Александр Смольянов. Визиты и Визитки

Александр СМОЛЬЯНОВ

 

ВИЗИТЫ И ВИЗИТКИ

 

Наносите визиты не предупреждая и вы легко узнаете, что о вас думают не на словах, а на самом деле. Впрочем, этикетное лицемерие: лесть, комплименты, «раскланивания» и «расшаркивания» относятся к узаконенным нормам приличного поведения. Для людей, ведущих оживленную «светскую» жизнь, различного рода приемы и визиты – дело вполне обычное. В России визитом называли светское (не путать с советским!) поклонение, как дань уважения летам, «званию, влиянию, таланту». Следуя в направлении, указанном Петром I, русское дворянство приняло «на вооружение» «французский визит» – краткий, скоротечный и малообременительный для хозяев. Такого рода посещения рекомендовались молодым людям, провинциалам, приезжавшим в столичный город на учебу или по иным делам. Нанести визит влиятельному родственнику или доброму знакомому считалось признаком хорошего тона и правильного воспитания.

Визиты условно разделяют на два вида: официальные («церемонные») и неофициальные («запросто»). Церемонные визиты ограничены во времени от пятнадцати до двадцати-тридцати минут. Конечно, навещая родных и близких можно позволить себе задержаться на часок-другой или, по крайней мере, до тех пор, чтобы ваше пребывание не показалось странным и неприличным. Посещая больного дома или в больнице надо в первую очередь помнить о состоянии его здоровья, а не о собственных желаниях. Больничная палата не располагает к длительному и приятному время провождению: пожелайте скорейшего выздоровления и прощайтесь. В общем, как говорится, есть визиты и «визиты».

Визит – это ритуал, необходимый для того, чтобы почувствовать себя более уверенно и уютно среди людей. В современной жизни стало привычным звонить по телефону прежде, чем нанести визит, исполнив долг вежливости и предупредительности. Поэтому, собираясь с визитом к новому соседу (что стало большой редкостью, если не принимать в расчет общежития и коммуналки, сохранившиеся и по сей день) или к малознакомому человеку, пообещавшему принять вас, обязательно позвоните и спросите о главном: когда ему будет удобно встретиться с вами. Современные средства связи изменяют природу визитов старого, доброго времени, ибо вся прелесть истинного визита в его неожиданности и в этикетной обязательности: не напрашиваясь в гости, исполнить долг вежливости. Позвонить можно и за несколько дней и накануне визита. Только не забывайте, что визиты не полагается совершать в часы завтрака или обеда, а тем более на «сон грядущий»: воспитанный, да и всякий нормальный человек никогда не напрашивается в гости «на ночь глядя». Бесцеремонные визиты не динозавры и в ближайшем столетии вряд ли вымрут.

Визиты определяют в зависимости от их цели: визиты – поздравления, прощания, возвращения или прибытия в город, соболезнования, осведомления (о состоянии здоровья и т. п.). Для таких случаев в России в XIX–XX веках практиковались визитные карточки с обозначением на уголках причины посещения. Нужный уголок визитки загибался, и в таком виде она передавалась в руки хозяина или его слуги. Загибание уголка визитной карточки сохранило свое значение как подтверждение личного присутствия: если хозяев дома не оказалось, то гость оставляет визитку с загнутым уголком. Впрочем, амплуа визитной карточки в современном общении достаточно многогранно.

Свое начало визитные карточки ведут с самых древних времен, когда люди посещая друг друга, обменивались дарами или вещами «на память» в знак взаимного расположения. Конечно, современные визитные карточки – не подарки, а лишь символы дарения. Это не паспорт и не удостоверение личности, но все-таки своеобразный документ, свидетельствующий о социальном статусе личности, который весьма важен в этикетном поведении. Так, церемонные японцы придают визитным карточкам колоссальное значение, поскольку строго следуют требованиям субординации.

Обращаться с «подаренной», а точнее, с врученной вам карточкой следует очень бережно и аккуратно, поскольку на ней зафиксировано личное и социальное достоинство владельца. Не имейте привычки чистить ногти и ковырять в зубах визиткой вашего нового знакомого или своей собственной. Японцы, например, принимают визитные карточки двумя руками в знак высокого уважения.

Визитные карточки используют не только при нанесении визитов, но и для завязывания различных знакомств и деловых контактов. Не следует оставлять визитку человеку, с которым вы не собираетесь поддерживать отношений. Тем более не стоит слишком настаивать на том, чтобы ваш новый знакомый вручил вам свою карточку. Впрочем, ритуал обмена визитками упростился и стал очень похож на традиционное рукопожатие при знакомстве.

Несколько слов о самих визитных карточках. Специалисты выделяют несколько видов. В зависимости от назначения используются три основных: личные, семейные и деловые визитные карточки. В современной России наиболее распространены деловые визитки, причем, в последние годы наличие визитной карточки стало не только хорошим тоном, но и неким символом собственного достоинства и социальной значимости личности. Визиток теперь нет, пожалуй, только у дворников. Во всяком случае те, кто «уважать себя заставят» обзавелись разномастными карточками, не говоря уже о «новых» или о «хорошо забытых старых русских».

Обычная визитная карточка не содержит излишней информации о ее владельце. Она исполняется каллиграфом на хорошей белой бумаге. И если вы не хотите, чтобы вас заподозрили в этикетном невежестве, закажите карточку специалистам. Правда, оснащенные компьютерной техникой кустари изготовят ее таким образом, что кроме шрифтов вам и похвастаться будет нечем. Визитная карточка должна соответствовать общепринятым стандартам. Во-первых, мужская визитка большего размера, чем женская. Это правило не распространяется на деловые визитки: здесь равенство полов регламентирует единый стандарт. Длина визитной карточки – 8,75 см, ширина – 5 см. Отклонения на 1,5–2 мм по длине допустимы. Во-вторых, обычные, личные визитки узкие, поскольку для имени и фамилии владельца места вполне достаточно. В-третьих, визитки девушек и женщин могут иметь форму квадрата, а у мужчин только прямоугольные.

Некоторые современные знатоки этикета не рекомендуют указывать подробный адрес и домашний телефон даже в деловой карточке, поскольку визитка может оказаться в руках криминальных лиц. Деловые визитные карточки мужчин и женщин должны быть отпечатаны черным шрифтом на белой бумаге. Но шрифт может быть разных типов и двух-трех цветов, гармонирующих между собой. Материалом для визиток являются плотная бумага, тонкий картон высокого качества. Лучше, если карточки будут изготовлены из специальной бумаги для визиток.

Визитка руководителя выглядит так:

 

ИВАНОВ

ПЕТР АНДРЕЕВИЧ

 

Генеральный директор

научно-производственного объединения «Электролюкс»

136000, Россия, Москва,                         Тел.: (095) 1237865

ул. Строителей, 65                                   Факс: (095) 1234587

 

Деловая визитка сотрудника этой фирмы выглядит так:

 

Научно-производственное объединение

«Электролюкс»

 

СИДОРОВ

ИВАН ПЕТРОВИЧ

 

Начальник отдела сбыта

136000, Россия, Москва,                         Тел.: (095) 1174534

ул. Строителей, 65                                                             

 

На деловых карточках приняты различные сокращения: инициалы вместо имени и отчества, общепринятые сокращения ученых званий и степеней. Домашний адрес и телефон на деловых визитках не указываются. На обратной стороне деловой визитки можно сделать любую запись, предназначенную для вашего компаньона. Двухсторонние деловые карточки сейчас довольно широко распространены. Текст на иностранном языке, как правило на английском, располагается на обратной стороне. Перевод должен быть сделан грамотно, иначе при встрече с иностранцем вы можете оказаться в неловкой ситуации.

Деловая карточка может быть украшена эмблемой или фирменным знаком организации. В этом случае хорошо смотрятся двухцветные карточки.

Семейные карточки в России практически не применяются, хотя они весьма удобны. На такой карточке написаны в одну или две строчки имена и фамилии супругов, их домашний адрес и телефон. Муж никогда не оставляет семейную визитку! Жена может оставить ее, если сопровождает мужа во время визита, навещая знакомых, приятелей, больного в клинике, присутствуя на юбилее, свадьбе, похоронах. Семейную карточку можно вложить в букет цветов, приложить к любому подарку, послать по почте с поздравлениями и т. д.

Молодые люди и девушки тоже имеют право завести обычную визитку, а если они служат, то и деловую. Студенты могут пользоваться только обычной личной визиткой. Ну, а школьникам, (даже старшеклассникам!) о визитке лучше пока помечтать. Впрочем, современные «акселераты от бизнеса» вполне способны обзавестись полноценной визиткой: юные частные предприниматели этого заслуживают только по статусу, но не по возрасту. Например, юная гимнастка или теннисистка может обзавестись визиткой при условии, что набравшись неспортивного мужества, заявит в ней о своем чемпионском звании.