Робинзоны ХХI века



Кто в своей жизни не мечтал о романтике дальних странствий, о захватывающих дух приключениях, кто не зачитывался книгами о бесстрашных путешественниках? Наверняка каждый из нас хоть раз да задумывался о том, что случилось бы, окажись он на необитаемом острове. Конечно, лучше всего, если бы это был рай земной, как у Робинзона из книги Даниэля Дефо: остров с теплым климатом, с родниковой водой, козами, апельсинами, бананами и виноградом. Участники популярной телепередачи «Последний герой» тоже выживают в условиях, приближенных к курортным. И кокосы у них есть, и крабов с креветками наловить можно, да еще добрые спонсоры программы время от времени балуют призами в виде картошки, крупы, мяса, вина и даже мороженого. Что и говорить, так выжить на острове смогли бы многие – грейся себе на песочке, купайся в море да иногда в конкурсах участвуй, дабы физическую форму не потерять.

Вряд ли зрители, напряженно наблюдающие за жизнью «последних героев» в тропиках, вспомнят о «Робинзонаде-91», проходившей отнюдь не в жарких странах, а в Архангельском крае, на побережье Белого моря. Юные робинзоны – а это были подростки в возрасте от 13 до 16 лет – на десять дней были предоставлены сами себе на вовсе не изобилующем экзотическими фруктами острове Мудьюг.

Эта необычная для того времени (90-е годы ХХ века) игра была задумана школой выживания «Пал-Вис» под руководством известного путешественника Виталия Сундакова. Выигравшие в заочных соревнованиях ребята были приглашены в Москву, где с ними провели инструктаж по элементарной технике безопасности. Затем начинающих робинзонов более-менее экипировали: штормовки, спальники, котелки да ложки, ножи, НЗ – два килограмма продуктов на человека, – и отправили выживать на суровый остров Мудьюг.

По правилам игры, робинзонам нельзя было общаться между собой, а бороться с трудностями следовало самостоятельно. Особых проблем с добыванием пищи ребята не испытывали – собирали чернику, клюкву, грибы, ловили лягушек и ящериц, кипятили болотную воду (ручьи на Мудьюге – редкость), пытались рыбачить. Неблагоприятными факторами явились дождливая и холодная северная погода, отсутствие крыши над головой и одиночество.

И все же первый этап «Робинзонады» был проведен на «отлично», и в последующие годы программа школы выживания Виталия Сундакова распространилась по всей России, по юношеским спортивным и туристическим центрам.

Раз уж было упомянуто об обучающих программах и методах, то необходимо сказать о том, что первую в Европе школу выживания в экстремальных условиях открыл знаменитый итальянский путешественник, поляк по происхождению, Яцек Эдвард Палкевич. Он во многом определил задачи обучения в школе выживания, отметив, что главная цель – это дать людям узнать их возможности. Давно замечено, что в одних и тех же экстремальных ситуациях люди чувствуют себя и действуют по-разному. Оказывается, что определяющим фактором в поведении и в физиологических реакциях на стресс являются личностные особенности человека – его характер, жизненный опыт, ум. Тренированность и специальная подготовка способны значительно повысить устойчивость к стрессу. Бывает, что после многочасового перехода кто-то говорит: «Нет сил, дальше не пойду», не признаваясь самому себе, что если придется – сможет пройти еще столько же. Ведь сказать «больше не могу» может любой. Но нужно уметь преодолевать себя. И именно преодолеть себя, не растеряться в случае опасности, добыть еду, построить временное жилище и дождаться помощи учит современная школа выживания.

Пусть не смущает вас тот факт, что на земле не осталось неоткрытых мест. Заблудиться, попасть в экстремальную ситуацию можно и пойдя на рыбалку, и на лыжной прогулке в пригородном лесу, и во время модного ныне пикника: неожиданно разыгравшаяся природная стихия, случайные травмы, потеря ориентира могут превратить невинную прогулку по парку в серьезное испытание.

Почти анекдотический случай рассказывает челябинский путешественник и писатель Андрей Ильичёв о своем приятеле-моряке, который, благополучно переживая штормы в море, чуть не утонул в нескольких метрах от собственного подъезда! А получилось так, что во дворе дома рабочие вырыли строительный котлован, ничем его не огородили, к тому же в течение нескольких дней шел сильный дождь. Приятель, возвращаясь домой поздно вечером, поскользнулся на раскисшей земле и слетел прямехонько в котлован, где до утра простоял по плечи в воде. Сначала звать на помощь ему было стыдно, а потом попросту не получилось – голос от холодной воды и волнения осип. Выручили незадачливого моряка лишь пришедшие с утра на работу дворники.

И это не единственный случай вынужденного выживания в городе. Не так давно газеты описывали событие, когда жестоко избитый человек поздней осенью более двух суток выживал на пустыре за высоким забором, куда его забросили, посчитав мертвым, преступники.

Конечно, глупо было бы призывать население к обязательному овладению такими навыками выживания, как, скажем, добыча огня трением или охота на мелкую дичь с помощью волосяной петли-удавки. Но, например, разводить костры, правильно обращаться с топором, выбирать место для привала, читать карты полезно уметь каждому человеку, тем более, что такие навыки могут пригодиться не только в чрезвычайных обстоятельствах, но и в однодневном походе, вылазках на природу, в быту.

Мы, горожане, всецело зависим от тысяч неизвестных нам людей, которые сеют пшеницу и пасут скот, делают электролампочки и шьют одежду, направляют в наши дома горячую и холодную воду. Все вместе мы можем всё. По отдельности – ничего. Нельзя быть гарантированно защищенным от несчастного случая. Мы летаем на самолетах, плаваем на судах, ездим на поездах и машинах. И слыша в новостях об очередной катастрофе, мы можем лишь надеяться, что среди пострадавших нет наших родственников, что завтра эта беда не случится с нами.

Мало кто из нас сможет реально противостоять стихии в случае действительной опасности. Потому что одного желания выжить недостаточно. И никакая физическая выносливость не может служить гарантом спасения. На первый план выступает умение выживать.

Самыми беззащитными в экстремальной ситуации обычно оказываются дети. И больше всего сил службы спасения затрачивают на обеспечение безопасности для них. Однако если бы дети получали хотя бы минимум знаний о том, как вести себя, например, при пожаре в лесу или при переходе реки вброд, многих трагедий можно было бы избежать.

Именно поэтому уже около десяти лет в различных уголках России открываются и работают всевозможные клубы и школы, поставившие в основу своих занятий обучение подростков системе выживания в естественных условиях.

Мордовия – не исключение. Уже восемь лет существует у нас своя школа выживания. Экспериментальной площадкой для нее стал отдел туризма и краеведения Дворца детского творчества г.Саранска. Первый этап существования школы приходится на 1997-1998 годы, когда шла разработка теоретических основ, была проведена пилотная смена в туристско-краеведческом лагере «Школа Приключений», был создан клуб «Эхо». В задачи клуба входило, в первую очередь, воспитание навыков самостоятельного поведения и мышления в экстремальных условиях обитания, пропаганда этических и эстетических аспектов взаимоотношений человека и природы, человека и социальной сферы.

Первые 65 добровольцев в возрасте от 12 до 18 лет ощутили на себе всю «прелесть» кочевой палаточной жизни в «Школе Приключений», когда приходилось делать неожиданные марш-броски в глубь леса, пробираться через болота и овраги, карабкаться по крутым, отвесным склонам, плыть по реке на импровизированных спасжилетах из пустых пластиковых бутылок, срываться среди ночи с обустроенного бивака и после прогулки по ночному лесу, в темноте, заново сооружать место для ночлега. Учились готовить съедобные завтраки и ужины из окружающих растений (в дело шли корни лопуха, стрелолиста, листья одуванчика и подорожника) и малоаппетитных, на первый взгляд, лягушек, ящериц, двустворчатых моллюсков-беззубок. Ребятам предлагалось самостоятельно мастерить плоты, посуду, обувь, оказывать первую медицинскую помощь, исходя из подручных средств.

Несмотря на, казалось бы, довольно сложные для подростков задачи, трудности их не отпугнули, и в последующие смены лагеря «Школа Приключений» количество ее участников увеличилось по сравнению с самой первой сменой в три раза.

Детям действительно интересно доказывать свои силы и возможности, бороться со сложностями, узнавать и самим находить ответы на различные сложившиеся экстремальные ситуации. Конечно, для них это в первую очередь игра, игра рисковая и потому интересная. И если кого-то в начале обучения привлекает только острота и новизна испытываемых ощущений, то со временем подростки осознают, что риск – это не главное. Гораздо важнее не растеряться, не впасть в панику и не спасовать перед сложившейся опасностью. Рисковать, довериться случаю – значит сделать шаг навстречу гибели. И наоборот, продуманное, рассчитанное на несколько вариантов решение способно помочь спастись из самых тупиковых ситуаций.

Первое инстинктивное желание человека броситься на помощь провалившемуся под лед приятелю становится смертельно опасным, если действия опережают мысли. Неумение ориентироваться на местности может привести к многочасовому, а то и многодневному блужданию по лесу. Нескоординированное поведение при разыгравшейся грозе или буре может привести к тому, что отдыхающие останутся без элементарного укрытия, да еще и весь свой скарб растеряют.

Разработчики программы туристско-краеведческого лагеря «Школа Приключений» Е.Г.Колмогорцев и Е.Н.Зорькин при составлении методик большое значение придали проведению психолого-педагогических исследований. Психотренинги позволили выявить основные проблемы адаптации личности к необычным условиям, сложности в личностных взаимоотношениях в группе, поставленной в условия выживания. Психологическая несовместимость в изолированных условиях способна проявиться с особенной силой и даже закончиться драмой. Не раз и не два разваливались целые экспедиции и команды, когда под напором обрушившихся бед ломались людские характеры, и рассудочность уступала место агрессии и страху.

Предугадать подобную ситуацию на все сто процентов невозможно, поэтому инструкторы «Школы Приключений» заранее предлагают ребятам учиться выбирать такую тактику поведения, при которой можно было бы свести к минимуму проблему психологического фактора. Ведь условия аварийной ситуации не освобождают человека от соблюдения общепринятых моральных норм. Разобщенность же может привести к индивидуальному выживанию внутри группы по принципу «каждый сам за себя», что в конечном итоге заканчивается вспышками раздражительности, ссорами и уменьшает шансы на спасение.

Кроме психологических аспектов, у «Школы Приключений» появилась еще одна новая область для изучения – выживание в городе.

«Мой дом – моя крепость» – говорят англичане. Мы привыкли осознавать свое жилище как гарант покоя и безопасности. Нам кажется, что уж дома-то ничего плохого с нами случиться не может. Но так ли это? Опасность может подстерегать нас в подъезде, на кухне, в ванной. Пару лет назад статисты одной из европейских стран подсчитали, что за год в собственных ваннах людей погибло больше, чем во всех вместе взятых реках, озерах и морях! Впору, собираясь принять душ, надевать спасжилеты. А сколько смертельных опасностей таит в себе подвал с поврежденной электропроводкой, с грязью, битым стеклом, торчащими гвоздями! Крыша, лифт, балкон также способны «одарить» вас травмами при недостаточной осмотрительности или при пренебрежении правилами безопасности.

Вот и получается, что выживание – это не только Ледовитый океан, пустыня или джунгли, это еще и собственная квартира, и улица, на которой живешь. Техника самоспасения зачастую складывается из, казалось бы, совершенно незначительных мелочей, но именно эти мелочи в совокупности играют решающую роль в борьбе за выживание.

Последним героем может стать каждый из нас, но стоит ли это рисковое звание нашей жизни?