Портретная галерея Странника

Портретная галерея Странника

В последние годы стали популярными разнообразные биографические издания. В Саранске были опубликованы четырехтомная «История Мордовии в лицах», справочник «Кто есть кто в Республике Мордовия», первый том энциклопедии «Мордовия». Журнал «Странник» не отставал в этом деле и в течение десяти лет знакомил читателей с интересными людьми, которые представляли нашу республику или были как-то с нею связаны. В отличие от скупых справочных статей, журнальные очерки были написаны с нескрываемой симпатией к этим незаурядным ярким личностям. Некоторые из них известны пока лишь в Саранске, другие прославились за рубежом России. Ученые и писатели, художники и архитекторы, музыканты и фотографы, представители других профессий – всех их объединяет страсть к своему делу, творчеству. Нашими гостями были крупные общественные деятели. Они отстаивали самые разные убеждения, но неизменной оставалась актуальность тем, которые они затрагивали в своих выступлениях в редакции журнала, в Национальной библиотеке, в Мордовском университете.

Известный общественный деятель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл связан с Мордовией родственными связями. В селе Оброчное Ичалковского района жили его дед и отец, бывал в юности и он сам, в ту пору – Владимир Гундяев. С раннего детства он хотел стать священнослужителем, окончил Ленинградскую духовную семинарию. Служил ректором Ленинградской духовной академии и семинарий, епископом, правящим архиереем Смоленской епархии, сегодня митрополит Кирилл – председатель Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. Интеллектуал, блестящий оратор, он увлекает аудиторию своими глубокими мыслями, афористичными формулировками. Выступая в Мордовском университете, митрополит Кирилл сказал со всей определенностью: «Современный кризис – это кризис личности. Все наши проблемы зависят от глубокого кризиса человеческой личности». И затем иерархом Русской православной церкви была высказана мысль, которую следует воспринять не как похвальное слово, но как призыв к коллективной ответственности: «Я глубоко убежден, что обновление нашей великой страны начнется именно из провинции, где люди еще сохранили нравственное чувство, где есть еще солидарность между людьми».

Нашим гостем был Леонид Бородин – один из ведущих современных русских писателей, главный редактор патриотического журнала «Москва». Леонид Иванович в Мордовии бывал и ранее: в конце 60-х годов он отбывал заключение в Дубравлаге как один из руководителей Всероссийского социал-христианского союза освобождения народов. Он родился в Сибири, был исключен из Иркутского университета за организацию студенческого кружка «Свободное слово». Бородин печатается с 1967 года, он выпускал самиздатовский журнал, его первая книга «Повесть странного времени» была опубликована в 1978 году «Посевом». В 1982 году Бородин получил второй тюремный срок за антисоветскую деятельность, но через пять лет был освобожден. Во многих странах читали его повесть «Третья правда». Леонид Бородин – человек несгибаемой воли и железного характера, а его проза, раскрывающая мятущуюся русскую душу, овеяна романтикой и пронизана лирикой. Апологет православного государства, писатель считает, что «христианство – это величайшая философия сохранения человеческого рода, а работающая вера может быть только национальной».

Будучи студентом Мордовского университета, Валентин Шелохаев также пытался понять свое время, но пришел к иной – либеральной идеологии. Сегодня доктор исторических наук Шелохаев – известный российский историк, специалист по дореволюционной политической истории России. В 1997 году он опубликовал мемуары «Прощание с прошлым», где подробно рассказал о Саранске периода «хрущевской оттепели». Студенты провинциального вуза не предполагали, что скромный преподаватель зарубежной литературы М.М. Бахтин, который очаровывал вдохновенными, образными лекциями – великий русский мыслитель. Видимо, эти занятия стали подлинной мировоззренческой школой, после которой Валентин Шелохаев понял, насколько убога марксистско-ленинская идеология, вся казенная гуманитарная наука стала внушать ему неприятие. Он был активным членом неформального студенческого кружка, где обсуждались жгучие проблемы истории, литературы, всего «мирового бытия». Кружок попал в «разработку» КГБ, и его члены поплатились за свободомыслие. Шелохаев был исключен из ВЛКСМ, но в университете оставлен благодаря заступничеству ректора Г.Я.Меркушкина и декана М.В.Дорожкина. «Единственным уроком из всей этой нелепой истории было то, что я больше стал размышлять над вечными проблемами: «Что есть человек? Каково его предназначение в этом мире?»

С большим интересом читается автобиографическая книга Владимира Поросенкова – народного врача СССР, заслуженного врача МАССР и РСФСР. 47 лет он работает главным врачом Ромодановской центральной районной больницы. Владимир Сергеевич родился в селе Четвертаково, видя недуги близких и сочувствуя их страданиям, он захотел стать хирургом. Окончил Казанский медицинский институт, был назначен главным врачом районной больницы, которую (во времена, когда любая инициатива наказывалась) пришлось и строить, и комплектовать специалистами. Ему удалось создать одну из лучших республиканских больниц, где сегодня оказываются все виды медицинской помощи. «Врачевание стоит особняком в профессиональной деятельности, – убежден Владимир Поросенков. – Врачевание есть искусство».

Еще один человек, считающий, что только инициативный и ответственный лидер может победить царящую всюду апатию и безалаберность, – депутат Госсобрания Республики Мордовия Вячеслав Смирнов. Он стоит у истоков экологического движения в республике. Он создал организацию «Зеленый мир», в которой школьники не только знакомятся с природной средой, но и учатся ее защищать. В детстве он любил лес, был знатоком певчих птиц. Окончил химико-биологический факультет Мордовского университета, и в начале 70-х стал директором биологической станции – Симкинского природного парка. Работая со школьниками, Смирнов пришел к выводу: чтобы искоренить потребительское отношение к природе, любовь к живому надо закладывать в раннем детстве. В течение десяти лет Смирнов занимается организацией экологических сборов (они проходят в живописном ландшафте в игровой форме). Акции, проводящиеся «Зеленым миром», направлены на активизацию горожан, на ликвидацию всеобщей экологической безграмотности. Дети с энтузиазмом очищали берега реки Инсар, сажали деревья, обустраивали родники, рисовали экологические плакаты. Вячеслав Смирнов убежден, что новое поколение горожан будет относиться к окружающей среде с большей ответственностью.

Нашими гостями были два самарских писателя – Борис Сиротин и Борис Соколов. Их связывают не только два города, но и журналистская профессия. Борис Сиротин переехал в Саранск еще до войны, затем получил профессию инженера-мелиоратора, но увлекся поэзией. «Это захватило меня целиком… Жизнь в каком-то новом, радостно истомляющем измерении», – с теплотой вспоминает писатель. Он работал журналистом и опубликовал 23 поэтические книги. Борис Соколов, окончив Уральский университет в 1955 году, тринадцать лет работал журналистом в Саранске, он автор более 20 книг. Тема его последних стихов – искренняя боль за Россию. Нельзя без волнения читать его строки: «И кажется, в бездну спеша, уже не найдет исцеленья объятая горем душа».

Журнал познакомил читателей со многими художниками. Они работают в различных творческих манерах. Для старшего поколения творцов остаются незыблемыми принципы реализма, художники 90-х свободны от догм, они черпают вдохновение в иных стилях и культурах.

Гавриил Гликман – представитель самого старшего поколения отечественных художников. Замечательный ленинградский скульптор, поставивший десятки монументов во многих городах СССР и мира, оригинальный живописец, он участвовал в Великой Отечественной войне, штурмовал Берлин. Гликман – автор двух скульптурных монументов, установленных в Саранске: памятника борцам за Советскую власть на Московской улице и памятника Емельяну Пугачеву в Заречье. В 50-е годы он продолжил традиции русской реалистической скульптуры, много памятников установлено им в провинции. Его привлекали гении русской культуры – Ломоносов, Чайковский, Радищев, Достоевский. Покидая двадцать лет назад СССР, Гликман порывал с творчеством по принуждению, с вынужденным лицемерием. Гавриил Гликман – не только оригинальный художник, но и блестящий мемуарист. Он знал многих гениев XX века – Шостаковича, Тухачевского, Соллертинского, Клюева, Эрьзю, о которых рассказал в автобиографической книге «Образы», опубликованной в Мюнхене в 1999 году. «Не могу представить себе никакой другой родины, кроме России, – убежденно пишет мастер. – Россию невозможно «изжить». Она формирует художника нравственно».

Несколько десятилетий ведущим графиком Мордовии являлся Александр Коровин. В 1960 году после окончания Полиграфического института он приехал в Саранск и два десятилетия работал главным художником Мордовского книжного издательства. Ему удалось привнести в заурядную книжную продукцию элементы художественной эстетики. Он охотно иллюстрировал как художественные произведения («Сурай» В. Радаева, «Румянцев-Задунайский» М. Петрова), так и научно-популярные издания. Его привлекал материал, насыщенный интересными историческими, этнографическими деталями. Искусствоведы отмечают особенности стиля Коровина-графика – лаконизм, отточенную композицию. В 80-е годы он преподавал в Саранском художественном училище, в эти же годы он обратился к живописи. Его произведения тех лет – психологически точные портреты, сочные по цвету пейзажи, яркие натюрморты. Живописные работы объединились в большие циклы «Старинные города России», «Новый Саранск», «Старый Саранск». Последняя серия произвела на зрителя особенно сильное впечатление: художник попытался воссоздать облик Саранска начала XX века, овеянный щемящим ностальгическим флером. Народный художник Мордовии Александр Коровин творил до последних дней, создавая необычайно жизнерадостные, оптимистичные произведения.

Народный художник Мордовии Валентин Попков не нуждается в представлении. Его живописные и графические произведения экспонировались на многочисленных выставках в СССР и за рубежом (в Польше, Румынии, Чехословакии, Венгрии, на Кубе). Его работы выставляются в Третьяковской галерее и других музеях России. Он родился в деревне Новая Карьга, окончил Казанское художественное училище. Валентин Попков пришел в изобразительное искусство, когда мастера «сурового стиля» обратились к теме российской деревни, ее трагическому опыту XX века. Попков – художник многогранный, но его главная тема – деревенское бытие, будни и праздники мордовского села. Его привлекает сельский ландшафт – необозримый простор и громадное небо. Два мордовских села – Дьяково и Тарханово запечатлел художник в своих живописных сюитах. Его живопись – масштабная, лаконичная по цвету, с обобщенными деталями – проникнута горячей любовью к своей родине. Известен Попков и как портретист. Только очень отзывчивый, исключительно доброжелательный художник может создать серию портретов, названную «Друзей моих прекрасные черты».

Образ родного дома – главная тема известного нижегородского живописца Вячеслава Жемерикина. Воспитаннику Академии художеств, мастеру реалистического письма, ему подвластны все жанры живописи, обращался он и к монументальному искусству. В 70-е годы его привлекали люди труда, в 80-е – защитники Родины, современное село, среднерусский пейзаж. Его полнозвучная мажорная живопись, солнечная палитра свидетельствует о том, что русский живописный реализм далеко не исчерпал свои возможности.

Скульптор Николай Филатов – также убежденный приверженец реалистической манеры. Он окончил Пензенское художественное училище и ленинградскую Академию художеств. В середине 90-х годов он обратился к ответственному жанру – городским монументам. Первая работа Филатова – памятник великому мордовскому скульптору Степану Эрьзе на площади у музея изобразительных искусств. Филатов нашел убедительный образ мастера, погрузившегося в свой творческий мир. Вторая крупная работа Филатова – скульптура Пушкина на Московском спуске. Узнаваемый силуэт молодого поэта вписан в изящную арку, гений всматривается в широкое открытое пространство, в беспредельный мир. Сегодня Николай Филатов работает над памятником М.М. Бахтину, который будет установлен у старого корпуса университета, где многие годы преподавал ученый. Параллельно идет работа над монументом адмирала Ф.Ф.Ушакова, который предполагается установить на новой Соборной площади. Монументальная скульптура Николая Филатова (ныне – профессора университета) органично вошла в городскую среду, его произведения стали символами Саранска.

Один из самых интересных художников Мордовии – Галина Стэпан. Окончив Рязанское художественное училище, она стала преподавать в одной из художественных школ Саранска. В середине 70-х открыла для себя и полюбила мордовскую деревню. Здесь она нашла не только первозданную природу, ее поразили облик крестьян, их сильные, искренние чувства. В идеализированных, обобщенных образах Стэпан – грациозность человека и покой природы. Двадцать пять лет назад она побывала в Таджикистане, который стал для нее еще одним – экзотическим – источником вдохновения. Манера Галины Стэпан близка поискам советских художников 70-х годов, которые пытались преодолеть штампы «сурового стиля», возрождая неоклассические мотивы, обращаясь к искусству начала XX века. В живописных и графических произведениях Стэпан привлекают вневременные образы, некоторая условность и тонкий колорит. Она нашла свой образ гармонии, той гармонии, которая связывает человека и природу, одухотворяет весь мир.

Пленяет своей лиричностью искусство Людмилы Колчановой. Она окончила Саранское художественное училище и Ленинградское высшее художественно-промышленное училище. Она свободно чувствует себя в самых разных жанрах – в живописи, графике, сценографии, дизайне костюма. С 1985 года ее работы экспонируются на многочисленных всероссийских и международных художественных выставках. В своих композициях она использует мифологические и декоративные мотивы крестьянского искусства – мордовского и русского. Живописная манера Колчановой имитирует женское рукодельное, крестьянское ткачество. Ее образы – естественные, интимные – светятся теплым светом, они предназначены для созерцания, а не разгадывания. В 2002 году Людмила Колчанова, Степан Коротков и Юрий Дырин объединились в творческий союз «Артома». Их произведения экспонировались на этнофутуристических фестивалях в России и за рубежом, выставлялись в Хельсинки, Магдебурге, Софии, Таллине, Праге, Тарту, Ижевске, Сарове, трио ежегодно выставляется на московском «Арт-Манеже». Людмила Колчанова сформулировала свое творческое кредо: «Искусство – это молитва о спасении души, о мире и покое, о созидании и всепрощении».

Наталья Демченко родилась в Саранске, училась в художественной школе у старейшего художника республики П.Ф. Рябова. После окончания Московского архитектурного института она вышла замуж за скульптора-эквадорца и уехала в далекий Гуаякиль. Разнообразные знания и навыки, полученные в советском вузе, вдалеке от родины оказались очень полезными. В небольшом городке Наталья занималась фотографией, преподавала в местном университете, проектировала в строительной фирме, оформляла музейные экспозиции. Занятия живописью не стали для Демченко источником заработка, ее работы отражают впечатления души. Такие необычные образы не могли появиться в России. В своих композициях Наталья Демченко показала необыкновенный мир, в котором она оказалась – тропическую природу, самобытную культуру, красивых людей. При этом она не копирует действительность. Ее абстрактная живописная манера напоминает цветные аппликации, в ярко выкрашенных геометрических орнаментах угадываются отголоски латиноамериканского примитива – страстного и беззащитного.

Для того чтобы стать художником, необходимо окончить специальное учебное заведение. А как становятся фотохудожниками? Наши герои пришли в эту профессию разными путями.

Нижний Новгород стал фотографической столицей провинциальной России сто лет назад. Николай Мошков – один из лучших современных нижегородских фотохудожников связан с Мордовией, он часто бывает в Саранске и Темникове, выставлялся в Республиканском музее изобразительных искусств. Получив в Горьковском политехническом институте диплом инженера судовых двигателей, Мошков увлекся фотографией, занимался в городском фотоклубе «Волга». Затем работал фотожурналистом. Он мастерски снимает родной город и деревню, крестьян и ремесленников, монастырский быт, русскую природу. Его произведения можно назвать картинами национальной жизни – светлыми, теплыми, дорогими сердцу каждого русского человека.

Ведущий фотохудожник Мордовии – Николай Ревизов. Он окончил Алма-Атинское военное училище погранвойск, затем (там же) университет, работал в Казахстане журналистом. Несмотря на успешную карьеру, Николай Ревизов мечтал вернуться в Россию, поселиться в Мордовии. В 1959 году он приезжает в Саранск, некоторое время работает в районной газете, затем становится тележурналистом. С фотокамерой он побывал во всех уголках республики. В 70-80-е годы Ревизов опубликовал несколько серий своих фоторабот в краеведческих и художественных альбомах и книгах, выпущенных Мордовским книжным издательством. В 1994 году его фототворчество было отмечено Государственной пре-
мией Республики Мордовия. Все эти годы Николай Ревизов писал стихи, сегодня фотохудожник Ревизов – автор двух поэтических сборников – «Сотворил поэт богиню» и «Дневник души моей». «Основа моей поэзии, – говорит Николай Егорович – это великое состояние души – любовь».

Хорошо известен саранскими фотографическими летописями Валентин Крайнов. Он начал снимать город и горожан в конце 40-х годов. В детстве он тяжело заболел, но, закалив волю, стал спортсменом, занимался в аэроклубе, путешествовал. В Саранске он окончил художественную школу и музыкальное училище. В Ленинграде – военно-морское училище, затем служил на торпедных катерах в Севастополе. Вернувшись в Саранск, окончил исторический факультет Мордовского университета, руководил краеведческим музеем в Черниговской области. За три десятилетия он побывал в 226 городах СССР, за рубежом, не расставаясь при этом с фотокамерой. Он отснял все районы и православные приходы Республики Мордовия. Создал уникальную портретную галерею саранских (и не только) знаменитостей – писателей, художников, ученых. Ни одно иллюстрированное издание последних лет не обходится без снимков Валентина Крайнова – фотохудожника и путешественника.

Профессия архитектора ассоциируется с созиданием. Именно к таким созидателям принадлежит Сергей Левков – патриарх саранской архитектуры, замечательный университетский педагог, воспитавший не одно поколение инженеров-строителей. Сергей Онисимович приехал в Саранск в 1945 году. Сегодня без зданий архитектора Левкова уже невозможно представить Саранск, который именно в послевоенные годы стал превращаться из захолустного городка в промышленный и культурный центр, приобретал представительный облик. Левков начал свою деятельность с реконструкции главных общественных зданий. В 50-е годы им были запроектированы и построены жилые дома на проспекте Ленина и улице Коммунистической. Среди наиболее примечательных построек – школа колхозных кадров (ныне Дом культуры университета), Дом политпросвещения (ныне музыкальная школа № 1), Дом Союзов, сооружения в парке им.А.С.Пушкина. С 1963 по 1993 год Сергей Онисимович работал деканом строительного факультета, заведующим кафедрой архитектуры, доцентом этой кафедры. Он всегда был неравнодушен к облику Саранска, который стал быстро, до неузнаваемости меняться в последние годы. Все новостройки в городском центре живо интересуют его, он высказывает свое мнение, горячо спорит с авторами проектов. Активная позиция и неиссякаемое жизнелюбие 93-летнего архитектора вызывают всеобщее восхищение. В 2002 году он опубликовал интересные «Воспоминания архитектора», и сегодня он работает над продолжением мемуарных очерков.

Полтора десятилетия работал в Саранске Владимир Бабаков, получивший известность не только как талантливый архитектор, но и как фотохудожник. Окончив Горьковский инженерно-строительный институт, он проектировал в Анапе, Краснодаре и в 1991 году был отмечен на IX Всероссийском смотре лучших архитектурных произведений. В 1989 году Бабаков возвращается в Саранск, где проявил себя и в проектировании, и на административном поприще (как главный архитектор Республики Мордовия). Саранские постройки Бабакова отличаются не габаритами, а высоким вкусом. В центре города располагается часовня св. преп. Александра Невского, выстроенная в декоративном неорусском стиле и освященная в 2000 году патриархом Алексием Вторым. Следующий проект Бабакова – часовня в сквере перед зданием МВД РМ – получил более строгие формы. В церкви прихода «Вельмема», построенной на улице Кирова, архитектор мастерски использовал мордовский орнамент. Владимир Бабаков неоднократно выставлялся как фотохудожник, он автор серии проникновенных портретов юного пианиста Дмитрия Демяшкина, сочных натюрмортов, виртуозно снятого танцевального ансамбля «Визави». В 2002 году Владимир Бабаков был назначен главным архитектором подмосковного Звенигорода. В этом заповедном городе архитектор столкнулся с новыми для себя задачами – с охраной и восстановлением великолепной средневековой архитектуры. Скорее всего, она вдохновит и фотохудожника Бабакова на серию пейзажей древнерусского города.

Саранские музыканты нередко черпают вдохновение в мордовском музыкальном фольклоре. Один из них – композитор Геннадий Сураев-Королев. Он родился в Томской области в семье музыканта-фольклориста, в 1953 году семья переехала в Саранск. Геннадий окончил Саранское музыкальное училище и дважды – Казанскую консерваторию (теоретико-композиторской факультет и факультет композиции). С 1978 года он преподает в Саранском музыкальном училище, в 1978-85 годах гастролировал по СССР, в 1989 году стал лауреатом премии комсомола Мордовии. Музыкант широкого кругозора, Сураев-Королев смело обновляет язык музыкальной классики. Он привнес в него как остросовременные, так и архаические звучания. В камерных и симфонических произведениях композитор ориентируется на «Third Stream», оригинальное музыкальное направление XX века: он синтезирует академическую музыку, мокшанский фольклор и джаз. Автор светлой, энергичной, солнечной музыки, он считает, что «главное в культуре народа – это музыкальный язык, который ни при каких обстоятельствах не забывается».

Мордовский музыкальный фольклор может быть интересен не только этнографам, он должен стать актуальным и даже модным – доказал своим ярким творчеством безвременно ушедший Владимир Ромашкин. Он родился в селе Ичалки, окончил Саранское музыкальное училище, Казанскую консерваторию и аспирантуру НИИЯЛИЭ. Увлекался бардовской песней, был президентом Саранского клуба самодеятельной песни. На рубеже 80-90-х годов, когда возрос интерес к этниче-
ской культуре, Ромашкин, занимавшийся в НИИ изучением крестьянской музыки, решил выйти с накопленным материалом на эстраду. В 1990 году в городском училище культуры он организовал мужской хор, названный впоследствии «Торама». С 1991 года группа, исполнявшая аутентичный мордовский фольклор, стала участвовать в фестивалях этнической музыки в России и за рубежом (в Финляндии, Англии, Швеции, Эстонии). Вместе с тем, ансамбль, вскоре получивший Государственную премию Республики Мордовия, охотно выступал на городских улицах, доказывая демократизм своего творчества. Энергичный, рождавший и воплощавший самые невероятные идеи, Владимир Ромашкин вывел крестьянскую музыку на фестивальные эстрады, в радиоэфир, стал записывать ее на компакт-диски. Его ранняя кончина в 2002 году – на творческом взлете – потрясла всю республику. Многие проекты этого энтузиаста остались незавершенными.

В середине 90-х годов молодой саранский тромбонист и пианист Александр Курин организовал джазовый квинтет, который стал первым профессиональным джазовым коллективом в Мордовии. С 1997 года «Ковчег-мейнстрим» принимает участие во всероссийских джазовых фестивалях. В те же годы джазисты решили объединиться с ансамблем Ромашкина. «Торама-джаз» стал исполнять музыку, в которой переплелись современный джаз и архаичные мордовские песнопения. Ансамбль был восторженно принят саранской публикой и с успехом выступил на ряде фестивалей в России и за рубежом. В 2002 году неутомимый Курин сформировал биг-бэнд «Саранск», который дебютировал на фестивале «Вейсэ джаз». Это невероятно, но организатором международного фестиваля также стал Александр Курин. В 2003 году состоялся Второй фестиваль джазовой музыки, который собрал великолепных музыкантов из России, Европы и США. Благодаря кипучей деятельности Александра Курина, Саранск стремительно превращается в один из джазовых центров России.

Музыкальная одаренность Дмитрия Демяшкина была замечена рано. Он родился в Саранске, учился в музыкальных школах Казани и Москвы. Воспитанник московского профессора Константина Щербакова, с 1999 года Дмитрий учится в Высшей музыкальной школе Цюриха. Он обладатель 6 гран-при международных конкурсов, записал несколько дисков. Демяшкин работает с известными импресарио, превосходные рекомендации дали ему известные в западном музыкальном мире Джон Белл Ян и Жак Лейзер. Ежегодно в декабре Дмитрий приезжает в родной город и дает концерт в драматическом театре. Плотный график европейских выступлений не позволяет ему задержаться в Саранске надолго. В декабре 2003 года после очередного блестящего концерта, в котором пианист исполнял Чайковского и Рахманинова, Балакирева и Баха, Дмитрий сказал: «Для меня концерты в Саранске, в Мордовии всегда особенные. Здесь у меня много настоящих поклонников, которые благосклонно относятся к моему творчеству. Я также очень благодарен руководству республики за ту поддержку, которая оказывается мне в течение последних лет». После окончания аспирантуры он планирует остаться в Швейцарии. Саранские меломаны убеждены, что Дмитрий Демяшкин станет национальной «звездой» классической музыки.

Конечно, мы не смогли охватить всех интересных и ярких людей, которые были представлены на страницах «Странника». Это и замечательные художники В.Карасев и С.Коротков, талантливый композитор Г.Вдовин, чемпионка мира по спортивной ходьбе И.Станкина, режиссер А.Матвеев, социолог С.Полутин, летчик В.Пелех и многие, многие другие. Жаль, что нет возможности рассказать обо всех.

Трудолюбивые, страстные и целеустремленные, они достигли успехов, благодаря упорной работе, непрерывным творческим исканиям и неподдельной искренности. Они постоянно напоминают нам о красоте мира и достоинстве человека. Своей деятельностью они хотят быть полезными дорогой, нежно любимой родине. Таковы персонажи нашей галереи. Она будет пополняться новыми очерками, потому что творческие силы провинции неиссякаемы.