Архитектурный символ обновляющегося Саранска

Саранский Свято-Федоровский кафедральный собор.Фото с макета9 мая 2002 года в центре Саранска на пересечении улиц Советской и Большевистской был заложен камень, символизирующий начало строительства нового кафедрального собора в честь Святого праведного воина Федора Ушакова. Открылась новая страница истории города, истории XXI века.

Сто лет назад, в силу ряда причин, представления россиян о месте своего жительства стали упрощаться. В итоге они свелись до примитивной суммы «зон», где функционирует человек, ставший странным симбиозом живого, но «бездушного» существа и обезличенной «машины». В прошедшем веке нарушилось традиционное соотношение сакрального и земного, которое всегда явственно воплощалось в архитектурном облике любого поселения. Центром города или села являлось почитаемое священное пространство с храмом, вне которого простиралась профанная среда – средоточие мирской жизни, полной повседневных забот, человеческих ошибок и зла. В начале XX века «новый человек» стал поклоняться иным культам, ему казалось, что отныне партия и техника станут направлять человеческую жизнь в коммунистическую вечность. Эти псевдокульты и ложные кумиры не стали, разумеется, абсолютными ценностями, ибо не выходили за узкие границы материального, земного существования.

В эпоху всеобщей растерянности люди ищут наставления у Церкви. И сегодня мы являемся свидетелями возрождения утраченной в прошедшие десятилетия религиозной культуры. По данным нашего журнала, в настоящее время в Саранске 56,9% опрошенных посещают храм в праздничные дни, к верующим же причисляют себя 82,4%, около 70% горожан считаются православными. Между тем, жизнь любого современного города или села отнюдь не преисполнена христианского благочестия и глубокой религиозности. Русская Православная Церковь усматривает в обществе растление и упадок духа, вызванные превратно понятой свободой. Задача церкви – вернуть людей в свое лоно, поднять на должную высоту их молитвенный дух.

К 1991 году, моменту образования Саранской и Мордовской епархии, в городе с 340-тысячным населением имелась лишь одна действующая православная церковь – храм Иоанна Богослова, сохраненный как памятник древнерусской архитектуры и являющийся сегодня кафедральным собором. За прошедшее десятилетие в городе были открыты и другие церкви, построены новые (к сожалению, не все из них имеют подобающий архитектурный облик).

Идея возродить саранский Спасский кафедральный собор, стоявший на Соборной горе и снесенный в 1930 году, возникла в начале 90-х, сразу же после образования епархии. Ее руководство требовало строительства Спасского собора на месте сквера близ Советской площади: «Восстановление собора на старом месте было бы актом исторической справедливости. Это место бережется Богом, и другое вряд ли будет избрано», – настаивал архиепископ Варсонофий. В 2000 году во время своего пастырского визита в Мордовию Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил именно этот вариант восстановления собора. Предполагалось, что его закладка станет праздничным актом, посвященным 2000-летию Рождества Христова. Однако специалисты пришли к выводу, что в связи с изменившейся градостроительной ситуацией построить крупное общественное здание на месте сквера нельзя: крутой склон реки Саранки требует особых инженерных мероприятий по своему укреплению, сквер представляет экологическую ценность, а комплекс с памятником Ленину сложился как функциональное и художественное целое. «Возродить Спасский собор на его историческом месте мы завещаем нашим потомкам, когда общество созреет для переноса памятника Ленину на новое место», – констатировал архиепископ Варсонофий в 2001 году.

Во время визита в Саранск Патриарха Алексия II отсутствие вместительного собора было заметно. Праздничные службы в честь 2000-летия Рождества Христова велись 4 августа в тесных помещениях Иоанно-Богословского собора и Никольской церкви на Посопе. Поэтому центром проведения Божественной Литургии стала административная Советская площадь.

После безуспешных попыток восстановить Спасский собор Саранская епархия выступила с инициативой воздвигнуть кафедральный собор во имя Святого праведного воина Федора Ушакова. Городские власти предложили для этого здания место в центре города – перекресток улиц Советской и Большевистской, который может быть превращен в новую Соборную площадь. Проектирование и строительство Свято-Федоровского собора курируют Правительство Республики Мордовия и ее Глава Николай Меркушкин. Архитектурный проект кафедрального собора был благословлен Патриархом Алексием II. Создан попечительский Совет по строительству, оно будет вестись без привлечения бюджетных средств, исключительно за счет добровольных пожертвований. На обсуждении проекта Николай Меркушкин провозгласил: «Новый храм – это символ, без которого невозможно поднять дух народа, его оптимизм, веру в завтрашний день. Без него мы никогда не станем вровень с крупнейшими регионами и городами и не расстанемся с комплексом провинциальности. Без таких символов не выстоять в сложившейся мировой геополитической обстановке».

Начиная любое важное дело, полезно посмотреть, что делается соседями, особенно теми, кто продвинулся в своем развитии. В некоторых крупных российских городах сохранились соборы, воздвигнутые до Октябрьской революции. Возвращены Русской Православной Церкви московские и петербургские соборы, Софийский собор в Великом Новгороде, Дмитриевский во Владимире, Благовещенский в Казани, Одигитриевский в Улан-Удэ. К сожалению, таких примеров немного.

В связи с тем, что за 60–70 прошедших лет кардинально изменилась градостроительная ситуация, нигде пока не смогли восстановить утраченные соборы на исторических местах. Так, в 2002 году
в Самаре на центральной административной площади Славы был освящен заложенный Патриархом Алексием II храм в честь св. Георгия Победоносца. 30-метровый храм стал лишь уменьшенной копией взорванного в 1934 году кафедрального собора, вмещавшего 2500 человек. В 2003 году при президенте Удмуртии был создан фонд «Родниковый край», на заседании которого было принято решение воссоздать разрушенный в 30-е годы ижевский Свято-Михайловский собор. Археологические изыскания уже проведены, но удастся ли ижевцам выстроить точную копию собора на историческом месте?

В связи с невозможностью воссоздать утраченные святыни, во многих региональных центрах и крупных городах разворачивается масштабное строительство новых соборов. В Самаре построены храм во имя небесного покровителя города св. Алексия Митрополита Московского и Кирилло-Мефодиевский собор – как знак возвращения к традиционным национальным ценностям. Высота купола собора с крестом – 57 м, колокольни – 73 м, его вместимость – 3 тысячи человек. В 2002 году в Тольятти был освящен пятиглавый Спасо-Преображенский собор (созданный по прототипу Архангельского собора Московского Кремля). Региональные лидеры соревнуются в гигантомании, ибо величина собора традиционно ассоциируется с могуществом власти. Вторым по величине после московского храма Христа Спасителя станет строящийся ныне Благовещенский собор в Воронеже. Крупнейшие в Среднем Поволжье православные соборы в Самаре и Тольятти – немногим меньше главного московского храма.

Наряду с православными соборами, возводятся и соборные мечети, некоторые из них поражают своей грандиозностью и великолепной отделкой. Татарстан в качестве главного духовного символа создает мечеть Кул-Шариф в Казанском кремле (одноименная мечеть была разрушена после взятия Казани русскими войсками в 1552 году). Однако Кул-Шариф будет лишь третьей по величине мечетью. Самая крупная соборная мечеть Европы ныне находится в Самаре, чуть меньше сооружена в Набережных Челнах.

Главный храм Республики Мордовия посвящается адмиралу Федору Ушакову. Великий флотоводец, создавший Черноморский флот, был связан с мордовским краем: в 1811 году, выйдя в отставку, он поселился в деревне Алексеевке неподалеку от уездного города Темникова (в то время – Тамбовской губернии), а в 1817 году он был похоронен в близлежащем Санаксарском монастыре. Ныне его могила является местом паломничества наряду с другими святынями этого прославленного монастыря. В 1995 году было отмечено 250-летие адмирала, а в 2001 году он был причислен Русской Православной церковью к лику местночтимых святых. 4 августа 2001 года в Санаксарском монастыре состоялось торжественное прославление Святого праведного Федора Ушакова, первого христианского моряка-святого.

Понятно, что выбор имени кафедрального собора диктовался не только историей, но также политической и экономической конкуренцией регионов Поволжья, где проживают народы разных конфессий. С определенностью можно сказать, что во всех регионах происходит реконструкция утраченных культурно-исторических символов Россий-
ской империи. В последние годы к нам приходят забытые, вычеркнутые из истории большевистским поколением великие творцы Российского государства, светочи отечественной духовной культуры. Так, в 2000 году в Таганроге был вновь установлен памятник скончавшемуся здесь в 1825 году императору Александру I работы Ивана Мартоса (первоначально он был воздвигнут в 1831 году). В 2002 году в Санкт-Петербурге на площади Александро-Невской лавры был установлен памятник Святому благоверному великому кн. Александру Невскому – небесному покровителю северной столицы. В 2002 году к 140-летию Петра Столыпина на центральной площади Саратова был установлен замечательный многофигурный памятник этому выдающемуся государственному деятелю (скульптор Вячеслав Клыков). В 2003 году в Пскове, отмечающем 1100-летие, была построена часовня в честь императора Николая II, отрекшегося от престола в 1917 году в этом городе. Нижний Новгород является единственным русским городом, начало которому было положено просветителем, причисленным Русской Православной Церковью к лику святых – благоверным князем Георгием Всеволодовичем. Для установки памятника основателю города собираются средства (стоимость работ 10 млн руб.). Итак, идеологическая тенденция вырисовывается вполне определенная, и в ближайшие годы крупный город без православного собора и соответствующего монумента рискует оказаться культурным аутсайдером, нелепым исключением.

Чтобы этого не случилось, необходимы усилия всего общества, в особенности наиболее ответственной части интеллигенции. Для начала нужно побороть традиционную для захолустья апатию. Многое из народной памяти Саранска было вычеркнуто, в том числе символы и личности, которым ранее поклонялись горожане. К примеру, как это ни прискорбно, ни прихожане, ни краеведы сегодня не знают, какой исторической личности было посвящено строительство церкви в бывшем пригородном селе Посоп. Она была заложена в 1897 году в честь священного коронования Николая II и поэтому названа Свято-Никольской. К этому персонажу русской истории можно относиться по-разному, но смысл посвящения знать все-таки надо. Прежде чем призывать меценатов раскошелиться, неофитам следовало бы заняться самообразованием.

Образ великого государственного мужа адмирала Ушакова воскрешается в период, когда Российская государственность только формируется после крушения советской империи. Республиканское руководство последовательно осуществляет мероприятия, связанные с именем адмирала: Правительство Республики Мордовия содействовало его канонизации, оно курирует крейсер «Адмирал Ушаков». В 2002 году Саранская епархия принимала участие в днях памяти адмирала на греческом острове Корфу, где командир Черноморского флота прославился своими подвигами и общественной деятельностью. Тогда же на Корфу была открыта скульптурная композиция (барельеф адмирала на мраморной плите) нашего соотечественника художника Виктора Айдинова. Саранский собор во имя Федора Ушакова станет первым храмом, посвященным всемирно известному адмиралу.

Здание запроектировано и будет построено крупнейшей архитектурно-строительной фирмой республики ОАО «Саранскстройзаказчик» (генеральный директор Александр Меркушкин). Авторы проекта: члены Союза архитекторов России Сергей Ходнев, Владимир Бродовский и Лариса Кирдяшова. Далеко не каждому архитектору, даже маститому, выпадает такой объект, накладывающий на авторов безмерную ответственность и, в случае удачи, приносящий профессиональное счастье.

Сергей Ходнев являлся автором отличного проекта приходской церкви в селе Новые Верхиссы, однако считает, что она была лишь приближением к серьезному церковному зодчеству. «К сожалению, мы не имели большого опыта проектирования культовых зданий – ни практического, ни теоретического, – говорит главный архитектор проекта. – Помогли два обстоятельства. Во-первых, недавно были утверждены официальные нормы проектирования культовых объектов. Во-вторых, нам всячески способствовала епархия, в частности, отец Александр познакомил нас с местными традициями церковного строительства. Приступая к работе над зданием, мы рассмотрели в городском центре четыре потенциальных места, выполнили и проанализировали не один вариант архитектурного решения. Разумеется, были аналоги, которые мы сочли уместным повторить. Так, в Каунасе центральная городская аллея завершается православным собором. Саранский собор станет ориентиром пешеходного бульвара Ушакова. Руководство епархии первоначально высказало пожелание придерживаться в архитектуре собора «старорусского» стиля, однако своим проектом мы убедили всех, что собор в честь адмирала Ушакова должен по стилю ассоциироваться с эпохой классического Петербурга, быть ближе триумфальным соборам, построенным в первой половине XIX в. в честь победы русского оружия».

Кафедральный собор – первое крупное общественное здание, которое проектируют саранские архитекторы (Дом Республики, Музей боевого подвига и другие известные здания проектировали москвичи). Не лучше ли было бы объявить общероссийский конкурс на проектирование саранского собора? Сергей Ходнев не только уверен в профессиональных возможностях городских архитекторов, но и стоит на твердой патриотической позиции: «Столичный архитектор отнесется к работе в провинции как к очередной возможности заработать, он увидит плоды своего труда, может быть, лишь однажды – на торжественном открытии. И только мы несем полную ответственность за наш город, мы должны взять эту миссию на себя. Такое сейчас время!» Владимир Бродовский продолжает мысль Сергея Ходнева: «Мы изучали новейший опыт храмового строительства в Москве, Самаре, Нижнем Новгороде и других городах. Мощное впечатление произвел на меня новый собор в Тольятти. Но проектировать мы должны сами. Иногородние мастера предлагают, как правило, уже отработанные решения, поставленные на конвейер проекты. А мы можем сделать что-то оригинальное, новое».

Первая проблема, с которой столкнулись архитекторы, – это создание крупной площади в полностью сложившемся центре города. Недавно утвержденный генеральный план города этого не предусматривал. Без сноса существующих зданий сформировать новую площадь невозможно. В центре площади встанет величественное пятиглавое здание собора, которым будет завершаться бульвар Ушакова, севернее собора установят скульптурный монумент адмирала. В данном градостроительном решении прослеживается преемственность со старыми святынями Саранска. В непосредственной близости от нового собора до 1930-х годов располагался Петропавловский монастырь, новая площадь находится на бывшей Базарной улице, где размещались Спасский собор, два монастыря и главные городские церкви. Для создания площади, равнозначной собору, придется снести 4 связанных с городской историей постройки: дореволюционное трехэтажное здание, гостиницу «Центральная», Дом печати и старый корпус типографии «Красный Октябрь». На их месте могут быть выстроены – в едином стиле – офисы и жилые здания (проект разрабатывается). По существующим нормам типография как промышленный объект должна быть вынесена из городского центра. Расположенные здесь площадки чрезвычайно привлекательны для застройщиков. Таким образом, общегородской центр получает еще одну площадь – Соборную, обращенную на озелененные берега Саранки. В прошлые годы предлагалось немало вариантов, связывающих Советскую улицу с парковой зоной в нижней части городского центра. Более значимого объекта, чем кафедральный собор, более выразительных видов на склон и собор представить здесь невозможно.

Крестообразный в плане собор будет иметь общую площадь 900 кв. м. Вместимость здания – три тысячи человек. Высота центрального купола с крестом – 54 м. Собор получит заглубленный нижний этаж, куда будут вести два боковых входа на западном фасаде. В нижнем этаже будут расположены крестильная, трапезная, воскресная школа, покои настоятеля и служебные помещения.

Вторая проблема, вставшая перед авторами проекта, – найти архитектурный образ здания. Собор будет выше и намного выразительнее по пластике правительственного Дома Республики. Предметом гордости горожан станет и то, что саранский собор будет выше колонны адмирала Нельсона на лондонской Трафальгар-сквер. Но самое главное не забавные исторические аллюзии, а то, что новый собор обогатит панораму городского центра великолепным силуэтом, и это станет достойным продолжением архитектурной традиции русского города.

Архитектурное решение собора воплощает стиль державной власти. Его облик ассоциируется с эпохой и деяниями адмирала Ушакова – это классицизм с неорусскими мотивами, имитирующий стиль середины XIX века. В его облике – сочетание имперского начала (купольная ротонда, колоннады, портики) с великорусским (колокольни, луковичные главки, кокошники). Ориентироваться на этот синтез было весьма рискованно по стилистическим соображениям. Среди пятиглавых соборов наиболее совершенными являются ампирные композиции первой трети и неорусские стилизации последней трети XIX века. Сочетание ордерной классики и форм XVII века было разработано русскими архитекторами в качестве эксперимента в середине XIX века, когда классицизм уже исчерпал свои возможности и стал ассоциироваться с казарменным государством, а национальное русское самосознание еще не окрепло и не предложило систему понятных архитектурных знаков. Ближайший аналог саранского собора – Александро-Невский собор в Вятке. Он был построен Александром Витбергом в 1839–64 годах и точно передает творческий кризис мастера и переходную эпоху в целом. Еще одно уязвимое место проекта – отсутствие прямой связи архитектуры с конкретным местом. Ни в Саранске, ни в мордовском крае таких пятиглавых храмов не строили. Впрочем, это частности, не умаляющие высокого качества проекта, а мелкие композиционные недостатки можно откорректировать в процессе строительства.

Каково мнение горожан о предстоящем строительстве кафедрального собора? Первый секретарь Мордовского обкома КПРФ Евгений Костерин убежден: «Целесообразность такого строительства весьма сомнительна: у священников сразу возникнет проблема с количеством прихожан, ведь не секрет, что сегодня все меньше людей находят успокоение в религии». Людям, исторический кругозор которых ограничен советской эпохой, дела земные кажутся более важными.

Нами был проведен блиц-опрос учащейся молодежи, мнение которой представляет особый интерес. Студенты не только анализируют архитектуру, но пытаются разобраться во всех аспектах этого вопроса. Большинство опрошенных считает, что наша республика богата историческими событиями и славными героями, но в архитектуре это почти не отражено. Студентка Саранского художественного училища Полина Шибеева считает, что «кафедральный собор станет для горожан напоминанием о героях, которых надлежит почитать», но это здание будет трудно вписать в невыразительную окружающую застройку (сносить старые здания ради величественного храма она считает нерациональным). Самое же главное – «чтобы собор прочно вписался в сознание горожан. Простым людям, уставшим от вечной житейской беготни, некогда подумать о том, какие символы пытается навязать им город. Архитектура затрагивает умы людей, но бытовую жизнь она не упрощает и не улучшает. Страдающие от лишений горожане могут остаться равнодушными к собору. Некоторые с ужасом предчувствуют, что у них под благовидным предлогом вытянут последние деньги, и они пострадают при возведении собора». Часть опрошенных считает, что облик храма слишком традиционный, другие – что он чрезмерно вычурный. Будущий художник Елена Исаева, отмечая пышность архитектурных форм, утверждает, что здание будет работать лишь на республиканский имидж: «Кроме авторитета для города собор ничего не даст, на его строительство уйдут огромные деньги. Не такая уж мы богатая республика, чтобы позволять себе храмы таких размеров».

И все-таки, подсчитав цену строительства и оценив приносимые городом жертвы, большинство опрошенных студентов полагает, что кафедральный собор будет самым оригинальным и красивым зданием в городе, он станет символом Саранска и всей республики, будет воплощать все самое святое и возвышенное.

«Возведение кафедрального собора я связываю, прежде всего, с нравственным оздоровлением общества, – говорит исполнительный директор Фонда содействия строительству собора профессор Мордовского университета, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук Владимир Селяев, один из самых достойнейших людей республики. – Фонду предстоит собрать около 200 млн рублей. Стоимость общестроительных работ составит 40–60 млн, остальное будет потрачено на скульптурное и монументально-художественное оформление экстерьера и интерьера. Сбор средств идет трудно, однако, вполне реально к 2005 году возвести стены и перекрытия с главами. Мы знаем, что в недостроенном храме Христа Спасителя проводились службы, и в Саранске в честь 60-летия Победы в строящемся соборе также может быть проведена соответствующая служба. Оформление здания предполагается высокохудожественное, и его можно отложить на следующие годы. На сегодняшний день наиболее крупные суммы поступили от ведущих промышленных предприятий республики: АО «Рузхиммаш», птицефабрики «Октябрьская», АО «Мордовавтодор», АО «Мордовспирт». Отдельные граждане жертвуют по 200–300 рублей, судя по переводам, эти средства выделяются из скромных накоплений за квартал. Денежные переводы поступают также из других городов: есть в России люди, которые хотят быть причастными к строительству нашего собора».

Московский храм Христа Спасителя воссоздавали 5 лет, Спасо-Преображенский собор в Тольятти строился 6 лет, Ижевский кафедральный Свято-Михайловский собор планируют выстроить за 5 лет. Итак, реальный срок строительства саранского Свято-Федоровского собора составляет 5 лет. Строительство не должно превратиться в пресловутую «всенародную стройку», «ударную пятилетку», ибо собор должен стать средоточием духа не после возведения здания и освящения храма, а уже сейчас, когда существуют архитектурный проект и воля республиканской власти привнести в жизнь граждан великий символ.

В начале XXI века православный собор вновь становится неотъемлемой принадлежностью российского города. Строительство кафедрального собора в Саранске покажет горожанам, что в жизни надо ставить большие цели, выходящие за рамки бытового существования, только тогда каждому удастся создать что-то самое важное, значимое. Храм – это воплощение священной сущности, поэтому его возведение должно воодушевить горожан на созидание, поддержать общественное согласие, сплотить людей, установить их неразрывную связь с великой историей многонационального Государства Российского.

 

Фото автора