Книжные впечатления в Год литературы

 

Друзья! Вот и подходит к концу Год литературы. По всей стране проводилось множество мероприятий и акций, которые пытались привлечь внимание людей к новинкам и вернуть позабытое расположение к классике. Конечно, для тех, кто всё это время не расставался с книгой, ничего не изменилось, ведь главной целью организаторов было, скорее всего, привлечь новых читателей, особенно среди молодежной аудитории. Надеемся, что у них это получилось, ведь еще древнеримский философ Марк Туллий Цицерон говорил: «Занятия с книгами – юность питают,
старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают...»

В Год литературы «Странник», как и всегда, старался радовать своих читателей интересными художественными произведениями и качественной публицистикой. Чего только стоит публикация великолепно-тонкого детектива Инны Булгаковой «Зеркало для Вероники»! Впрочем, все достойные внимания произведения и не перечислишь – вы сами могли их видеть на страницах журнала и на нашем сайте. Также хочется отметить событие этого года – встречу с нашим автором Наталией Замулко-Дюбуше, уже 26 лет живущей в Париже, но не терявшей связь с редакцией. Наталия Иосифовна, человек сложной интересной судьбы, рассказала читателям и о своих творческих свершениях, и о том, как живется русским эмигрантам во Франции. Именно с нашей недавней гостьи начинаем сегодняшний опрос о прочитанных книгах в Год литературы, оставивших след в душе.

Наталия Замулко-Дюбуше, писатель: «Книг несколько, но не так и много. Интернет наложил на всех свой отпечаток. Захотела – почитаешь новинку с экрана. Если раньше это раздражало – отсутствие шелеста страниц, теперь привыкаешь. Во Франции давно уже живет Кира Сапгир, эмигрировала из Питера с мужем поэтом Генрихом Сапгир. Очень легкое перо. Она была поэтессой тоже, потом начала писать очерки, работала в «Русской мысли» – ее книга «Париж, которого не знают парижане» сплошной шедевр по истории мест в Париже. У меня эта книга настольная – хочу что-то посмотреть в Париже экзотического, раскрываю ее книгу. Детей даже научила ездить за водой к источнику Пасси в 16 округе Парижа. Не вода, а шарики мягкие перекатываются во рту. «Ароматы улицы розовых кустов» – улица, возникшая в XII веке на правом берегу Сены, одновременно это и сердце еврейской общины, благоуханная частичка Земли Обетованной. Весь благоухающий Париж из книги Киры Сапгир, могу вам описывать долго и с продолжением. И когда мне одиноко, а это состояние вечное для литератора, я беру ее книгу и брожу по Парижу».

Александр Бажанов, писатель: «Прочитал за этот год много всего, но впечатлило и отложилось в памяти только несколько произведений. Прежде всего – открыл для себя замечательного американского писателя-фантаста Генри Каттнера. В его фэнтезийных произведениях четко прослеживаются христианские аллегории. Произвела впечатление повесть «Хозяин колодцев» супругов Дяченко. Хорошая вещь, великолепно написанная, единственный минус – много темного, есть князь мира сего, но нет Бога. Еще из запомнившегося – книга Елены Хаецкой «Озеро туманов» – замечательное средневековое фэнтези, но явно скомканная концовка, пошло повторение, казалось, автору самому надоели свои герои и она не знала, как закончить свое произведение. Но написано великолепно. И в отличие от Дяченко, у нее идет противоборство Света и Тьмы, и Тьма отступает».

Александр Голиков, филолог: «Прочитал цикл Олега Дивова «Леди не движется». В цикле уже пять книг. Это целый мир со своими героями, проблемами и отличным сюжетом. Возможно, есть толика загруженности информацией и теми же героями, но оно совершенно не критично. Потому что в спейс-опере по-другому не бывает. И что самое главное – в книгах есть характеры. И, конечно, фирменный почерк Дивова, его стиль – от иронии до полного погружения в текст, где за каждым буквально словом и образ, и характеристика, и очередная сюжетная коллизия.

Также прочитал «Нижний уровень» Андрея Круза. Этот автор – мастер остросюжетной фантастики. К сожалению, сейчас «остросюжетный» подменяется понятием «фантбоевик». Однако Круз пишет не боевики, а именно остросюжетную прозу. И тему взял о другой реальности, погрузил в тему читателя и захлопнул за ним дверь. Читается на одном дыхании, потому что и сюжет, и герои – все на месте. К чести автора, в «НУ» он не грешит многочисленными описаниями оружия, техники и амуниции, в этой книге всё по делу. Как и фантастическая подоплёка, достойная самой высшей похвалы».

Елена Калугина, экономист: «Давно хотела прочесть книгу Олега Дивова «Мастер собак», но долго не могла найти. Первая часть трилогии «След зомби» – «Мастер собак» интересна мировоззренческой позицией автора, достаточно зрелой и умной, несмотря на юный возраст (написана книга в 90-е годы прошлого века). Достоверная и в концепции, и в деталях технология массового зомбирования людей, превращения их в биороботов весьма впечатляет и воспринимается не только и не столько как фантастика, а всерьез заставляет провести параллели с реальностью. Отдельное спасибо автору за невероятно тонкое понимание собак и любовь к ним – чувство с большой буквы.

Прочитала Андрея Платонова «Джан», «На заре туманной юности», «Фро» и другие рассказы. Так вышло, что знакомство с творчеством Платонова случилось давно, было довольно коротким, мимолетным, поверхностным. Больше как дань моде. Прошедшие с тех пор долгие годы изменили восприятие. После современных авторов, довольно похожих друг на друга в стилистике, читать Платонова – как живой воды напиться. Удивительные истории, невероятный язык, идущий изнутри, от самых сокровенных уголков тонко чувствующей души, прожитое и пережитое вместе с автором – это как прикосновение к чуду. История целого народа Джан, затерянного в жарких бесплодных пустынных землях, народа, которому нечего терять, кроме самой жизни, передана через историю одного человека так пронзительно, как никому на моей памяти не удавалось передать.

Еще хочется сказать о «Жестокости» Павла Нилина. Этого автора читаю давно, но «Жестокость» была знакома только по старому советскому фильму. Впечатление оказалось больше, выше, лучше, чем ожидала, несмотря на давнюю безусловную любовь к произведениям Нилина. Щемящий, тревожащий, берущий за сердце портрет эпохи наших отцов и дедов надолго оседает внутри, заставляет взглянуть на день сегодняшний взглядом оттуда, из времени жестокого, бескомпромиссного, но и настолько светлого, наполненного ожиданием лучезарного будущего, что позавидовать хочется людям, жившим в то неистовое время».

Диана Чекменёва, маркетолог в туроператорской компании: «Год литературы, год Книги, к сожалению, я никак не почувствовала и не ощутила. Зато вот повышение стоимости на издания в магазинах – это да. К сожалению. Но читать от этого меньше всё равно не стала, просто ушла в «онлайн»: читаю в основном с ридера – с электронной книги. Сначала было непривычно, ведь книги для меня – «живые», люблю перелистывать, ощущать в руках, рассматривать иллюстрации... На электронном носителе это невозможно, но привыкнуть можно ко всему.

Из тех книг, что прочитала не так давно, наибольший след оставил роман «Путь Кассандры» Юлии Вознесенской. Это как раз тот случай, когда после прочтения версии с компьютера захотелось приобрести настоящую, бумажную. Очень благодарна своей подруге за то, что она посоветовала мне ее прочесть: книга очень светлая, вдохновляющая, ну и интересная, конечно же! Сейчас она в списке моих любимых книг, к которым хочется возвращаться снова и снова и которая скоро поселится на моей настоящей книжной полке. И, конечно же, там, на полке, стоят и выпуски журнала «Странник», который тоже мне очень полюбился».

Андрей Кортов, студент: «Книги, которые я прочитал в этом году: Т.Драйзер «Финансист», И.В.Сталин «Анархизм или социализм», Э.Че Гевара «Дневник мотоциклиста», К.Чапек «Война с саламандрами», Я.Гашек «Приключения бравого солдата Швейка», Дж.Стейнбек «Гроздья гнева», Ф.Кафка «Процесс», Э.Хемингуэй «По ком звонит колокол», Н.Чернышевский «Что делать?». Из вышеназванных особо впечатлившие меня: «Гроздья гнева», «Война с саламандрами», «Что делать?».

Существует вечный спор в искусстве: что первично – форма или содержание? На мой взгляд, форма должна лишь помочь передать содержание, но ни в коем случае не перекрывать его. Писатель может не уметь писать гениальным слогом (и это ему можно простить), но он не может игнорировать важные исторические, культурные и политиче-
ские события того общества, которое его сформировало. Этим я руководствуюсь при выборе книг».

 

Вот такая пестрая литературная картина получилась по итогам опроса. Мы предлагаем не останавливаться на достигнутом и продолжать делиться положительными эмоциями от прочитанных произведений. Площадкой для высказываний вполне может служить «гостевая» на сайте журнала (www.strannik-lit.ru). Вы можете присылать свои заметки и по почте. Лучшие отзывы будут опубликованы.

А пока – в наступающем 2016 году желаем всем незабываемых литературных впечатлений, знакомства с новыми интересными писателями и поддержания дружбы с уже полюбившимися. До новых встреч на страницах журнала!