Православие в сети

То, что Интернет за последние годы стал неотъемлемой частью нашей жизни – факт общепризнанный. Не только подростки, студенты, но и вполне солидные люди не отказываются от возможности «посидеть» на развлекательных порталах, пообщаться в социальных сетях типа «Одноклассники» или «В Контакте», многие ведут интернет-дневники в «ЖивомЖурнале». Интернет – это уже не склад беспорядочной информации, каким он представлялся нам в начале 1990-х, а населённое образами живых людей виртуальное пространство. И, конечно, охватывая все сферы окружающей действительности, Интернет не мог не затронуть и сферу духовную.

Уже никого не удивляет обилие сайтов, посвящённых различным религиозным аспектам, разнообразие православных порталов, форумов, появились персональные электронные странички у множества епархий и монастырей. Кстати, только в веб-пространстве стало возможным осуществление такого грандиозного проекта, как «Поместные церкви»: этот проект содержит данные о 17 Православных Поместных Церквях, среди них – Китайская, Японская, Синайская, Элладская, Польская, Чехо-Словацкая и др., и призван создать евангельский образ «единства в многообразии», предоставить максимально полную и разностороннюю информацию о православных из разных уголков нашей планеты.

После создания Московским Сретенским монастырём в январе 2000 года сайта «Православие.RU» (кстати, являющегося на сегодняшний день самым популярным и самым читаемым среди религиозных ресурсов Интернета) динамика развития православных сайтов стала набирать обороты весьма стремительно. Конечно, этому способствовало и то, что за последние 10 лет персональный компьютер перестал быть для россиян роскошью, да и доступ к Интернету значительно упростился. Немаловажен и тот факт, что поддержка Интернет-ресурса не требует больших денежных вложений, и поэтому содержать собственную электронную страничку для многих православных общин более доступно в финансовом плане, чем покупать место в радио- или ТВ-эфире, заниматься изданием газет, брошюр и т.п. Высокая скорость, с которой информация распространяется по сети, оперативность, доступность – всё это, без сомнения, положительные качества Интернета.

Так что вполне объяснимо, почему Церковь проявила живой интерес к электронной сети: с её помощью появилась возможность вести миссионерскую деятельность на практически неограниченном информационном поле, воздействовать на невероятно обширную аудиторию пользователей, ведь сеть Интернет – это не что иное, как виртуальная проекция реального мира.

Интернет, как и христианство, направлен ко всему человечеству без различения языков, народов, границ. Однако обширный информационный ресурс, легкость и доступность общения таят в себе немало искушений, ведь любая современная технология – это инструмент, который можно использовать как во благо, так и во зло.

В сети практически никто не может помешать человеку изложить свою точку зрения, обнародовать свои взгляды на различные проблемы, т.е. свобода слова, свобода деятельности здесь практически ничем не скована.

С одной стороны, это хорошо, поскольку именно эта свобода позволяет открыто проповедовать христианство в Интернете, с другой – свободная сеть очень часто становится средством выражения противоречивого и сложного внутреннего мира падшего человека. Более того, нередко от лица Церкви, прикрываясь фальшивым именем, а то и священническим саном, некоторые пользователи нарочно затевают провокационные беседы, споры, переходящие в открытую агрессию, словом, пытаются всячески дискредитировать авторитет православия среди интернет-аудитории.

Впрочем, эта проблема присуща не только православным порталам, практически на всех сайтах найдутся пользователи, скрывающиеся за вымышленным образом. Для многих анонимность и возможность укрыться за ником и аватаром (выдуманным именем и лицом) не является чем-то из ряда вон выходящим – маской чаще всего пользуются для того, чтобы безнаказанно писать какие-нибудь гадости. Наигравшись, достаточно щелчком «мыши» стереть свой профиль и так же легко создать новый, для следующих каверз.

На православных сайтах анонимы, как правило, выступают с критикой в адрес Церкви, выпадами против правящих архиереев, не упускают возможности оставить язвительный комментарий с целью втянуть оппонентов в пустую перепалку.

Самым активно обсуждаемым, с этой точки зрения, является сайт протодиакона Андрея Кураева. На его форуме зарегистрированы не только православные христиане, но и протестанты, атеисты, мусульмане, адепты различных сект. Есть и «неопределившиеся» пользователи, у которых в графе «религия» написано «невоцерковлённый верующий».

Поскольку сайт популярен и признан в среде как православных верующих, так и иноверцев, пожалуй, можно говорить о том, что о.Андрей, несмотря на все провокационные вопросы и острую полемику, держит верный курс и, не отклоняясь от догматов Православия, находит общий язык с представителями разных конфессий. Для миссионера, для катехизатора, для пастыря это уникальная возможность знакомства со всем многообразием человеческих характеров и судеб, замечательная проверка своей терпимости, своей любви к людям. Форум о. Андрея – это и пример того, как миссия в Интернете согласуется с обычной миссией, ведь если бы о. Андрей не писал книги, не выступал с лекциями, то и форум не имел бы такой известности.

Кстати, по признанию самих священников, ведущих собственные блоги в сети, прежде чем проповедовать спасение во Христе и основы нашей веры среди иноверцев, им приходится опровергать различные мифы, связанные с Православием. У протодиакона Андрея Кураева в результате подобных дискуссий даже появилась лекция с весьма красноречивым названием «Во что не верят христиане», где он отвечает примерно вот на такие вопросы: «Правда ли, что православный христианин обязательно должен красить яйца на Пасху?», «Правда ли, что православные христиане верят, что попадут в ад, если не будут красить яйца?», «Правда ли, что для православного христианина нательный крестик играет роль амулета?», «Правда ли, что православные христиане поклоняются иконам как идолам?», «Правда ли, что православный христианин, выйдя из дому, должен плюнуть через левое плечо?»

Собственно, и этого краткого перечня достаточно для того, чтобы понять, какая мешанина в головах у людей относительно веры, таинств и обрядов Православной Церкви. Причём, и у тех, кто относит себя к православным, нередко обнаруживается багаж из верований в какие-то невнятные «потусторонние силы», «барабашек», инопланетян, сглаз, астрологию. Священники между собой называют таких «плохо катехизированными». Столкнувшись с тем, что в реальной жизни действительно далеко не в каждом приходе налажена катехизационная работа, что часто и сами прихожане стесняются подойти и задать священнику волнующий их вопрос, многие иереи взялись за катехизацию виртуальную. Так, в сети появились многочисленные форумы и сообщества под условным названием «Вопросы батюшке», где каждый может получить нужную ему информацию, найти ссылки на статьи по интересующей теме.

Если проследить за рейтингом посещений тех или иных разделов на православных сайтах, то мы увидим, что чаще всего востребованы уже упомянутые «вопросы священнику», православный календарь, рецепты постного стола, молитвы на все случаи жизни.
Но считать, что круг интересов к Православию ограничивается вопросами «как молиться, как поститься, какой иконе поклониться», всё-таки нельзя.

На самом деле, приведенный список популярных тем далеко не однороден и не так ограничен, как кажется. И недаром его возглавляют «вопросы священнику». Потому что, если священник дает верные, точные ответы, то любая из перечисленных тем способна открыть читателям бездонную глубину и бескрайнюю высоту нашей веры.

Иеромонах Макарий (Маркиш) в одном из своих интервью сказал о том, что священник не должен уклоняться от обсуждения даже тех вопросов, которые могут показаться ему провокационными: «Православие – это полнота жизни, видимого и невидимого мира. И если мы с вами не желаем говорить и писать о чем-то, закрываем на что-то глаза, объявляем какую-то тему запретной, значит, мы отказываемся от этой полноты и уступаем место противнику на каком-то участке фронта Невидимой Войны.

Проблема заключается в том, что потоку «секспросвета» и порнографии мы часто ничего не можем противопоставить, кроме стыдливого умолчания о вопросах пола. ...Если мы не научимся бережно и целомудренно, но вместе с тем понятно и правдиво рассказывать нашим детям о положительной ценности половых отношений – мы неизбежно отдадим это важное дело в руки людей, далеких от христианских нравственных норм».

По мнению о.Макария, работа в Интернете ничем в принципе не отличается от любой другой информационной среды, от книг, газет, разговора с попутчиками в автобусе: это и есть православная миссия, участие в которой – обязанность каждого христианина, тем более священника. И новые формы проповеди, которые предоставляет Интернет – это не цель, а средство. Если такое средство оказывается успешным и эффективным – прекрасно, а если нет – надо искать другие средства для конкретных условий, для данной аудитории, для данного проповедника.

Основной же минус сетевого общения о.Макарий видит в том, что «всем тем, кто прежде писал на стенах кабинок в общественных уборных, Интернет дал возможность выносить свое творчество на обозрение всей планеты, мгновенно и к тому же бесплатно».

Да, именно заглянув в Интернет, общество имеет возможность увидеть само себя со стороны, причём далеко не позитивной. А как иначе, если, прочитав рейтинги самых популярных сайтов, мы собственными глазами увидим, что из многомиллионной аудитории более половины пользователей посещают порнографические сайты, что находится немало желающих заглянуть на сайты, связанные с детской проституцией, что существуют виртуальные клубы самоубийц и прочие мерзкие и преступные сайты.

Ещё в 2005 году в Москве была проведена конференция на тему «Религия и Церковь в информационном обществе». Тогда представители государственной власти фактически обратились к Церкви с просьбой помочь государству контролировать Интернет. Но священники ответили отказом, заявив, что свободное информационное пространство не потому так разрушительно для общества, что свободно, а потому, что общество не хочет думать ни о чем, кроме денег.

Заместитель председателя отдела внешних связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин пояснил данное решение, сказав, что государство и общество смогут победить царящую в Интернете бездуховность лишь в том случае, если признают сами что-нибудь важным и определяющим, кроме экономического процветания и материального благополучия. «Дело не в том, чтобы вводить в Интернете цензуру, дело в том, чтобы ставить на уровне общенациональных СМИ вопрос о смысле жизни человека. Надо выработать не систему запретов, а положительный идеал, ради которого стоило бы жить и работать, иначе мы погибнем, даже если у нас будет самая сильная в мире власть и самая дорогая в мире нефть».

Кроме того, по мнению одного из редакторов православного интернет-журнала, и для самой Церкви крайне важно, что
интерактивное пространство пока еще находится вне зоны охвата какой-то одной господствующей идеологии, вне государственного контроля – эта свобода делает Интернет очень удобным для проповеди православия. Ведь «забота» государства о православии в современных условиях нередко оборачивается невыгодным для Церкви компромиссом именно в той сфере, где этот компромисс менее всего уместен – в сфере духа.
А здесь можно действовать без оглядки на порой ложно понимаемую «толерантность».

Вообще, надо признать, что виртуальный православный мир – это весьма сложная структура, у которой имеется много положительных сторон, но хватает с избытком и минусов.

В первую очередь, православные Интернет-сайты остаются недоступными для пожилых людей, для пенсионеров – мало кто из них может похвастаться компьютерной грамотностью, да и, собственно, наличием компьютера. То есть, интернет-аудитория в своём большинстве состоит из молодёжи и людей среднего возраста.

Во-вторых, Интернет представляет серьезную угрозу для иерархического устройства нашей Церкви. Этот новый способ коммуникации, по сути, ломает традиции. Если в Церкви всегда был наиболее авторитетен голос епископа, священника, монашествующего, то в электронных СМИ гораздо слышнее голос мирян. Для того, чтобы овладеть ситуацией, Церкви необходимо выработать особые формы духовного контроля над интернет-ресурсами, отличные от традиционной цензуры. Например, вполне возможно сделать так, чтобы на официальном сайте Московской Патриархии пользователи получали предупреждения о том, что некоторые сайты являются «православными» лишь по виду, тогда как начинка у них оккультная, раскольническая, сектантская или ещё какая.

В-третьих, не стоит забывать, что Православие – это религия сердца, это вера, вызывающая у человека сильнейший эмоциональный отклик, в то время как Интернет, в основном, апеллирует к разуму, конкретным фактам. На смену сердечной обращённости к Богу приходят рациональность, рассудочность, и это, к сожалению, способно усилить всеобщее духовное оскудение.

Более того, незаметно может произойти подмена истинных духовных ценностей, когда паломнической поездке люди предпочтут посещение сайта с подробным описанием и фотографиями святыни, а место исповеди займёт анонимный разговор по душам с виртуальным «батюшкой». Переизбыток информации, обрушивающийся в Интернете на только постигающего азы православия пользователя, скорее всего, вызовет смущение. Нахватавшись ненужных знаний, не умея ещё отделить зёрна от плевел, этот неофит может создать себе ложное представление о Православной Церкви.

Однако, говоря о минусах, нельзя не сказать и о плюсах православного Интернета, а их, к счастью, пока намного больше.

Конечно, к положительным сторонам относится ведущая, коммуникативная функция сети: обретение единомышленников и друзей, доступ к новым знаниям, расширение кругозора, почти мгновенное получение новостей об интересующих событиях. И активные священники, и воцерковленные христиане, и новообращенные с помощью веб-пространства получили возможность, пусть и виртуально, но встречаться, общаться, делиться опытом, вместе двигаться по христианскому пути. И, поверьте, это не так уж и мало. Для людей с физическими недостатками и нехваткой общения Интернет стал едва ли не единственной возможностью обзавестись собеседниками, с которыми можно было бы вести себя на равных.

Очень важно и то, что со своей возможностью мгновенного цитирования и тиражирования информации на огромную территорию Интернет оказался незаменим для тех, кто просит о помощи. Так, например, в большой степени благодаря православным блоггерам информация об ужасающей ситуации в доме престарелых в городе Ямме Псковской области поднялась в верхние строки поисковых систем, попала в СМИ и даже на телевидение. То есть, люди сумели помочь уже тем, что просто-напросто не умолчали о беде, а наоборот – начали активно обсуждать тяжёлую проблему, призывая откликнуться на неё как можно большее количество пользователей. И это сработало!

Известная православная писательница Юлия Вознесенская, благодаря своему сотрудничеству с психологическим православным кризисным Центром, а точнее, с его виртуальным детищем – сайтом «Пережить.ру», в реальной жизни оказала помощь пациентам, лежащим в больницах и хосписах. Поначалу администрация сайта попросила Юлию Николаевну просто отвечать на электронные письма, приходившие от людей, столкнувшихся с несчастьем. Но по мере накопления опыта в этой работе стало ясно, что даже адресное обращение к человеку, переживающему сильное горе, не всегда может быть услышано. И тогда психологи сайта обратились к Вознесенской с просьбой писать коротенькие рассказы, которые, благодаря особой силе писательского слова и художественной образности действуют зачастую куда сильнее бесед с психотерапевтом. И Юлия Николаевна начала писать рассказики, делая их содержанием проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются ошеломлённые несчастьем люди. Затем «электронным» творчеством писательницы заинтересовалось издательство и в результате не так давно была выпущена в свет книга Вознесенской «Утоли мои печали». Но ведь появилась она всё же благодаря той работе, что осуществляла Юлия Николаевна в сети, благодаря её интернет-общению с нуждающимися в помощи людьми. Как шутит сама писательница: «Книга – это просто неучтённый эффект моей работы».

Думается, что для каждого активного пользователя Интернета, для каждого православного блоггера пример с Юлией Вознесенской, с о.Андреем Кураевым явно демонстрирует то, что и в виртуальном мире можно и нужно помогать людям, принимать участие в проектах, связанных с милосердием, активно откликаться на брошенные в сеть просьбы о помощи – ведь часто людям нужно быть просто услышанными.

Освоение интернет-пространства православными в настоящее время идёт бурными темпами, и вот именно от этого начального этапа, от того, как мы заявим о себе, от того, как будем проявлять себя, общаясь на форумах, будет зависеть то, как воспримут православных прочие пользователи сети. По крайней мере, интерактивная сеть уже сейчас в распоряжении «ловцов человеков».