Превращение из "археолухов" в археологи, или Романтика студенческой практики

Всем студентам известна следующая истина – от практики, как от сессии, никуда не денешься и не спрячешься! Однако я считаю, что историкам повезло. Ведь у нас самая интересная и впечатляющая практика – археологическая. К тому же, она является логическим завершением первого курса!

Мы все с трепетом ожидали практики, строили предположения, волновались. Что-то ждет впереди?.. Наконец наступил...

День отъезда

Волнуюсь. Едет много незнакомых ребят. Сойдемся ли характерами? Все-таки впереди месяц тесного общения!

Я думала, у меня будут самые большие сумки! Заботливая мама на все мои попытки хоть как-то «урезать» гардероб, аргументированно доказывала необходимость каждой вещи. Однако, когда наше такси «причалило» к родному ИСИ, я поняла, что не только меня тщательно готовили к поездке. Стало намного веселее!

Я отыскала в толпе свою подругу Риту – мы вместе коротали время до отъезда. Наконец начали загружаться. Мальчишки таскали экспедиционные принадлежности в «Газель», ехавшую вместе с нами. Туда же запихнули и объемные сумки. А вещи, нужные в пути, мы взяли с собой, в автобус. Отметились и приготовились к «полному погружению».

Попрощавшись с провожатыми, полезли в автобус. За плечами – папин рыбацкий рюкзак. Естественно, я застряла в проходе, но подруга помогла втиснуться.

Когда мы поехали, Виктор Иванович Вихляев (наш преподаватель и один из руководителей практики) после телефонного разговора, заверил нас, что в Муроме солнышко. Это обнадежило!

В дороге все обсуждали багаж, кто какую взял еду и одежду. Впереди – романтика!

24.07

Около трех часов ночи достигли Мурома, вместо обещанных семи часов утра. Всю дорогу мы с Ритой пытались уснуть, но не так-то это просто! Хотя еще одна наша подруга и сокурсница Настя, привыкшая к походной жизни, спала, как младенец. А мы даже пытались посмотреть ужастик, любезно включенный водителем.

Наконец – огни города, впереди – понтонный мост, где с нашего автобуса взяли пошлину в 250 рублей. Остановились недалеко от набережной. О сне, конечно, и мечтать не приходилось. Но когда начало светать, я не пожалела, что не сплю. Из окна, а затем уже «вживую» мы любовались розовым рассветом над покрытой туманом величественной Окой. Мы с Ритой решили не терять времени зря. Все равно нас предупредили, что автобус будет стоять здесь как минимум до восьми утра. Во-первых, потому что начальство будет нас встречать в назначенное время, а во-вторых, потому что нельзя ставить палатки, пока роса. Мы погуляли по набережной, зашли в старинный парк. Так приятно повеяло уютом русского провинциального городка!

Первое впечатление от будущего местоположения нашего лагеря – ошеломляющее. Это в буквальном смысле оказалось поле, поросшее высокой травой. Рядом – старица Оки, а на другом берегу виднеется поселок Войково (окраина Мурома).

После бессонной ночи тяжело было собраться с силами, но ободряюще светило солнышко! Опытные ребята принялись собирать и ставить палатки. Остальные тоже не сидели без дела – сортировали старые и новые спальники, надувные матрасы и т.д. Я, Настя и Рита выбрали двухместную палатку-шатер. Мы ее утеплили целлофановой пленкой. Нам выдали по два спальника (старый и новый), а «пенки»-подстилки у нас были свои.

Наше жилище мы ласково назвали «палатКа №6» (по счету она была именно шестой). Рядом разместилась «Камуфляжная улица», потому что парни, проживающие там, одевались исключительно в камуфляж. Одну из палаток ее жители, истинные патриоты, украсили российским флагом. А еще для непонятливых сделали надпись над входом: «Место для удара гАлАвой»! Наша палатка тоже выглядела не хуже – мы декорировали ее полевыми цветами, подаренными соседями, и окопали на случай дождя! Так постепенно возник целый палаточный лагерь.

Весь день пролетел в заботах: девочки мыли кастрюли, мальчики копали яму для мусора, разводили костер. На первый общий ужин на природе сварили куриный суп!

После отбоя в 23.00 лежали и обсуждали прошедший день. Мы с Риткой в шоке, Настя, как бывалый человек, пребывала в эйфории. Девчонки за этот день видели мышь и хвост змеи. Вот уж действительно первобытные условия!

В одной палатке на ночь решили спеть колыбельную, на это соседи ответили воем и словами: «Да заткнись ты!» Вообще, слышимость великолепная! Мы, например, засыпали под тщетные попытки обитателей близлежащей палатки в темноте обезвредить комара! Романтика!

25.07

День начался в шесть утра: ветер хлопал тентом нашей палатки так, что казалось, будто мы улетим, как Элли из книги «Волшебник изумрудного города».

Встали более-менее бодро. На завтрак получили гречневую кашу с тушенкой (по крайней мере, этот компонент в пище подразумевался).

Мальчишки целый день работали: обустраивали лагерь (мастерили скамейки, ездили за дровами, пока в нашем распоряжении была «Газель»). Девочки же находились в «резерве штаба главного командования» – мыли стол, собирали ежевику на компот. Наши руководители за это время побывали на раскопе – осматривали местность. Уже на завтра намечен первый великий день!

Когда делали мостки, первопроходец Пашка, помесив ил ногами, не мог отмыться. Ноги оказались в каких-то подозрительных пятнах. Выходит, озеро не самое чистое. Но я тоже
опробовала воду! На дне есть родники, остужающие воду и пыл купальщиков.

После обеда (суп с капустой и макароны с тушенкой) начался дождик – мы ринулись затаскивать и накрывать вещи. Вообще, под дождем сидеть в палатке даже весело – особенно, если она не протекает. Мы, например, с подружками распевали песни!

На вечернем сборе после ужина (рис с консервами) в торжественной обстановке поздравили Аню и Наташу с днем рождения. Начальство выдало именинницам по банке сгущенки. А также был сооружен самодельный торт. Наша «палатКа №6» преподнесла однокурснице Ане пирожное, созданное из продуктов, привезенных из такого далекого Саранска!

Кстати, этот день ознаменовался еще и возведением жен-
ского туалета. Это интимная, но очень важная деталь. Почему-то место для него выбрали близ дороги. Сама постройка представляла собой четыре хрупкие стенки из рубероида, конечно, без крыши. Остроумные мальчики-строители придумали туалету подходящее название – «Комната ужаса».

Ночью состоялся «Привальный» костер. Мы, всем лагерем собравшись после отбоя, отправились на заранее выбранную полянку – через дорогу от лагеря.

В кромешной тьме намазывали бутерброды. Получалось не всегда удачно: майонез и шпроты каким-то волшебным образом оказывались на пальцах у «официантов». В итоге импровизированный стол был все-таки «сервирован» ведром огурцов и кучей бутербродов.

Наконец все уселись вокруг костра. Первыми в руки взяли кружку с горячительным напитком старшекурсники. Каждый делал глоток и рассказывал о себе и своих впечатлениях от первых дней на практике. Ребята, уже прошедшие и огонь, и воду на раскопках в предыдущие годы, подбадривали. Первокурсники дружно выражали сомнения относительно выживания в данных условиях. Одно стало ясно – мы все теперь объединены общим бытом и единым духом.

Мы с подружками решили вернуться пораньше. Наша компания шла в густой тьме, опасаясь даже включать фонарик (все-таки неподалеку дорога). Потихоньку забрались в палатку – переоделись, легли спать. В лагере – пусто, все у костра. Только начальство где-то далеко. Страшно! Мы с Ритой лежали и дрожали, а Настя забралась в спальник с головой.

Рита: «А вдруг местные придут! У нас палатка крайняя!»

Я: «Ну, тогда давай будем молчать, чтобы не поняли, есть ли в этой палатке люди».

В этот самый трагический момент, когда мы с Ритой приготовились хранить гробовое молчание, раздалось довольно смачное посапывание со стороны Настиного спального мешка! Нам стало очень смешно. «Ну, ничего, – подытожила я, – подумают, что мужская палатка, все равно не зайдут!»

Не успели мы уснуть, как с громкими песнями и разговорами вернулась наша «неспящая» часть населения. Короче, на следующий день за шум мы, заодно с прочими, получили наряд вне очереди. Романтика!

26.07

Утром весь лагерь еле разлепил глаза. Но подъем в шесть утра никто не отменял, тем более, что это первый рабочий день.

Виктор Иванович ровно в семь утра провозгласил: «Выход на работу!» Затем, немного позже, страшное предупреждение: «Контрольная минута!» Кто не успел добежать до места сбора – получил наряд вне очереди. Кстати, рекордсмен имел десять нарядов одновременно.

Сначала по дороге, затем по вьющейся тропинке в горку мы добрались до будущего раскопа. Каждый нес свою ношу – я, например, лопату. Пока руководители (вторым нашим преподавателем и руководителем практики был Иван Митрофанович Петербургский) размечали квадраты, мы сидели без дела. Старшекурсники рассказывали, конечно, совсем «не сгущая» краски, о том, что нас, историков-новичков, ждет впереди. Главное, давали практические советы по поводу особенностей сдачи экзаменов тому или иному преподавателю. Наконец настала и наша очередь потрудиться. Мальчики копали, а девочки перебирали землю. Нашли несколько обломков керамики.

Вернулись усталые, ведь полдня провели под палящим солнцем. У меня сразу загорели руки. Мы опять купались.

В этот день дежурными по кухне были Рита и Настя, а также двое мальчишек. Под дождем почти все помогали им чистить овощи на рагу.

В пять часов приступили к выполнению наряда вне очереди. Мы всем лагерем стригли и рвали траву вокруг палаток начальства – для того, чтобы было меньше комаров. Мне об этом долго напоминала мозоль от ножниц на указательном пальце!

После обеда шел дождь. Прямо над нашим лагерем встали две радуги – вот в таких моментах и заключена прелесть жизни на природе. Романтика!

27.07

Ночью проснулись от шума дождя. Второе пробуждение стандартно в шесть утра от крика дежурного: «Подъем!»

На раскопе поработали до двенадцати – нашли обломки керамики и даже первую кремниевую пластину. Пошел дождь, мы убежали обратно в лагерь.

От дождя не удалось хорошо спрятаться. Сидели в палатках, грелись у костра, но одежда и волосы все равно промокли!

На обед подали борщ и гречку с салатом.

Приходили местные подростки – заявили, что это их территория, и мы не имеем права здесь копать! Но руководители мудро предложили им поработать с нами, чем сгладили конфликт.

Вечером сидели у костра, а потом в палатке читали книгу ужастиков, которую привез с собой «камуфляжник» Мишка. Романтика!

28.07

Встала в полпятого на дежурство. Обычно мальчик, бодрствующий всю ночь у костра, должен утром будить дежурных девочек. Так вот, Андрей в положенное время подошел к нашей палатке – стучал, дергал застежку молнии, потом отчаялся и задал риторический вопрос: «Здесь живые есть?» От этих слов я и проснулась.

Мы с Таней весь день занимались готовкой. Оказывается, не такое это простое дело варить в огромных кастрюлях на сорок человек! Хотя ключевые моменты нам подсказывала Альбина Петровна, ответственная по хозяйственной части, мы немного не рассчитали с водой – не доварили кашу. Зато, по словам очевидцев, получился очень вкусный суп с курицей!

Кстати, на раскопе за ночь похозяйничали вчерашние подростки: выдернули колышки и закопали их на одном из квадратов.

За этот день мы, дежурные, утомились. Ведь постоянное пребывание у костра – это тоже нагрузка. К тому же, когда открываешь огромную кастрюлю, приходится плакать – дым лезет в глаза. А после завтрака, обеда и ужина нужно мыть все кастрюли, украшенные сажей и с пригорелым дном! Зато можно выкроить часок для отдыха, пока все на раскопе. Романтика!

29.07

Этот день ознаменовался следующим: мы, то есть жительницы «палатКи №6», поняли, что съели все припасы и решили сходить в поселок, дабы не умереть с голоду.

Естественно, когда мы оказались в магазине, нам захотелось скупить все, ведь рацион в лагере не предполагал никаких лакомств. Мы набили пакеты шоколадками, йогуртами, печеньем и лимонадом. Однако в поселке нам встретилась местная молодежь – не обошлось без наезда.

Вечером опять сидели у костра. Из Москвы прибыло начальство с инспекцией.

Мы полночи дрожали, ожидая приезда местных, прислушиваясь к шуму мотоциклов на дороге. «Камуфляжники» забыли около нашей палатки дубинку, которую вытесали из полена для самообороны. Романтика!

30.07

Наконец обнаружили нечто существенное! Подобрались к городищу. Нашли скребок и «развал» горшка.

Небо просветляется, мы с Риткой даже осмелились помыть головы, погрев воду на костре.

Мы, жительницы «палатКи №6», и «камуфляжники» отправились за грибами. Перешли дорогу и поле, следуя к лесу. Но там были только заросли травы и болото! Сфотографировались на этом фоне и повернули на дорогу. Добрели до Оки и обнаружили огромные горы песка – атаковали их! Особые экстремалы Настя и Миша скатывались с этих гор. А мы с Ритой собирали ракушки. Купаться никто не решился – только Настя, закатав штаны, побегала в холодной воде. По дороге назад собрали букеты и довольные вернулись!

На ужин была недоваренная гречка с салатом, но все восполнила кружка кофе со сливками (приобретено в местном магазине), выпитая у костра. Романтика!

31.07

Еле встали – уже хронический недосып. На завтрак был вкусный плов, приготовленный третьекурсницами.

На раскопе приступили к новым квадратам. Верхний слой – он трудный самый! Ведь дерн опутан корнями растений! Причем сложно не только непосредственно копать, но и перебирать. Правда, я нашла бусинку! Хоть она, скорее всего и современная, но ее положили в «отдельные находки», а меня похвалили за внимательность.

Я поспорила с Андреем, Мишкой и Петькой на то, что они весь вечер не будут употреблять нецензурную речь. Для двоих испытание оказалось непосильным (по условиям пари, на следующий день будут подавать мне чай прямо в палатку), а выигравшему Петру пришлось мне свою сгущенку отдавать!

Вечером местные подожгли нашу «Комнату ужаса». Наши мальчишки в это время спокойно играли в карты. Затем побежали тушить. Короче, туалет оправдал свое название!

После ужина мы с девчонками у костра играли в карты на желания – ходили на корточках со словами: «я – луноход»! Романтика!

1.08

На раскопе нашли скребки (из кремниевой породы), ножевидные пластины, керамику.

Мы снова ходили в магазин, а по возвращении увидели местных, жарящих сосиски неподалеку от лагеря. Они настойчиво «просили» у дежурных дрова и еще что-то подобное. Все наши девчонки попрятались по палаткам. Руководители вызвали милицию, и местные ретировались.

Ночью было очень страшно – все-таки наезд от местных мог продолжиться! Правда, мальчишки, готовившиеся отмечать День десантника, около нашей палатки пели песни! Романтика!

2.08

Через полторы недели походной жизни перестаешь быть похожим на человека. Руки в мозолях, израненные. Лицо серое, ведь когда перебираешь землю, пыль летит прямо на тебя. Зато романтика!

На раскопе нашли много костей. Интересно, чьи они? В лагере тоже произошел забавный случай: Пашка в темноте (дело было вечером) полез в палатку. Ему показалось, что червячок, находящийся там, большеват. Он выскочил, как ошпаренный! А ужик оказался совсем маленький!

Мы ходили гулять на Оку, но, опасаясь местных, быстро вернулись. Романтика!

3.08

Мы дежурили с Ритой. Нас разбудили в полпятого – это была настоящая пытка! Зато целый день провели в лагере. На завтрак варили рисовую кашу, а на обед – щи, которые всем понравились. Приятно!

Уехало несколько старшекурсников – так подсказали обстоятельства. Немного грустно расставаться.

Вечером случилось интересное событие. А если конкретно, археологическая свадьба. После ужина объявили о сборе около одной из палаток. Невесту нарядили в простыню – на голове венок из полевых цветов и в руках что-то наподобие свадебного букета. Жених тоже отличался экстравагантностью – камуфляж, берцы, соломенная шляпа и носок вместо галстука! Именно в таком виде его поднесли на плечах свидетели к палатке невесты, которую спрятали под тент. Выкупáли первые два шага долго: все друзья жениха разыскивали по карманам мелочь. В итоге, примерно за семь рублей, продвинулись поближе. Затем на носилках притащили «деда» жениха, который своей умиляющей «старостью» помог сделать еще два шага. Ну а после – будущий «муж» поразил всех умением петь на французском языке и получил право увидеть невесту. В это время подъехал свадебный лимузин, странно напоминающий обыкновенные носилки с «рабами». Невесту погрузили, жениха посадили на плечи и торжественно, под общий хохот «повезли» к месту расписки. «Брачующиеся» поклялись, что «до конца раскопок будут пить из одной кружки и стирать друг другу носки», обменялись кольцами-бубликами и на этом церемонию завершили. Романтика!

4.08

Встала достаточно бодрая. На раскопе, как обычно, была на подборке (перебирала землю). Сидели у костра. А уже за полночь к нам в «палатКу №6» пожаловали «камуфляжники».

Мучил только один вопрос: «Когда же мы выспимся?» Романтика!

5.08

С раскопа ушли раньше на полчаса из-за дождя. После обеда отправились было гулять на Оку, но долго не выдержали  – поняли, что очень хочется спать. К тому же надо было копить силы – ведь впереди ПОСВЯЩЕНИЕ В АРХЕОЛОГИ!

В шесть часов вечера всем новичкам завязали глаза. В таком состоянии старшекурсники водили нас хороводом по лагерю, «изобретая» какие-то неведомые доселе препятствия: то нагнуться, то перешагнуть! А затем для полного счастья еще и накормили «вкуснейшей» кашей, горчившей «не по-детски». После этого мы выполняли желания толпы, требующей «хлеба и зрелищ». Одни ели яблоки наперегонки, другие бегали до «Комнаты ужаса» и обратно (а это немалое расстояние, поверьте!). Наконец после всех испытаний мы получили обещанный приз – раскопали бутылку с посланием, в котором черным по белому значилось, что «из «археолухов» мы превратились в археологов»! Дождались! На «закуску» – проходили через веревочную «паутину», заранее приготовленную заботливыми старшекурсниками. Романтика!

6.08

Кругом туман! И не только в природе, но и в мыслях. Ведь именно в этот день нас покинула часть первокурсников, уже прошедших половину практики в Севастополе. Ничего! Зато всем желающим теперь можно занять палатки получше, а также получить еще по одному спальнику! Романтика!

7.08

На раскопе начали новые квадраты. По возвращении с работы я искупалась – холодно, зато свежо!

С этого дня ночные дежурства упразднили, а также теперь работали по парам – мальчик и девочка. Таня, как первопроходец, с задачей справилась – суп вкусный получился!

Настя с местными детьми ходила в лес за грибами. Нашли несколько подберезовиков. А еще видели на дереве пальто с пчелиным роем. Романтика!

8.08

Ходили купаться на соседнее озеро – красота!

Брр-р-р!

И... романтика!

9.08

Страшный дождь. На раскопе были только два часа. А еще простудилась дежурная Рита! Мы с Настей помогали ей готовить. Раздавали еду под проливным дождем! Позже оказалось, что начальство наш подвиг оценило – нам выдали по банке сгущенки. Романтика!

10.08

День начался со звучного окрика Виктора Ивановича – оказалось, что дежурный Саша проспал подъем. Тут я с ужасом поняла, что тоже дежурю! А на часах – шесть утра. Каша не готова, костер не разведен!

Правда, все вокруг были довольны – подольше поспали. А мы, как безумные, носились по «кухне».

На соседнем озере разбили лагерь археологи из Самары. Среди них, в основном, аспиранты. Вечером некоторые приходили знакомиться, приносили гитару.

После отбоя вместе с «камуфляжниками» съели честно заслуженную сгущенку. Романтика!

11.08

В шесть утра встали, хоть моросил дождик. Позавтракали. Здесь Виктор Иванович сказал коронное: «Выход на работу!», а затем, после внушительной паузы, добавил: «...откладывается до особого распоряжения».

Ходили на раскоп после обеда. Насте поручили копать ямку. Она так увлеклась, что ушла на глубину в полтора метра. На дне нашла косточку. Романтика!

12.08

Утром встали еле-еле. Настя как дежурная готовила пшенную кашу.

На раскопе зачищали и брали новые квадраты. Народа уже мало (старшекурсники потихоньку отбывают), зато самарские археологи заполонили соседний раскоп. А подъем-то у них позже на час!

Лешка нашел в окрестностях раскопа грибы. Он во время перекура решил запастись провизией! Кстати, он их потом пожарил и отважно съел!

«Камуфляжники» переехали в освободившуюся четырехместную палатку. Теперь мы будем ходить к ним в гости! Мальчишки боялись, что мы придем ночью, вооружившись зубной пастой. Поэтому они соорудили сигнализацию – привязали тарелку с ложкой ко входу. Другой способ – привязать руку к застежке-молнии. Правда, приготовления были напрасны. Мы так крепко спали!

А вот Антона, немножко провинившегося, не спас даже дневной свет. Пока он почивал после обеда, мы намазали его губной помадой. Романтика!

13.08

Ценная находка - горшок эпохи Это был воистину великий день! Наконец действительно стоящая находка. В яме обнаружили горшок. С помощью совочков и кисточек его аккуратно извлекли из земли. Оказалось, что горшок (кстати, среднего размера и с орнаментом) принадлежит к эпохе бронзы (следовательно, ему – четыре тысячи лет, а особенно важно то, что сохранился горшок целиком). До лагеря его торжественно несла в руках начальница раскопа Дина.

После обеда мы с Ритой в первый раз выбрались в Муром. Мишка, увидев нас перед выходом, с недоумением спросил: «Девчонки, вы что такие чистые?» Просто все уже забыли, что такое городская одежда и хорошо вымытые руки.

Мы с Ритой дошли до остановки в близлежащем поселке и сели в автобус. Какое-то необъятное чувство радости охватило нас обеих, когда мы очутились в цивилизации! Муром в целом произвел впечатление внешне обшарпанного, бедного, но при этом зеленого и уютного небольшого городка. Мы доехали до торгового центра, где
разыскали сувениры (главная цель нашей поездки) и кучу блестящих заколочек, колечек и прочей девичьей радости. Мы поспешили убраться из магазина, так как денег осталось только на «хлеб насущный». Поблизости набрели на киоск со вкуснейшими (особенно с голодухи) пирожками! Сразу купили по два (с копченой колбасой, курицей и сыром, а также ежевикой и персиком), отчего стали счастливыми и довольными!

После отбоя мальчишки жарили картошку на костре и нас угостили. Какой сытый день! Романтика!

14.08

Ходили на раскоп – выглянуло солнышко! Мы снова ездили в Муром – забирать фотографии (получились забавные!), закупились слойками! Какое приятное дополнение после ужина! Романтика!

15.08

Ура! Сегодня наш день – День археолога!

Встали в семь утра – довольные, так как вместо раскопа нас ожидала экскурсия по Мурому. Все вместе отправились на остановку, сели в уже знакомый восьмой автобус и добрались до города. Обнаружили краеведческий музей, затем вместе с экскурсоводом посетили три старинных монастыря. Насколько неухоженным кажется сам город, настолько великолепны и ухожены монастыри. Радуют глаз цветники. А самое главное, многие ощутили благодать – в душе воцарились спокойствие и легкость!

Вернувшись, все девочки занялись готовкой. Наконец торжественный стол был накрыт. Вот поистине праздничный ассортимент для голодных археологов: «очень мясной суп» на первое, далее на второе – винегрет, салат из помидоров и огурцов, бутерброды с сырной закуской, колбаса, копченая рыба. А на десерт – два вида тортов, арбузы и вино. Наконец-то наелись! Начальство, которого, кстати, было больше, чем студентов, говорило тосты! Пели песни! Романтика!

16.08

На раскопе занимались генеральной зачисткой, копали оставшийся квадрат и начали «двигать» отвал. Нас отпустили пораньше и мы, вернувшись в лагерь, помогали Рите дежурить.

Вечером гуляли, сидели у костра. Романтика!

17.08

«Двигали» отвал (частично засыпали раскоп). За хорошую работу Виктор Иванович отпустил нас раньше на полчаса.

Прибыло много начальства и просто гостей. Все восхищаются нашей выдержкой!

Мальчишки устроили себе «банный» день – с криками прыгали с мостков!

На обед был борщ, а на ужин даже пекли оладушки! Романтика!

18.09

Как быстро пролетело время! Вот уже наступил прощальный «отвальный» костер. Нас осталось двенадцать «черных» копателей (вполне легальных, изрядно потрудившихся и ужасно грязных), среди которых только два старшекурсника. Как много мы пережили вместе! Как много узнали друг о друге! Как сплотились! Все это мы перечислили, когда пустили по кругу кружку с лимонадом. Местные подростки принесли из дома блины, огурцы, помидоры. На костре жарили сосиски. Рассказывали анекдоты.

Затем подошло наше начальство, гостившие у самарцев (у них, кстати, в этот вечер было посвящение), и тут же организовало большой костер. Поставили лавочки, мы сели по кругу. Кто пел, кто разговаривал. А я до сих пор, когда закрываю глаза, ясно вижу золотистые искры на фоне черного бархатного неба! Романтика!

19.08

После завтрака занялись сборами. Вытащили сумки из палатки, сложили оставшиеся вещи. Просушили палатку под ярким, еще летним солнышком, сложили ее.

Помогали дежурным готовить, мыли посуду.

Сидели на сумках почти два с половиной часа, прежде чем прибыл автобус и начальство с нашей зарплатой. Наконец нас рассчитали, и мы погрузились.

Местные подростки махали нам руками и подаренными им банданами. Даже, кажется, плакали.

Мальчишки, чтоб вернуться, закопали свои миски и кружки!

Было чувство, что никуда не уезжаю... Романтика!