.
Основное достоинство прозы Мясницкого – в исчерпывающе точном знании изображаемого предмета. «Иван Ильич не пересмешник, как Николай Александрович Лейкин, а честный изобразитель видимого и знаемого», – писал о Мясницком в своих воспоминаниях Гиляровский. Темой его творчества неизменно являлся быт московского купечества, колоритные фигуры, извлеченные из этого особого мира, моральный, нравственный и психологический облик капиталистической Москвы. Кто мог знать купеческую Москву, ее нравы, ее язык лучше, нежели Мясницкий, плоть от плоти ее на протяжении всей своей жизни? Хотя многие и ставили ему в вину некоторую шаблонность, «художественный схематизм», никто не мог упрекнуть его в фальши. Одно из главных достижений писателя, и в этом едины все его внимательные читатели, – язык его произведений. По словам того же Гиляровского, в них «всегда чувствуется московский говор, колорит, оттенки словесного узора у персонажей Мясницкого очень выразительны».
Точность детали и своеобразный, «узнаваемый» язык – во многом стали причиной успеха и драматургии Мясницкого, которой он весьма энергично занимался, начиная с середины 1880-х гг. Излюбленный жанр Мясницкого-драматурга – комедия-шутка. Его пьесы в основном развивали те же мотивы и образы, с которыми читатель уже сталкивался на страницах рассказов, повестей и романов писателя. Это, однако, не мешало, но нередко способствовало успеху его пьес. К тому же он отлично знал жизнь и законы театра, прекрасно разбирался в психологии зрителя.
В 1890–1910-е годы Мясницкий – один из наиболее популярных и известных бытописателей Москвы и заметная фигура среди отечественных литераторов-юмористов. Одних только собраний сочинений писателя издано около десятка.
И еще один штрих к портрету писателя. В отличие от подавляющего большинства своих современников – товарищей по литературному цеху, его любовь к литературе была совершенно искренней и бескорыстной, ведь он был богат, в деньгах не нуждался и для денег никогда не писал.
К сожалению, в настоящее время Мясницкий прочно забыт. Последний раз его произведения переиздавались уже при советской власти – в 1921 году. Но это было последнее издание его произведений. Нелегко разыскать его писания и в библиотеках. В Мордовской республиканской библиотеке им. А.С.Пушкина, например, Мясницкий представлен лишь одним из томов очередного собрания сочинений, которое было издано незадолго до начала первой мировой войны. Но, к несчастью, этот том содержит драматические произведения, а не прозу. Но это о нем и о его современниках-москвичах писал в свое время зять В.А.Гиляровского, известный в первой половине ХХ века театральный и литературный критик В.М.Лобанов, лично знавший писателя: «Дарованию некоторых из этих писателей-москвичей было далеко до сверкания таланта Чехова и других крупных писателей, но зерна их творческих урожаев все же пополняли закрома нашей литературы. Несомненно, они дождутся внимательных исследователей, которые определят их место в литературе». В преддверии 150-летнего юбилея И.И.Барышева-Мясницкого, уроженца мордовской земли и замечательного русского писателя, стоит надеяться, что, в конце концов, так и случится.