На вопрос отвечает протоиерей Валерий Кречетов

 

– Как найти духовного отца и правильно с ним общаться?

– Вообще-то, духовный отец – это очень высокое звание и очень большая ответственность. И как мне сказал ученик старца Паисия на Афоне – духовным отцом может быть только тот священник, который готов за своих духовных чад пойти в ад. Ну, а как такому человеку не верить, как его не слушаться? Но послушание в миру должно заключаться, прежде всего, в совете по основным вопросам. А не так, как когда-то очень хорошо сказал отец Всеволод Шпиллер*– «благословите открыть форточку, благословите закрыть форточку».

Больше того, это известно, отец Алексий Мечёв, когда его о чем-то спрашивали, интересовался – а ты как думаешь? Потом подправлял это мнение, но заставлял человека размышлять.

Ну, а самое главное, нужно помнить, что помощь – от Бога. Не всегда возможно спросить что-то у духовного отца, но всегда можно просить помощи Божией. В свое время я был на работе, далеко от этих мест, и у меня возникла некая проблема. Я по привычке стал молиться, привычка эта была с детства, я воспитывался в Церкви, и вот стал читать акафисты святителю Николаю и преподобному Серафиму – по очереди. И мне начали приходить мысли – вот так следует сделать. Я так и сделал. Потом принесли письмо, в котором было написано, что именно так и нужно было поступить. То есть Господь уже упредил, и тут подсказал, и там. Есть присутствие и совет Ангела Хранителя, которого Господь к нам приставляет, Он совершенно реально существует, но мы об этом забываем.

Мы очень часто как-то отвлеченно относимся к тому, что есть святые, которые за нас заступаются, святитель Николай – вот скорый помощник. Сам Господь через них действует, и Матерь Божия, это живая жизнь.

– Отец Валериан, как относится Церковь к психологии?

– Во-первых, «психи» – по-гречески означает душа. Поэтому и психиатрия, и психология без духовной основы – это надводная часть айсберга. Например, говорят: «Мне пришла мысль». Мысль приходит. Если пришла, получается, она уже была. И откуда она пришла? Где источник?

Многие открытия были сделаны не в момент напряжения мысли, а оттого, что человека осенило. Вы знаете знаменитую Менделеевскую таблицу, которую ученый увидел во сне; также осенило Архимеда, когда тот купался в ванной.

Иногда говорят: «Человек не в духе» – когда ему всё не так. А когда всё так, это в духе, значит? Получается, есть не в духе, есть в духе. То есть существует Дух истинный.

Понятие вдохновения знакомо людям творческого труда, музыкантам, художникам. Вдохновение себе не создашь – оно дается. Больше того, мы часто говорим о дарованиях – например, человек одаренный. Но «дар» – это то, что также дается. Откуда, кем? Еще одно понятие – призвание. Если призвание, то кто зовет?

На эти вопросы ответы есть только в Церкви. Преподобный Силуан Афонский говорит прямо, что главное в жизни – знать волю Божию о себе: чем нужно заниматься, на что употреблять силы, куда направлять свои усилия?

В свое время на Афоне в Ватопедском монастыре жил отец Иосиф, который сказал интересную вещь: самое главное в жизни – это цель. Ради чего человек живет? Эта цель должна быть не только здесь, на земле. Цель – выше. Потому что, когда речь идет о душе, значит, должно быть что-то, что существует всегда.

Вот поэтому к психологии и психиатрии Церковь относится как к науке, которая пытается объяснить то немногое, что происходит на земле, отвергая духовную сторону. Но корни событий уходят глубже, как говорят, в подсознание. В поисках первоисточника некоторые обращаются к так называемым гороскопам. Да, человек рождается с определенными дарованиями, характером. Но характер дан для того, чтобы над ним трудиться, а не оправдывать свое поведение.

Один из психиатров как-то сказал на профессиональном собрании: мы – священники XX века. Неплохо, претензии такие... Но священство предполагает Бога и благодать Божию, благодать священства. Иногда священник говорит, сам не очень понимая сказанного, потому что Господь полагает ему что-то на сердце, и он высказывается, причем правильно. Это опять же потому, что мир духовный существует, и без понимания его воздействия на человека не обойтись. Об этом повествуют многие книги духовного содержания – «Невидимая брань», «Добротолюбие» и др. Это как раз литература, которой не хватает тем, кто уповает на психиатрию или на психологию.

Но это, как говорится, изъяны науки, которая не обращается к Богу. Мы знаем, что М.В.Ломоносов, многие другие ученые были верующими людьми, и они понимали это совершенно четко. Блез Паскаль сказал в свое время: «Случай – это псевдоним, под которым Бог действует в мире». Так что великие ученые очень серьезно говорили на эту тему.

– Батюшка, расскажите о молитве...

– О молитве... Ну, это, знаете, всё равно что о жизни – «поговорим за жизнь». О молитве ясно одно – молиться нужно. Молитва – это общение с Богом. И поэтому без молитвы человека, оторванного от Бога, захватывает в свои сети другая сила, и тогда происходят и всевозможные искушения, и человек озлобляется, раздражается. Как сказал старец, мы забываем про Бога. А вот как тревога – так за Бога; начинают молиться. Ну, правда, молитва эта часто носит потребительский характер: помоги, Господи, избавь, что-то такое. Но хоть какая-то молитва.

Почему нужно читать молитвы, которые составлены святыми? Во-первых, нам дана молитва «Отче наш» самим Господом. Господь дал нам образец молитвы, первообраз. Во-вторых, святые тоже оставили нам примеры молитв. Иногда говорят– я молюсь своими словами, мне другие молитвы не нужны. Это всё равно, что человек говорит – а зачем читать стихотворения? Их же написал кто-то. Ну, написал – от того состояния, которое испытывал. Как сказал один современный поэт – «больше того, что есть в нашей душе, мы, увы, не напишем, мой друг». И через возвышенные чувства, которые кто-то выразил в поэзии, человек проникает в это состояние, поэтически возвышенное.

Так же и через молитвы – с нами молятся святые, которыми составлены эти молитвы, и мы таким образом, по возможности, каждый по своей силе, проникаем в это молитвенное состояние. Ну, это уж у кого как. Поэтому молитва необходима. Тем более что сам Господь сказал: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 9, 29).

– Как бороться с унынием, если даже нет сил на молитву?

– Ну, что значит, нет сил на молитву? Невозможно произнести «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»? Вполне возможно. Или: «Боже, милостив буди мне, грешному». И это можно. Ну, если засыпаешь – поспи. Проснешься, опять молись. А чего унывать? Здесь всё проходит. Помните кольцо Соломона: «Всё проходит, пройдет и это». Каждый момент – вот мы сейчас говорим – а он уже проходит. И так вся жизнь. Поэтому мучить себя тем, что уже проходит, не стоит. Тем, что прошло, совсем безумно. А тем, что еще не наступило, – тем более. Этого нет еще, зачем же страдать?

Попроще нужно жить, тогда и уныния не будет, и никаких переживаний особых, потому что на самом деле Бог передом правит. Кстати, человеку как-то свойственно забывать плохое. Это, видимо, Господь дал человеку такое качество памяти.

Есть такое замечательное изречение: если тебе кто сделал добро, запомни это, а если ты кому-нибудь сделал добро – забудь. Можно прибавить еще: если ты кого обидел – запомни это, а если тебя кто обидел – забудь.

 

* Протоиерей Всеволод Шпиллер (1902–1984) – известный духовник, проповедник. В 1934 году принял священный сан в Болгарии, в 1950 году вернулся на родину. В 1951–1984 годах был настоятелем московского храма святителя Николая в Кузнецах.