Что взяли с собой выходцы из мордовских краев?.. (Рассказывает историк Л.И.Никонова)

      К 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

 

 

Откуда взялось само название «мордва»? Этот вопрос часто можно услышать от людей, приступающих к изучению истории мордовского народа. Вот что пишет об этом в своей книге «От Карелии до Урала: Рассказы о народах России» профессор Н.Ф.Мокшин: «Энтоним «мордва» появляется в довольно ранних письменных источниках. В древнерусских летописях этот народ назывался ещё «мордвичи». В своей основе энтоним этот восходит к ирано-скифским языкам. В русском слове «мордва» часть «ва» носит оттенок собирательности».

В связи с грядущим празднованием 1000-летия интерес к истории мордовского народа особенно велик. Сегодня мы попробуем узнать, как образовалась мордовская диаспора и как живут выходцы из мордвы, например, на Дальнем Востоке и на Сахалине. А поможет нам в этом доктор исторических наук, профессор Людмила Ивановна Никонова, которая каждый год отправляется в очередную экспедицию по тем местам, где компактно проживает мордва.


Корр.: Людмила Ивановна, чем именно занимались экспедиции, участницей которых довелось быть?

– Изучение этнической культуры мордвы, расселившейся по регионам Российской Федерации, является целенаправленной работой научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве РМ. Каждая новая экспедиция волнует по-своему, поражает новизной. К примеру, когда мы работали над книгой «Мордва Дальнего Востока», то понимали, что это первое специальное этнографическое исследование по изучению этнокультурных процессов мордовской диаспоры на Дальнем Востоке. Мы включили туда сведения по разделам: географическое положение, природные условия и социально-демографическая характеристика мордвы, история освоения и формирование ареалов мордовского населения, хозяйство и материальная культура, семейный и общественный уклад. Очевидно, что ни одно сколько-нибудь значительное явление этничности не может быть осмыслено без учёта факторов времени, изолированно от исторических корней, традиций, накопленного народом опыта.

А вообще за последнее десятилетие где только не побывали наши этнографические экспедиции: в Кемеровской, Томской, Иркутской областях, в Красноярском и Алтайском краях, на Дальнем Востоке, на Камчатке и Сахалине, в Магадане, в Саратовской и Владимирской областях... Исследовано множество посёлков и городов, и повсюду были запомнившиеся встречи с людьми.

Корр.: Насколько известно из истории, переселенцы из мордвы двигались на Дальний Восток в несколько этапов, начиная с позапрошлого века. Семьи уезжали от голода, безземелья, позже – на восстановление страны, по комсомольским путёвкам, да и за льготами – тоже. Из каких районов Мордовии уезжали чаще всего?

Отец и дочь Мишкины– В 50-е годы прошлого века массово выезжали из Больше-Березниковского, Атяшевского, Ковылкинского, Кочкуровского, Торбеевского, Чамзинского районов. Есть разные жизненные истории. Кто-то был призван в армию или на флот и потом остался по месту службы. На Камчатке немало мордовских семей. Скажем, семья Мишкиных – выходцев из села Перемиси. У них уже взрослые дети. Сын Николай – мастер спорта, 16-кратный чемпион Камчатки по лыжным гонкам, его жена Марина – профессиональный тренер, дочь – кандидат в мастера спорта.

Миграционные процессы всегда определялись внутригосударственными интересами, плановой, централизованной политикой переселения на Дальний Восток. За счёт этого обеспечивался приток рабочей силы. В эти процессы был вовлечён и мордовский народ. На новом месте изменялся уклад жизни, привычки, происходила адаптация к новым условиям. Однако и собственные традиции не забывались. Сохранились земледельческие приметы. В селе Доброполье Уссурийского района Приморского края записаны следующие поговорки: «Бути волнистой ловось, урожайной иесь ули» (Если снег волнистый, год будет урожайным); «Тельня ламо лов – иесь карми чачтыця» (Если сугробы большие – хороших зерновых ожидай). На Камчатке переселенцы научились сооружать парники и теплицы, используя в них почву, изготовленную специально. Каменистая земля близ села Сокоч на Камчатке практически непригодна для огородничества, но именно мордва начала выращивать там овощи – капусту, картофель, репу, свёклу, морковь, огурцы. А теперь там выращивают и арбузы, виноград, дыни.

Надо отметить, что пища – элемент материальной культуры, несущий в себе традиционные черты, и в то же время этот элемент быстрее других принимает заимствования, вариации и новации. Даже при утрате национальных особенностей в одежде, утвари, домашней обстановке, в народе живёт привязанность к пище предков, особенно к праздничным блюдам.

Корр.: Наверняка у выходцев из мордовских краёв появилось в питании что-то новое, экзотическое?

– Очень много! В Сахалинской области с удовольствием едят папоротник, который собирают в мае. Готовят из него вторые блюда и салаты, маринуют на зиму, как это делают корейцы. Рыбные блюда на Камчатке, и в том числе у мордвы, украшение стола и в будни, и в праздники. Повсеместно рыбу солят, сушат, коптят, вялят, жарят, готовят над паром, запекают, делают заливное, котлеты, тефтели. Как самостоятельное блюдо идут мидии, устрицы, кальмары. «Морским женьшенем» мордва называет трепанга, сушеное мясо которого можно хранить годами. Любят уху из «красной» и «белой» рыбы, холодец из кеты, солянку из хариуса. В свою очередь, выходцы из Мордовии научили камчадалов пить чай, заваренный на листьях смородины, малины, душицы, зверобоя, вишни, чабреца, мелиссы, на липовом цвете. К чаю обычно подают клюкву, мёд, баранки или пироги.

Из национальных безалкогольных напитков у мордвы Дальнего Востока на столе присутствует хлебный квас – «шапама ведь», или «чапамо ведь». Варят в тех далёких краях брагу и пуре из мёда. Словом, обе тенденции – и восстановление традиционного питания, и расширение рациона за счёт кулинарного опыта народов, населяющих Дальний Восток, – развиваются.

Корр.: А родной язык не забыли?

– Язык сберегли! Помнят народные песни, пословицы, поговорки, сказки и легенды. Многие названия окружающих ландшафтов несут мордовский колорит: «верень ляйне» – так называют сельский пруд…, «Курхтаж песь» – название этой улицы говорит о том, что там живут переселенцы из села Курташки Атюрьевского района. Таких примеров можно привести немало.

Корр.: В чём ещё сохранились национальные особенности мордвы?

– До сих пор во многих семьях хранятся национальные наряды, но, конечно, в быт повсеместноЕкатерина Ивановна Семашкина (поселок Эссо Камчатской области) вошли изделия промышленного производства. Такого, как в прошлом, когда, по воспоминаниям старожилов, в сибирском посёлке Калиновка улица расцветала красным цветом от мордовских одеяний, уже нет. Кое-где остались мастера по изготовлению долблёной и резной утвари: корыт, ковшей, чаш, маслобоек. Жив ещё горшечный промысел. В хозяйствах есть изделия из гончарной глины – корчаги, кувшины, миски.

Некоторые обычаи сохранить было невозможно. Скажем, на Пасху дети катали яйца. Но в Сибири и на Дальнем Востоке в это время года ещё холодно и лежит снег.

Корр.: Что можно сказать, подытоживая те примерно сто лет, что длится миграционный процесс переселения мордвы?

– Национальные традиции мордвы во многом сохранились. Но соседские, брачно-семейные, производственные, этнокультурные контакты с аборигенными и восточноазиатскими народами сделали своё дело. Сейчас мы можем констатировать стремление к возрождению национальной культуры, традиционных нравственных и духовных основ. Люди пытаются прикоснуться к историческим корням, пытаются понять, кто они и откуда, учатся ценить всё, что связано с памятью предков.

 

Беседовала Марина Арбузова