Их голос так дивно звучал...

Мила МЕЛЬНИКОВА

 

Популярное стихотворение «Средь шумного бала...» родилось у Алексея Толстого под впечатлением случайной встречи с прекрасной незнакомкой. Однако поэтические строки «...Их голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал» с полным основанием можно отнести к мордовским певцам Раисе Беспаловой и Дмитрию Еремееву. Ещё один талантливый уроженец Мордовии Илларион Яушев, будучи уже артистом прославленного Большого театра, отмечал незаурядные вокальные способности своих молодых коллег Раи и Димы. Им доводилось несколько раз выступать вместе в Саранске и Казани.

Беспалова и Еремеев заслужили широкое признание ещё в 1950–1970 годы. Вчерашние выпускники национальной оперной студии Саратовской консерватории сразу громко заявили о себе, выступая в ансамбле песни и танца «Умарина», концертных программах республиканской госфилармонии, играя в музыкальных постановках местного профессионального театра. В 1960–1980 годы их выступления нередко транслировались по Всесоюзному радио.

Из любопытства я нашла в интернете несколько аудиозаписей Дмитрия Еремеева и Раисы Беспаловой и была поражена. Слушая те, далекие от технического совершенства, записи, невольно ощущаешь необычайную красоту и проникающую до глубины души мощь неповторимых голосов этих артистов.

Могла украсить сцены лучших театров

Как отмечают очевидцы, Беспалова с одинаковой легкостью справлялась с партиями и сопранового диапазона (главные роли в опереттах «Веселая вдова» Ференца Легара, «Сильва» и «Марица» Имре Кальмана), и меццо-сопрано (Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе), и контральто (княгиня в опере Александра Даргомыжского «Русалка»), исполняла романсы русских и зарубежных композиторов, мордовские народные песни.

О незаурядном даровании Раисы Макаровны писала центральная пресса. Даже весьма искушенные знатоки вокального мастерства утверждали: как певица и актриса Беспалова могла бы украсить сцены лучших столичных театров, и не только в нашей стране.

Кстати, сразу после консерватории ей предлагали остаться в Саратовской опере, но Беспалова решила вернуться в Мордовию, хотя в Саранске тогда ещё не существовало музыкального театра. А она, выросшая в обычной сельской семье, с раннего детства грезила о театральной сцене.

Её отец Макар Фомич, по воспоминаниям односельчан, отлично пел русские и эрзянские песни под собственный аккомпанемент на балалайке. Мама, Крестиния Силантьевна, тоже любила петь. И их дети унаследовали творческие задатки. Младшая Рая не только прекрасно декламировала стихи, играла на гитаре, танцевала, но и активно участвовала в постановках школьного драмкружка.

Эрзянская Жанна д'Арк

Но сначала она мечтала связать судьбу с хореографией. В 15 лет вместе с подружкой даже ездила поступать в саранскую балетную студию. Но пока сельские школьницы добрались до города, приём в студию завершился.

После десятилетки Раиса решила посвятить себя драматическому искусству, поехала с документами в Москву, в институт им. А.В. Луначарского. И там, на вступительных испытаниях, кроме выразительного чтения стихов, она между делом исполнила популярную песню о трёх танкистах. Услышав её необычайно сочный, от природы поставленный голос, члены приёмной комиссии порекомендовали Беспаловой: «Девушка, Вам с Вашими данными нужно в консерваторию».

Ни члены экзаменационной комиссии, ни педагоги в консерватории, ни коллеги, уж не говоря о посторонних, не догадывались о тайне Раисы Макаровны, о которой знали лишь самые близкие люди. В юности она простыла. Спали на полу, от двери дуло и её сильно просквозило. Про лечение тогда никто не думал. Руки, ноги целы, голова на месте. Ну и ладно. Однако с тех пор одно её ухо практически ничего не слышало. Но признаться в этом она стеснялась. А физический недуг, как ни странно, не помешал ей стать артисткой.

Особый резонанс в конце 1950-х произвела музыкальная драма Леонтия Кирюкова «Литова», где главную героиню сыграла Раиса Беспалова. «Успех этого спектакля, – писали журналисты, – во многом определялся выразительным образом отважной эрзянской Жанны д'Арк, который создала артистка Беспалова. Её чудный голос, проникающий в душу, тёплый, лиричный, свое-
образная манера исполнения покорили всех поклонников оперного искусства сразу и навсегда». С тех пор саранская публика шла в театр именно на Беспалову.

Идеальная на сцене и чуткая в общении

– В начале 1970-х, после четвертого курса Саратовского мединститута, меня направили на стажировку в Мордовию, – вспоминает хирург-эндоскопист Нина Исаева. – В свободное время я, поскольку сама с детства увлекалась музыкой, купила билет в саранский театр на оперетту Кальмана «Сильва». Признаюсь, ничего сверхъестественного увидеть и услышать в провинциальном театре я не ожидала. К нам-то в Саратов нередко приезжали оперные знаменитости. И тут вдруг меня совершенно потрясла исполнительница роли Сильвы Раиса Беспалова, её безупречная вокальная и сценическая культура, ровность тембра и звуковедения, её кристальной чистоты меццо-сопрано, наполненное хрустальной прозрачностью и нежностью... Я поняла, что в Саранске есть замечательная артистка, чьим талантом и мастерством можно бесконечно наслаждаться. Ещё большим сюрпризом для меня оказалось продолжение этого знакомства, – рассказывает Ни-
на Акимовна. – Оценив свои силы, я подумала, что без отрыва от обучения в ординатуре мединститута сумею освоить технику вокального искусства, и поступила в Саранское музучилище. А придя на первый урок по специальности, я вдруг узнала, что моей наставницей будет та самая изумительная Сильва. И как педагог Раиса Макаровна меня поразила не только высочайшим профессионализмом, но всем своим поведением, существованием. Она обладала удивительным врожденным благородством, при этом держалась со всеми легко, непосредственно, предельно корректно, никогда ни о ком не говорила плохого, что нечасто наблюдается, особенно в творческой среде.

– Я очень благодарна судьбе за счастье – близко общаться с Раисой Макаровной, – признаётся ещё одна ученица Беспаловой, народная артистка Мордовии Людмила Ганина. – Для нас, молодых деревенских девчонок, она служила идеалом женственности, королевской стати и достоинства. Хотя она тоже родилась и выросла в селе. Идеальная артистка, образец сценического профессионализма! Личность! Но при этом в жизни Раиса Макаровна была удивительно чутким, искренним человеком, очень внимательным по отношению к нам, студентам. Чего скрывать, в бесшабашные студенческие годы мы и занятия, случалось, прогуливали, и домашние задания не всегда выполняли. Но только не уроки Раисы Макаровны! Что бы ни происходило, к Беспаловой я всегда летела как на крыльях, зная, что получу бесценный заряд её невероятной душевной энергии.

Преподавать в училище Беспалова начала, ещё будучи солисткой театра. Сейчас сложно выяснить, что заставило успешную, востребованную 48-летнюю артистку расстаться со сценой, о которой она мечтала с детства. Зато студентам Саранского музучилища безгранично повезло учиться и взрослеть под руководством такой наставницы.

К слову, в училище тоже ставились оперные спектакли. И Раиса Макаровна в них участвовала вместе с начинающими, «зелёными» исполнителями, лучше всяких назидательных теорий являя пример истинного профессионализма и преданного служения искусству.

«У нас нет тайн от коллег»

Таким же внимательным, деликатным наставником запомнился студентам и Дмитрий Еремеев, пять лет преподававший в Саранском музучилище им. Л.П. Кирюкова, а затем – более десяти лет на кафедре народной музыки Мордовского госуниверситета.

– Когда мы поступали в вуз, Дмитрий Иванович нас всех консультировал, – вспоминает артист Музыкального театра им. И.М. Яушева Михаил Олькин. – В свои 17 лет мы ведь собственным голосовым аппаратом управлять не умели, перед вступительными испытаниями, понятно, мандражировали, ещё больше зажимались. А Дмитрий Иванович нам подсказывал, как освободить связки, делился другими вокальными хитростями. Меня, признаюсь, всегда удивляло: как ему, обладавшему голосом высокого тенорового тембра, удается создавать такое мощное звучание. К сожалению, я не попал на курс к Еремееву, но мне очень хотелось понять секрет его вокального мастерства. И когда выпадало свободное время, я приходил на его занятия с другими студентами. Дмитрий Иванович никогда не возражал, говорил: «Да, оставайся, конечно. У нас никаких тайн от коллег нет». И потом, когда мы сдавали выпускной госэкзамен по вокалу, Дмитрий Иванович был среди членов комиссии. То радушие, с каким он слушал, придавало мне столь необходимую уверенность в собственных силах и умении...

– Годы учебы в университете до сих пор вспоминаю с благодарностью, – соглашается однокурсница Михаила Олькина, Наталья Мельникова, которой повезло учиться непосредственно у Еремеева. – Дмитрий Иванович не просто был великолепным исполнителем с отличной консерваторской школой, он старался максимально раскрыть способности каждого из нас, для каждого предельно внимательно подбирал репертуар, учитывая различные индивидуальные особенности нашего характера, темперамента и т.д. Пожалуй, он понимал нас лучше родных мамы и папы и всегда по-отечески интересовался нашим самочувствием, настроением...

Семейный союз творческих
индивидуальностей

Наверное, такое отношение к ученикам Раисы Макаровны и Дмитрия Ивановича обусловлено их собственной юностью.

Они оба родились в ромодановском селе Курилово. Оба ещё в детстве дебютировали в школьной самодеятельности. А позже – так получилось – обоих приняли в национальную оперную студию при Саратовской консерватории.

– Жить и учиться в чужом городе в голодное послевоенное время было нелегко, – спустя многие десятилетия вспоминал Еремеев. – Правда, консерваторские наставники нас всячески опекали.

И всё-таки вдали от дома молодые люди тосковали по близким, по деревенским куриловским улочкам, тихой речке Аморда, чьи берега в летнюю пору утопают в плотной туманной дымке, по распевной мелодии родной эрзянской речи. На каникулах они вместе ездили навещать родственников. Вместе готовились к экзаменам. Вместе, окончив консерваторию, вернулись в родную республику уже как муж и жена.

– Родители одинаково ярко блистали на сцене. А в обыденности у них были совершенно разные характеры, – говорит дочь артистов Наталья Еремеева. – Папа, наряду с творчеством, постоянно выполнял различные руководящие обязанности – то директора Республиканской госфилармонии, то председателя правления регионального отделения СТД, то возглавлял концертный отдел при театре, занимался организацией гастролей музыкальных коллективов. А в семье роль лидера принадлежала маме, хотя она категорически не желала намеренно выделяться среди коллег. Она и без того привлекала внимание окружающих своей естественной личностной и творческой индивидуальностью. Кстати, на работе родители чаще разговаривали на русском, а дома они всегда общались друг с другом на эрзянском. Поэтому мы с братом тоже понимаем эрзянскую речь, хотя росли в русскоязычной среде, окончили городскую школу.

Какой повод нужен для памяти?

К сожалению, сегодня молодое поколение практически не знакомо с творчеством выдающихся мордовских артистов Дмитрия Еремеева и Раисы Беспаловой. Увы, в республиканских архивах нет ни одной видеозаписи спектаклей, в которых блистала бесподобная актриса Беспалова. Ни одного видеорепортажа выступлений Дмитрия Еремеева, гастролировавшего в Польше, Финляндии, Германии, Швеции, Венгрии, Прибалтике. Сохранилось лишь небольшое число аудиозаписей Дмитрия Ивановича и Раисы Макаровны. Да не особо заметные среди кричащих рекламных коммерческих вывесок, скромные мемориальные доски на фасаде дома №1 по проспекту Ленина в Саранске, где жили народная артистка России и Мордовии Раиса Беспалова и заслуженный артист РСФСР, народный артист Мордовии Дмитрий Еремеев.

Одно время студентов-отличников Саранского музучилища им. Л.П. Кирюкова за успехи в учебе и творческую активность поощряли дополнительной стипендией имени Р.М. Беспаловой. Но в кризисные годы экономических дефолтов выплачивать именную стипендию прекратили. А нынешние студенты-кирюковцы, вероятно, понятия не имеют, кто такая Раиса Беспалова.

Как не утратить память о незаурядных исполнителях, педагогах, своим творчеством прославлявших самобытное национальное искусство?

К слову, в июле 2022 года почти никто не вспомнил о 95-летии со дня рождения почетного гражданина Саранска Дмитрия Еремеева. А в январе 2025 года будет сто лет со дня рождения Раисы Беспаловой. Не помешает хотя бы к юбилейным датам организовывать, к примеру, их именные фестивали-конкурсы среди вокалистов. И как вариант – увековечить память о прославленных земляках в названии Ромодановской детской школы искусств. Любовь Рудакова, возглавляющая Ромодановское муниципальное управление культуры, подтвердила, что такая мысль у них тоже возникала. «Но нужен какой-то красивый по-
вод, – считают районные власти, – чтобы это торжественно отметить».