"И подвиг их живет в людских сердцах..."

В 1941–1945 гг. на фронтах Великой Отечественной войны были и те, чье предназначение от природы – творить и созидать. Но недаром сказал великий русский поэт Н.Некрасов: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» Поэтому, когда беда пришла на родную землю, вместе со всеми в борьбу за ее освобождение активно включились и деятели искусства – музыканты и поэты, актеры и архитекторы. Война в их судьбе стала важным этапом, сформировав в их душе высокие нравственные качества, помогла понять главное в жизни, надолго определила темы и сюжеты в их творчестве.

Важной страницей в истории отечественного Союза художников является творческое наследие участников событий тех далеких трагических лет, и среди них – уроженцы Мордовии: В.Д.Хрымов, В.П.Харламов, Е.А.Ноздрин, А.А.Мухин, А.И.Коровин, М.И.Нефедов, П.Ф.Рябов, Н.М.Обухов, А.С.Самарин, Н.И.Названов, В.Д.Илюхин, М.М.Матюнин, И.И.Сновальников, В.П.Хлынов,  Б.И.Росленко-Ридзенко, В.М.Тихонов, Д.И.Писчасов, А.А.Булычев, В.В.Козочкин, В.И.Баранов, Н.Н.Сулейманов, Ф.И.Лутонин.

Прошло шесть десятилетий с того памятного всем дня, когда отгремели последние залпы. Не всем из художников Мордовии – участников войны – суждено отпраздновать великий день 9 Мая в этом году. Но чем дальше от нас война, тем величественней подвиг, который они совершили со всем советским народом. И тем острее интерес к их юности – юности, опаленной войной.

Так, непростой оказалась военная судьба Виктора Дмитриевича Хрымова (1908–1958) одного
из организаторов Союза художников в Мордовии, участника боев на Ленинградском и Прибалтийском фронтах. Будучи рядовым 31 гвардейского Краснознаменного стрелкового полка, 20 августа 1941 года он попал в засаду, был взят в плен и отправлен в концлагерь в городе Шяуляй. В августе 1944 года В.Хрымову удалось бежать из плена и скрываться до прихода Советской Армии в Риге, где он работал грузчиком при складах типографии. Активно сотрудничая с рижским подпольем, В.Д.Хрымов неоднократно участвует в антифашистских операциях. После освобождения Прибалтики он подвергся тщательной проверке советскими спецслужбами. Чтобы достойно пройти через все эти жестокие жизненные испытания, будущему художнику нужны были стойкость духа и мужество. Но невзгоды закаляют характер, делают человека сильнее. После окончания войны В.Хрымов с успехом учится в Академии художеств в Ленинграде, занимается творчеством, ведет активную работу в местном Союзе художников, пропагандирует искусство среди населения. Имя и творчество этого выдающегося мордовского живописца, общественного деятеля, прошедшего школу жизни на фронтах Великой Отечественной войны, прочно вписано в историю изобразительного искусства нашей республики.

А.А.Мухин.Между боями. 1944 г.Один из старейших художников Мордовии Александр Андреевич Мухин (1919–1994), ученик И.С.Горюшкина-Сорокопудова, был мобилизован в армию в 1939 году, во время войны участвовал в боях под городами Гродно и Могилев. В 1943 году А.Мухин после ранения вернулся в Мордовию, где вступает в члены Союза художников и сразу же включается в творческую жизнь республики, работая над созданием серии графических портретов «Герои фронта и тыла» (1944). Его рисунки карандашом хранятся в настоящее время в коллекции Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея. В портретах своих однополчан художник запечатлел людей различных воинских званий: капитанов, лейтенантов, рядовых. Образы фронтовиков предстают, словно ожившая история времени, опаленного войной. Так, на листе «Между боями» (1944) два полевых командира изображены в момент кратковременной передышки между наступлениями.
В лицах героев прочитывается мужество и спокойная уверенность в неизбежности победы.

9 мая 1945 года художник пишет небольшой пейзажный этюд – мажорный по характеру, в искусстве Мордовии он становится своеобразным символом окончания военного времени.

А.Мухин был награжден медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Замечательный мордовский живописец и педагог Петр Федорович Рябов (1910–2000) находился в рядах Советской Армии с 1938 года. Во время Великой Отечественной войны лейтенант П.Рябов был командиром огневого взвода. Во время затишья между боями он увлеченно рисовал. Главными героями его рисунков и набросков стали однополчане, чаще всего – простые солдаты, охотно позировавшие художнику и по воле случая, вошедшие в историю, оставшись в ней навеки молодыми на листах из полевого блокнота, чудом уцелевших в солдатском вещмешке. Эти скромные рисунки имеют сейчас большую ценность, являясь в первую очередь документами героической эпохи. Они несут дыхание жизни и войны, невольно становясь полноправными свидетелями событий. Летом 1945 года П.Рябов стал участником боевых действий на Дальнем Востоке и был награжден медалью «За победу над Японией». После демобилизации в 1946 году художник-фронтовик приезжает в Саранск на постоянное место жительства. Вспоминая войну, он пишет «Автопортрет в гимнастерке» (1948) и «Мальчика, пережившего блокаду» (1946) – образы очевидцев трагического времени. В настоящее время обе работы хранятся в Мордовском музее изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи, входя в состав немногочисленной изобразительной летописи о войне в мордовском искусстве.

Живописец Александр Сергеевич Самарин (1925–2001) с 1943 находился в рядах действующей  армии в звании сержанта. Участвовал в боях, трижды был ранен. А.Самарин был награжден знаком «Отличный артиллерист», орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Кеннигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «20 лет Победы в Великой Отечественной войне». В 1946 году, демобилизовавшись из рядов Советской Армии, приехал в Саранск. Начиная с 1954 года, А.Самарин – участник почти всех местных республиканских выставок. В последние годы своей жизни он пишет триптих «Великая Отечественная война» (2000), ставший своеобразным отчетом о главном событии в жизни художника-фронтовика, о войне, не покидавшей все эти годы его мыслей.

После окончания Пензенского художественного училища в 1940 году был призван на действительную военную службу Евгений Алексеевич Ноздрин (1920–1997). С 1940 по 1946 гг. в звании старшины служил на Тихоокеанском флоте, где организовал изостудию при флотском экипаже с преподаванием курса живописи по программе училища. В 1943 году матрос Е.Ноздрин был принят в Союз художников. 9 мая 1945 года он встретил во Владивостоке. В июле 1945 года его большая работа «Проводы тихоокеанцев на фронт» экспонировалась на победной выставке всех флотов в Москве, где получила диплом I степени и премию И.Е.Репина. Кроме нее, Е.Ноздрин – автор ряда живописных портретов моряков, а также выразительных зарисовок пейзажей тех мест, что ему удалось посетить, людей, с которыми он встречался в военные годы.

Е.Ноздрин бывал в творческой командировке в Японии, Северной Корее и Китае. Награжден медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией». Произведения художника Ноздрина, включая групповой портрет ветеранов, Героев Советского Союза «9 Мая» (1972), находятся в фондах Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи, Мемориальном музее военного и трудового подвига в Саранске, Алатырском художественном музее, Дальневосточном музее изобразительных искусств во Владивостоке.

Среди художников-фронтовиков, чья жизнь и творчество были связаны с Мордовией, следует упомянуть имя Ивана Ивановича Сновальникова (1905–1995). С октября по декабрь 1942 года он воевал на Северо-Кавказском фронте под Майкопом. За участие в боях во время Великой Отечественной войны художник был награжден медалью «За победу над Германией».

В его творчестве тема военных лет нашла свое небезынтересное воплощение. Так, в 1946 году он пишет картину «Мужики», посвященную героям тыла, простым советским гражданам, которые своим самоотверженным трудом приближали победу. Само полотно до нашего времени не дошло, но сохранилось его словесное описание в газете «Красная Мордовия» в статье о республиканской выставке живописи и скульптуры «Слово зрителя» К.Белоноговой от 9 марта 1946 года: «Сколько правды, душевной теплоты вложил в нее (картину) художник. Августовская пора. Вдоль столбовой дороги движется «Красный обоз», сопровождаемый крестьянскими мальчиками – подростками. Художник умело изобразил несколько фигур на переднем плане. Двое из них деловито разговаривают, они чувствуют себя вполне взрослыми. Их отцы и старшие братья ушли защищать Родину, а они должны помогать им в тылу. Теперь они – большая опора в семье. Это настроение вполне удалось передать художнику». Полотно И.Сновальникова заслужило хороший отзыв местной критики, а также – внимание зрителей.

В последующие годы художник работал в редакции газеты «Советская Мордовия», иллюстрировал очерки, рисуя политические карикатуры на международные темы.

Борис Игнатьевич Росленко-Ридзенко (1908–1971) являлся главным художником театра оперы и балета в Саранске (1940–1948), позже работал в Мордовском республиканском театре драмы, где оформил более 20 спектаклей, среди них – «Нашествие». В 1942 году он стал членом Союза художников Мордовии. С 1946 по 1951 год был его председателем, вел активную работу.

В 1943 году Б.Росленко-Ридзенко находился в творческой командировке на фронтах Отечественной войны под Ржевом, на Орловско-Курской дуге, на Брянском фронте. В ходе поездки по районам боевых действий им было сделано много зарисовок и набросков разрушенных городов, пейзажей мест боев, участников сражений. Но, к сожалению, в настоящее время этот ценнейший материал почти полностью утрачен. В последующие годы художник неоднократно писал тематические картины, в том числе – на военную тему, например, не сохранившуюся «Жертва фашизма».

В 1945 году Верховным Советом СССР художник театра Б.Росленко-Ридзенко был награжден медалью «За доблестный труд в Отечественной войне».

Имя лауреата Государственной премии МАССР, народного художника Мордовии, народного художника России Владимира Дмитриевича Илюхина (р.1923), прошедшего фронтовыми дорогами всю Европу, хорошо известно в Мордовии. Его учебу в Ленинградской средней художественной школе при Академии художеств прервала война. В 1942 году он получил подготовку в Учебном артиллерийском центре, позже участвовал в боях на Карельском и 1-м Украинском фронтах, в штурме Берлина, где расписался на фашистском рейхстаге, освобождал Прагу. Дважды был ранен, уволен в запас в звании старшего техника-лейтенанта. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, «Знак почета», медалями: ««За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

В память о войне живописцем В.Илюхиным были созданы портреты ветеранов В.И.Филимонова (1985) и Н.А.Александрова (1989), неоднократно участвовавшие в выставках и снискавшие самые одобрительные отклики прессы и зрителей.

Живописец-пейзажист, выпускник Пензенского художественного училища Василий Петрович Харламов (1921–1993) участвовал в Великой Отечественной войне в звании лейтенанта, командовал пехотным взводом, сражался за Москву. В 1943 году он был награжден орденом Отечественной войны II степени.

В его творчестве принципиально отсутствовало воспоминание о войне, его пейзажи прославляют жизнь, гармонию природы. Они мажорны и свежи, заряжая зрителя оптимизмом, восхищением красотой окружающего мира.

А.И.Коровин.Набросок солдата.1940-е гг.Художественная летопись нашего края немыслима без участника Великой Отечественной войны народного художника Мордовии графика и живописца Александра Ивановича Коровина (1924–2003), служившего в воздушно-десантных войсках радистом и награжденного орденом Отечественной войны I степени.

Также как и В.П.Харламов, А.И.Коровин избегает изображения войны, его произведения, посвященные историческим событиям, не связаны с трагическими событиями 1941–1945 гг. Справедливости ради следует отметить, что и его искусство не обошлось без работ на военную тему, хотя они явно носят эпизодический характер.

В самом начале Великой Отечественной войны добровольцем записался в рабочий батальон скульптор Михаил Иванович Нефедов (1907–1963). Но в конце 1942 года после тяжелого ранения он был демобилизован из армии. За период с 1946 по 1960 год М.Нефедов создал много интересных произведений, среди которых памятник героям Великой Отечественной войны Боронину и Ветвинскому в г.Алатыре (1948) и памятник герою боев у озера Хасан И.Пожарскому в Ардатове (1947).

Скульптор Николай Михайлович Обухов (1924–1988) – ветеран Великой Отечественной войны – находился на фронте с 1942 по 1945 год, был ранен, принимал участие в освобождении Венгрии, Австрии, Румынии, закончил свой ратный труд освобождением Чехословакии. Был старшим сержантом – командиром орудия. Награжден медалью «За победу над Германией».

Н.М.Обухов стал, пожалуй, единственным художником-фронтовиком, уроженцем Мордовии, который последовательно воплотил в своем творчестве тему войны в образе солдата. Ему посвящена целая глава в изобразительной летописи Великой Отечественной войны в мордовском искусстве. Обухову принадлежат многочисленные памятники и обелиски, посвященные войне и сооруженные в районах республики. Пережив трагические годы на фронтах, Н.М.Обухов сумел «переплавить» весь свой нелегкий эмоциональный опыт в художественные образы, создав по-настоящему монументальные по форме и торжественно-драматичные по звучанию произведения, согретые личными переживаниями автора-фронтовика.

Наряду с художниками-фронтовиками свой вклад в победу внесли будущие художники, трудившиеся в тылу. Живописцу Александру Алексеевичу Булычеву в начале войны исполнилось 13 лет. Он родился 1 октября 1928 года в селе Усыскино Рузаевского района в семье крестьянина. В 1939 году вместе с родителями переехал в поселок Фрязино Московской области. По воспоминаниям художника, он вместе с другими ребятишками сбрасывал с крыш домов горящие бомбы. В 1942 году вместе с матерью, добровольно работавшей в военном госпитале, Александр был эвакуирован на родину. Здесь он работал в колхозе, пахал землю. Работали за трудодни. Дети помогали взрослым. На станции Хованщина заготавливали дрова для трудового фронта. Как и для большинства людей в годы Великой Отечественной войны, на долю Александра Алексеевича выпало много испытаний. Он награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Тема войны и впоследствии волновала художника, найдя свое отражение в его полотне «Освобождение» (1964).

В годы Великой Отечественной войны и в глубоком тылу шла активная творческая жизнь. Местные мастера, ряды которых пополнили художники, прибывшие в Мордовию в эвакуацию, вдохновляемые всеобщим патриотическим порывом, посвящали свое искусство общей задаче – приближению долгожданной Победы. Большое общественное значение имела организация художественных выставок в Саранске. Так, в статье «В союзе художников Мордовии», опубликованной в «Красной Мордовии» 20 мая 1942 года, корреспондент С.Колганов пишет о подготовке выставки «Мордовский народ в дни Великой Отечественной войны против немецких захватчиков», открытие которой планировалось к традиционному празднику – дню Красной Армии. Высокая посещаемость выставок жителями республики ярко свидетельствовала о возросшем интересе зрителей к произведениям изобразительного искусства, посвященным современным событиям и находившим отклик в сердцах советских людей. Видя огромный интерес к своему творчеству, художники острее ощущали причастность к грандиозной исторической эпохе, стараясь своим творчеством служить Отечеству. И это служение приносило им огромное моральное удовлетворение, делая их произведения общественно значимым и необходимыми людям.

Художники Мордовии – и те, кто участвовал в боях, и те, кто творил в тылу, за годы войны накопили ценный житейский и художественный опыт. Их творчество ярко отразило характерные веяния времени, сумев стать актуальным, превратившись в настоящий документ трагической и вместе с тем величественной эпохи, свидетелями которой им посчастливилось стать.

Идут годы... Уже шесть десятилетий прошло с тех пор, как отгремела Великая Отечественная война. Художники-фронтовики продолжают вписывать в летопись военных событий свои строчки.