Момент истины, или Всё познается в сравнении

 

 

Как-то к 9 мая показывали фильм «В августе сорок четвертого...». Он сразу привлек лично меня тем, что в нем снялся один из моих любимых актеров – Евгений Миронов. Но есть и еще причина: виной тому жанр – детектив, к которому я, признаться, питаю слабость. И действительно, я не пожалела, что посмотрела! Фильм оказался захватывающим и (что не характерно для историй военного времени, а действие происходит на освобожденной территории) даже солнечным!

Сразу захотелось прочитать книгу В.Богомолова «Момент истины. В августе сорок четвертого...». Интересно было узнать позицию автора, мельчайшие детали следствия, специфику работы группы капитана Алехина... Нет, я не формалистка! Просто, во-первых, все познается в сравнении. А, во-вторых, бытует мнение, что книга лучше фильма. «Так если фильм хороший, то какая потрясающая должна быть книга», – решила я и принялась за не очень большой, но правдивый роман!

Буквально с первых страниц меня поразило следующее – автор «ведет» интересную политику. «Обстановку и действия» войны читатель видит глазами практически всех героев. То есть точку зрения каждого, в том числе какие-то личные воспоминания, черты характера можно получить «из первых рук». В кино, все-таки, это показать труднее. Например, меня поразил образ помощника коменданта, казалось бы, второстепенного героя. В последней части романа, непосредственно «Моменте истины», он выглядит не так нелепо, как в фильме. В киношной трактовке герой безосновательно кажется предвзятым, неосмотрительным и даже тупым! Ведь, когда его взяли в группу Алехина, чтобы при задержании преступников комендантский патруль выглядел правдиво, помощник коменданта был таким высокомерным! В книге же несколько глав посвящено истории его жизни. Оказалось, что он прекрасно поет, что его любимая девушка (история любви трогательно описана в романе) погибла. Теперь у него новая подруга – он собирался к ней на день рождения, чтобы объясниться в любви, а тут какой-то капитан Алехин из оперативно-розыскной группы берет его под свое командование. И, ничего толком не объясняя (военная тайна), везет в лес и заставляет проверять, как кажется помощнику коменданта, абсолютно честных военных! После поясняющих предысторию глав книги, взгляд на него сразу поворачивается на 180 градусов.

Главы называются просто. Например, «Алехин», «Их надо понаблюдать...» и т.д. И фильм тоже создает обманчивое впечатление, что работа у военных следователей простая. Подумаешь, Таманцев нашел в лесу огурец, который ел преступник! Но как же долго и осторожно нужно было проверять лес, «местами минированный», с трупами под каждым кустом, да и просто огромный по размерам! В этом, конечно, состоит одно из преимуществ романа. Серьезно осознаешь, что война была, на войне убивали! А то сейчас все стараются историю затуманить и приукрасить!

Но все-таки книга не производит впечатления тяжелой! Расследуется настоящая детективная история. Перца ей подбавляет то, что дело взято под контроль Ставкой. А это значит, все нужно сработать без промедления или самыми радикальными мерами! Группа Алехина трудится в полную силу – целые дни следит за подозреваемыми, хоть под дождем, хоть под палящим солнцем. Они прочесывают лес, метр за метром, а еще, кроме изнурительной физической работы, идет непрерывная умственная деятельность! Следователей даже кормить приказали вдвойне. И как-то по-особенному и трогательно звучит упоминание о «какаве», которую давали на обед, но Блинову так и не удалось ее отведать. Сейчас трудно понять, как можно сожалеть об этом напитке, но тогда, конечно, все воспринималось по-другому. А как непривычно звучит то, что капитан Алехин подставил свою голову под удар врагу, причем в прямом смысле! Он мог погибнуть, но, не задумываясь, совершил этот отважный поступок, ведь патриотизм его был естественным, как дыхание.

В книге четче прорисованы характеры и обоснованней кажутся поступки людей. Глубоко в душу западает рассказ о несчастьях, постигших Алехина. До войны он несколько лет жизни потратил на то, чтобы вывести новые сорта пшеницы. А перед самой развязкой дела получил письмо, что от пшеницы в это голодное время ничего не осталось. Сейчас война – а что потом? Заново добиваться того, что уже было достигнуто? Но это не может сломить его волю и веру в то, что все устроится! Хотя он отнюдь не Терминатор, а просто человек. Писателю, автору книги, не можешь не верить, ведь он не только искренно пишет, но и приводит документы. Это, как ни крути, реальные доказательства. Согласитесь, что чем правдивей, тем ближе к сердцу!

Сравнивать книгу и фильм очень трудно. Каждый, кто работает над произведением, накладывает свой отпечаток – личные чувства, эмоции и т.д. Итак, книга или фильм? Что предпочесть? «Момент истины. В августе сорок четвертого...» заслуживает особого внимания – ведь у детективного жанра немало поклонников. Так почему бы им не остановить свой выбор на действительно талантливом романе? Но, как говорится, у каждого человека свой путь. Я думаю, что сегодня к книге нужно пройти какой-то путь, осознать определенные истины. К этому роману я сама пришла после фильма. А кто-то – наоборот, начал с книги.

И мне хочется пожелать, чтобы на жизненном пути человек, останавливаясь для отдыха, брал в руки настоящую (!) книгу! Не эта ли задача у фильмов, снятых по книгам – вернуть к первоисточнику?.. И еще. Фильм, снятый по книге, практически всегда интересней, чем «просто» фильм. Наверное, это происходит потому, что писатель и сценарист с разной полнотой постигают мир.