А вы бывали на Южном Урале?

На просторах нашей необъятной родины можно найти все возможные виды развлечений и все варианты маршрутов. Можно сплавляться по горным рекам Алтая, Карелии, Кавказа. Любители виндсерфинга покоряют волну на Черном и Азовском морях и даже в Финском заливе. У почитателей верховой езды пользуются популярностью конные маршруты на Байкале, в Костроме и республике Марий Эл. Ну а если вы привыкли всюду передвигаться на своих двоих, то лучшим способом активного путешествия для вас является пеший поход, называемый ныне модным словом «трекинг». Одни из самых красивых и относительно несложных маршрутов для трекинга находятся на Алтае и Южном Урале.

Именно на Урале побывала этим летом саранская молодежь из лагеря «Школы Приключений» при Городском Дворце Детского Творчества. Один из руководителей – Колмогорцев Михаил – вел походный дневник, который мы и публикуем ниже, дабы наши читатели ознакомились с увлекательным путешествием по уральскому высокогорью.

День первый
понедельник, 30 июля

Идея провести отпуск где-нибудь в горах зрела в моей голове с начала летнего сезона: я уже два раза был на Южном Урале и красоты тамошних мест меня просто пленили. И вот, наконец-то, набралось еще 17 энтузиастов, готовых разделить со мной все радости и тяготы походного быта. В планах обозначили себе пройти маршрут второй сложности и взять три вершины. Получив необходимое снаряжение и продукты, поздней ночью мы покинули родной Саранск, чтобы прибыть на поезде в 8 часов утра в Самару. Вдоволь повосхищавшись урбанистическим обликом самарского вокзала, отправились на пляж, благо торчать нам здесь чуть ли не весь день, а Волга всего в 30 минутах ходьбы. Какое это благо – иметь под боком не просто какую-то захудалую речку, а целую Волгу!

В 16.16 – поезд. Только расселись по местам, как за окнами вагона обрушился жуткий ливень! А в поезде, на удивление, хорошо. Не жарко, как это обычно бывает, нет пьяных компаний и хнычущих младенцев. Народ кушает, общается, играет в «дурака», читает книжки. Часикам к 11 вечера ложимся спать.

День второй
вторник, 31 июля

В 5 часов утра мы прибыли на ст. Вязовая. Стоянка всего 2 мин. Надо бы успеть всем выгрузиться, а нас ведь ни много ни мало 18 человек! Ввиду раннего утра на улице прохладно. Бредем к автостанции, ищем автобус до г.Катав-Ивановска.

Ехали часа три, но скучно не было – в окошках то и дело появлялись горные хребты и прочие очень непривычные пейзажи, особенно после знакомых с пеленок средневолж-
ских равнин. Местные жители снисходительно и чуть свысока смотрели на нас – мол, вот мы какие – у вас таких гор нету, а мы все время любуемся! Добравшись до города, сходили в переговорный пункт, дозвонились в Саранск, сообщили, что вышли на маршрут.

Перекусили, а заодно подумали, как нам добираться до деревни Верхняя Катавка, что в 20 км от Катав-Ивановска. Автобуса туда не было, поэтому единогласно приняли решение двигать пехом. Однако на выходе из города нас ждал микроавтобус с сидящим в нем мужчиной. Мужчина представился лесничим и объяснил, что нахождение в районе горы Большой Шелом  платное – 300 рублей с человека в день, а если не платить, то при поимке придется отдать штраф – 1200. Мы немного растерялись, но духом не упали, сторговались на 150 и получили в обмен на нашу наличность пропуска. По доброте душевной, лесник подбросил полгруппы и все рюкзаки прямо до нужной нам деревни, мы же, оставшаяся половина, как и собирались, двинули пехом. В пути нас застал небольшой дождь.

15.00 Ура, 20 км пройдены! Наскоро пообедав, выдвигаемся на стоянку, поближе к лесу, подальше от деревни. Хотя местный люд здесь доброжелателен – привыкли к толпам туристов, что бродят круглогодично, к тому же мы – их дополнительный источник дохода.

День третий
среда, 1 августа

Выход на маршрут в 9.00 (считаем по московскому времени, а по местному уже 11) – по туристским меркам это поздновато. Направляемся по узкоколейке на Большой Шелом. По пути встретили деда с собакой. Абориген (весь в тату, как заправский рокер, правда, они криминального толка), любезно объяснил, где нам лучше свернуть на тропинку, так как она заросла, и без спецпримет ее не найдешь. Погода нам благоприятствует – солнышко, ясное синее небо. Радость омрачают лишь тучи слепней, но через несколько часов привыкаешь и к ним. Дорога – сплошные рытвины. Но это типичная южно-уральская дорога, идя по которой, понимаешь, что если кого и посылать на ралли внедоржников, так это уральских водил, виртуозов и гениев четырех колес...

А вот, наконец, и курумы (или курумники) – так называются огромные глыбы камней, те, что остались от разрушенных временем древних уральских гор. Эти каменные развалы вдоль склонов гор (отдельные «камушки» бывают весом до 5 тонн), свободно лежат друг на друге, и под действием силы тяжести медленно (до 40 см в год) сползают со склонов. Если их движение приостанавливается, то они покрываются таежной растительностью – лишайниками, порослью пихт и сосен. Скакать по ним одно удовольствие, чувствуешь себя Индианой Джонсом (не хватает только хлыста в руке). Но забывать об осторожности, передвигаясь по этим глыбам, нельзя – одно неверное движение, и – минимум травма, а максимум – летальный исход обеспечены, поэтому все очень внимательны!

Подходим к подножию горы Большой Шелом, поднимаемся на вершину, где обнаруживаем бутылку с запиской московской группы, пишем свою, фоткаемся на память. Здесь наверху ветерок, но не сильный. Однако нам пора вниз.

У подножия устраиваем небольшой перекус. Ноги с непривычки не держат, да и шли мы вдоль склона по камням, что довольно-таки неудобно. Но после призыва «минутная готовность» все нехотя надевают рюкзаки – скоро стемнеет и нам надо найти место для ночлега. Все наши девчонки практически первый раз в походе и при установке палатки устроили настоящее двадцатиминутное шоу, да такой термоядерной силы, что камеди клабы отдыхают. Ужин приготовлен и съеден, все садятся поближе к костру, и начинается – песни, страшилки, анекдоты, истории, ну и просто мысли вслух...

День четвертый
четверг, 2 августа

Подъем, завтрак (каша со сгущенкой), сбор палаток и рюкзаков и в 8.20 – выход. Часто останавливаемся передохнуть, так как по курумам прогулочным шагом далеко не уйдешь.

В 12.00 вышли к ручью, идем вдоль хребта Зигальга. Обедать приходится практически на камнях. Погода отличная – солнце, легкие облака, но картину отдыха портят ужасно кусачие муравьи и множество мух. В тему пришелся вовремя вспомнившийся анекдот: «Очень богат животный мир Урала. Здесь насчитывается до 16000 видов животных, одних комаров более 15 с половиной тысяч видов». Впрочем, кроме кровососов, здесь еще есть белки – мы спугнули пару штук, пока с пыхтеньем продирались по подросту молодого ельника.

В 14.10 – двигаемся дальше. Идем бодренько, поем, кому что по душе – советская эстрада, русский рок, и даже шансон, прости господи. Прем напролом сквозь бурелом, заросшие камни, поваленные деревья.

В 18.00 становимся на ночлег. Нас одолевают комарье и слепни, но мы утешаем себя, что весной на нашей Суре их го-о-ораздо больше. На ужин готовим макароны с томатной пастой. Мозолей пока ни у кого нет.

День пятый
 пятница, 3 августа

Встали в семь. Взялись перевешивать продукты. Леха Грачунов, главный весельчак нашей группы, собственно и затеявший перевес, теперь сам этому не рад, так как его рюкзак потяжелел, а не облегчился, как Леха надеялся. Теперь все над ним подшучивают, а я в который раз убеждаюсь, что излишняя инициатива наказуема. На маршрут выходим в 9.05. Настроение о-го-го! (У всех, кроме Лехи.)

В 10.25 уперлись в огромный хребет и потихоньку двигаемся вдоль него. Аня оступилась и вывихнула ногу, к счастью, не особо серьезно. Если что и можно назвать главным в походе, так это хорошая обувь. В 12.35 останавливаемся у необозначенного на карте ручья, мочим натертые ноги. А вокруг – красота, дикая природа, поросшие мхом валуны, высоченные сосны, густой кустарник и сплошные медвежьи тропы, проложенные, как правило, от одного муравейника к другому. Погода нас все так же радует, тьфу, тьфу, тьфу – и три раза по бревну.

В 14.00 нашли еще один ручей, где и становимся на обед. Дежурные варят лапшу с рыбными консервами, остальные слушают Солдаткина Андрея Павловича, начальника нашего лагеря. Он историк по образованию и рассказывает, что наш Саранск вполне мог быть переименован в Чапаевск, в честь легендарного Василия Ивановича, имеющего мордовские корни, и чья дивизия формировалась у нас в Мордовии. Наконец, рыбный супчик готов, а в кружки разливают вкуснейший чай со зверобоем.

В 16.10 с неохотой поднимаемся в путь, приятная тяжесть в желудках и послеобеденная лень явно протестуют против физической нагрузки. Приходится продираться через заросли колючих молодых елок. А ведь когда-то тут была дорога и по ней ездили машины, но сейчас все настолько заросло, что дорога узнается только по двум едва заметным колеям, в которые мы то и дело оступаемся. Похоже, здесь лет десять никто не ездил.

Через час подходим к болоту... Все-таки быть первопроходцем – тяжкое бремя, все ямы достаются тебе в первую очередь. Но группа идет весело, дружно чавкают увязающие в трясине ноги. К семи вечера выходим на нормальную лесную тропу, ведущую к охотничьему домику. На нем прибита поржавевшая табличка с надписью «Охотник! Береги избушку! Ее построил Шихов Н.Е. Сам же погиб на подступах к ней в суровую зиму 1980 г.» Никак не можем определить, где мы. Горы Поперечной, к которой мы так стремимся, не видно (а карта у нас 80-х годов, между прочим, хотя по этой карте не мы одни ходим).

За день накопилась усталость, целый день тропил, в болоте измазался как черт. Зато мы все лучше узнаем друг друга, уже у половины группы есть прозвища, которые даются не просто так, а с целью повеселить окружающих. Ну и опять же они не обидные, например Сашке дали кличку Пасечник, за противомоскитную шапку, в которой он ходил – хорошая, кстати, вещь. А самым юным участникам похода дали кличку кадеты; какое же было наше удивление, когда через пару дней выяснилось, что они и вправду учатся в кадетском классе. На ужин была гречка.

День шестой
суббота, 4 августа

В 9.00 вышли. Идем по набитой охотничьей тропе. Хорошей погоде уже не удивляемся, хотя такая погода в горах – бо-о-ольшая редкость. Снова влезаем в болото, опять веселимся, – все-таки от настроя многое зависит, ведь можно было бы наоборот повесить нос, сказав «у-у-у, болото», и поход уже не веселое приключение, а путь на каторгу или какая другая печальная процессия.

По пути встречаем замысловато устроенные охотничьи приманки – в болоте, на особо топком месте расположен обрубок бревна, а сверху лежит кусок соли-лизунца. Неподалеку на дереве шалашик охотника. Как мы поняли, животное лижет соль, понемногу увязая в болоте, и тут – охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет, в общем, финита ля комедия...

Ближе к обеду приходит понимание, что мы маленько заблудились, так как ни одной привязки к карте нет, даже непонятно где мы, но панике не поддаемся.

В 16.50 вышли на ручеек у подножия неизвестной горы. Устали, хочется кушать, а посему отправили разведчиков на гору – пора разобраться с чувством неопределенности относительно местности. Наши следопыты вернулись через час с радостными известиями – гора Поперечная обнаружена! Троекратное ура! Выяснилось следующее – та гора, у которой мы остановились, вовсе не Поперечная, хотя в найденной на ней записке предыдущая группа туристов уверяла, что это Поперечная и есть. Но, как оказалось, они заблуждались, а вот нас нюх не подвел, и разведчики, поднявшиеся еще и на соседнюю возвышенность, встретили там туристов из Челябинска, которые прояснили ситуацию. Все хорошо, что хорошо кончается, завтра двигаем с «лже-Поперечной» на настоящую!

Через 30 минут выяснили, что в группе потери – среди нас не оказалось Славы и Ирины: в пути они отстали, сказали, что догонят, но стало ясно, что они не заметили и прошли наш лагерь стороной. Лешка и Рома, вооружившись фонариками, спешно побежали в гору на поиски, быстро темнело, медлить было нельзя! Нам повезло – пропащие практически скрылись из виду, и только чудом, обернувшись, увидели свет фонарика. Докричаться в горах невозможно, слишком большие открытые пространства и ветер сносит звук. Итак, поиски благополучно завершены, на утро гуленам был обещан выговор. Наскоро ужинаем и ложимся спать.

День седьмой
выходной, 5 августа

Встаем рано и в 6.45 уже выходим. Кругом мокрая от росы трава высотой в человеческий рост, отчего все сразу становимся мокрые. Перебираемся через «лже-Поперечную» и вот она – искомая гора! Прекрасная в сиянии наступившего утра Поперечная! Останавливаемся у подножия, около ручейка, сушим на солнышке влажные вещи, тенты от палаток.

В 8.20 снова лезем в гору. Погодка, что надо – солнышко греет, ветра вообще нет, это просто редкость. Жаль, что мы ограничены во времени, и есть всего лишь час, чтобы полюбоваться на уральские красоты с высоты горы, где облака плывут так низко, что кажется – протяни руку и достанешь... Здесь же мы пишем записку для следующих покорителей вершин (сообщаем о себе – кто мы, откуда, какой маршрут) и начинаем спускаться вниз... Отсюда, с горы нам открывается красивейший вид на поселок, домики кажутся совсем микроскопическими. Идем быстро, по хорошо набитой тропе. Она ведет все ниже и ниже, горы остаются позади, и мы уже видим их не как вчера – сверху вниз, а снизу вверх...

12.40 – перед нами препятствие в виде реки Юрюзань (холодильники такие делали, хорошие, кстати, в одноименном городке). Готовимся к броду: глубина около метра, ботинки снимать нельзя, так как дно каменистое, а, следовательно, довольно скользкое, к тому же велик риск поранить ноги острыми камнями. Разбиваемся на тройки, я иду в первой. Ближе к противоположному берегу глубина доходит до пояса, течение довольно сильное, но мы благополучно перебираемся. Не откладывая дело в долгий ящик, начинаю помывочные процедуры, поскольку все равно мокрый. Быстренько намыливаюсь и снова в речку! Какая холодная вода! Бр-рр! Переправа проходит нормально, только те, у кого рост подкачал, намочили днища рюкзаков.

Идем на знакомую по предыдущим походам стоянку. Но немного промахиваемся, так места изменились. Там, где раньше была тропинка, теперь небольшое болотце. Но вот старая стоянка найдена, занимаемся приготовлением обеда.

Пока варится суп, ребята идут купаться и стирать вещи. Я же, собрав энтузиастов, веду их на знатное место, которое нам показали в самый первый мой поход на Урале, под названием Луковая Горка. Место представляет собой два утеса, возвышающихся над лесом, внизу протекает река. Эти утесы как будто специально созданы для размышлений о вечном и медитаций. Солнышко пригревает, ветерок обдувает, внизу шумит горная речка, а вокруг шепчутся о чем-то своем деревья... вот и мы, придя сюда, притихли, чтобы услышать все это... И все же медитировать некогда, обед стынет, а нам еще надо добраться до поселка и успеть на автобус.

Едва приблизившись к цивилизации, мы сразу же в полной мере почувствовали ее отвратительный запах – пыль, гарь, вонь отходов... Но вот и компенсация – магазин! Нарасхват покупаем мороженое, печенье, майонез, фрукты, орбит, хлеб, сладости, лимонад и самый востребованный продукт – СЕМЕЧКИ! Наконец, подъезжает автобус, и мы загружаемся. А через 15 минут на поселок обрушивается сильнейший ливень, и мы, в очередной раз понимаем, как нам повезло, что мы в тепле и сухости, и что, увы, хорошая погода не может длиться вечно. Но автобус вывозит нас из ливня и останавливается у моста через речку Большая Калагаза. Эта река считается гидрологическим памятником природы и в ней даже водится хариус. Когда-то здесь стояли дома, а теперь по всей реке (ее длина 30 км) нет ни одного населенного пункта. Дальше – пешком. Кое-кто еще в автобусе успел надеть дождевик и теперь выглядит весьма экстравагантно в своем одеянии, – на небе солнышко и нет никакого намека на дождь.

Минут через двадцать на пути попадается небольшой лесок из пихт и берез, где мы и решаем расположиться на ночь.

День восьмой
6 августа, понедельник

Подъем в семь, завтракаем рисовой кашей, к чаю получаем вкусненькое – печенье, конфеты. В 8.15 выходим в путь. Погода продолжает нас баловать, по-прежнему ясно и тепло. Под ногами опять типичная уральская дорога, сплошь в рытвинах и ямах, заполненных водой вчерашнего ливня, так что приходится показывать чудеса акробатики, чтобы не оказаться в луже. В 10.20 останавливаемся около ручья на небольшой отдых. Вспомнив беспечное детство, устроили «войнушку» – принялись закидывать друг друга репьями и шишками, прячась под прикрытие рюкзаков.

К обеду добрались до Олимпиева кордона. Но если в предыдущем году это был просто заросший склон, то теперь нашим взорам предстали три домика и баня. Как оказалось, их построили осенью прошлого года специально для туристов. За удовольствие пожить в избушке надо отдать 200 рублей в сутки, а баня обойдется в 160 рублей за час с группы. Мы решили, что такой подарок судьбы упускать нельзя и, озолотив хозяев кордона, отправились в баню – вперед пустили девчонок, а потом пошли мужским составом. И вот мы чистенькие, отдохнувшие и плотно пообедавшие супом с тушенкой снова выдвигаемся в путь.

17.40. Мы у Кипящего Ключа – это большой, чистый и очень холодный родник с постоянно выделяющимися пузырьками воздуха, что и придает ему сходство с кипящей водой. Расслабиться не дает множество злющих мух и комаров, привыкших к тому, что здесь часто бывают туристы... Ставим палатки, быстренько ужинаем (комары, обнаглев, садятся прямо на отправляемые в рот ложки) и забираемся в наши тканевые укрытия, подальше от настырного гнуса. И как же сладко спится после баньки!..

День девятый
7 августа, вторник

Вот и настал тот день, когда нам в последний раз за этот поход предстоит забраться на гору. Спотыкаясь о невидимые в высокой траве камни и поваленные деревья, перескакивая через глубокие промоины, мы выходим на тропку. Постепенно высокие пихты и сосны сменяются карликовыми березками и ивами, появляются заросли можжевельника, кустики брусники и голубики, тропу то и дело пересекают небольшие ручейки с необычайно вкусной, ледяной водой. На глаза попадается покосившаяся табличка с надписью «зона покоя» и старая береза, на коре которой какой-то умелец вырезал грустное лицо. Вскоре выходим на плато горы Нургуш – самое большое в Челябинской области, протяженностью около 9 кв.км.

Ребята идут радостные, а мне немного грустно, потому что знаю, что скоро со всем этим нужно будет расставаться.

В 13.20 состоялся наш подъем на гору Нургуш. Ее высота максимальная для здешних краев – 1406 метров. Кстати, Нургуш переводится с башкирского как «лучезарная птица». Не знаю, какую из птиц башкиры считают лучезарной, но мы уже видели немало мелких ястребов, соек, дятлов и вальдшнепов. Там же, где заросли и вовсе труднопроходимы для туристов, встречаются филины, журавли, гнездятся орлан-белохвост и орел-могильник. Местные орнитологи тщательно следят за численностью редких птиц и даже корректируют маршруты туристических групп, если те могут потревожить пернатую фауну.

Погода наверху Нургуша изумительная: огромные кучевые облака, солнце, легкий ветерок. Пишем записку, фотографируемся и начинаем спуск, так как Андрей Павлович заметил тучи на горизонте. На склоне нашли специальное место для стоянок, где и решили сделать обед. Ветер усилился, и дождевые тучи оказались прямо над нами. Едва успели натянуть тент над костром, достать дождевики и спрятать рюкзаки, как пошел дождь. Варим лапшу с консервами и едва заканчивается наша трапеза, как дождь тоже прекращается. Складываем кружки, миски, ложки в рюкзаки и продолжаем свой путь вниз. Но после дождя наша тропа оказывается хуже, чем те болота, в которые мы попадали, впрочем, всех это только веселит, и даже устраивается соревнование «Кто найдет лужу поглубже». Победил, конечно же, наш балагур Леха! Идем без привалов, и через 2 часа достигаем конечной цели – озеро Зюраткуль!

Оно предстало перед нами во всей красе, подсвеченное лучами заходящего солнца. Но, к сожалению, сейчас у нас нет времени, чтобы любоваться его красотами, быстро темнеет и нужно искать место для ночлега.

День десятый
8 августа, среда

Утро. Как же неприятно собирать вещи в рюкзак под дождем, а куда деваться? Собравшись, идем вдоль берега на более удобное для стоянки место. Только нашли подходящее, как выглянуло солнышко. Дружно ставим палатки и тенты на просушку. Сейчас мы можем немного полентяйничать, маршрут завершен, спешить никуда не надо. Пересчитываем продукты, проветриваем спальники, устраиваем грандиозную постирушку. Ромка с доктором отправляются в поселок, узнать автобусное расписание. В 11.30 – обед или поздний завтрак, кому как нравится. Насытившись, разбредаемся по побережью Зюраткуля.

Это озеро – одно из самых красивых мест Южного Урала и единственное, расположенное на такой высокой отметке – 724 метра над уровнем моря. В начале 90-х был создан национальный парк «Зюраткуль», а еще раньше, в 1968 году на берегах озера было найдено 12 стоянок первобытных людей! Археологи утверждают, что первые поселенцы на Зюраткуле появились около 17 тыс. лет назад. До наших времен сохранились остатки их жилищ, орудия труда из яшмы.

И хотя я внимательно смотрю под ноги, мне на сувениры из доисторической эпохи не везет. Зато попадаются следы выдры и полустертый отпечаток медвежьей лапы. Медведи в окрестностях не редкость, хребет Нургуша – настоящий медвежий угол. Издали вижу шныряющих по стволам упавших деревьев юрких бурундучков. Вечереет. Небо затягивают низкие серые тучи, и начинается дождь. Холодно. Все сидят по палаткам, кто-то читает, кто-то «мучает» гитару, кто-то отсыпается.

День одиннадцатый
9 августа, четверг

Утро, экстренный подъем – едва не проспали автобус! Очень быстро собираемся и выдвигаемся в поселок. Находим автовокзал и нужный «пазик», который везет нас в Златоуст. По дороге с грустью смотрим в пыльные окна, за которыми мелькают синие хребты и серые, скалистые вершины гор. С вокзала Златоуста поезд везет нас прямиком в Мордовию, и под мерный перестук рельсов приходит дремота – мне снятся запутанные тропы, покрытая утренним туманом Поперечная, поросшие мхом курумы... Что ж, ничего не поделать, теперь смотреть сны о горах буду всю долгую зиму, ну а следующим летом обязательно постараюсь снова навестить этот замечательный край.